Поиск

«Бизнес со скоростью мысли»: думай, решай и действуй быстро

«Бизнес со скоростью мысли» Б. Гейтса

ТЕКСТ: Андрей Ситников
Мы все знаем, что такое интернет, электронная почта, электронные базы данных, компьютерные программы, однако используем их лишь для автоматизации существующих бизнес-процессов. Книга «Бизнес со скоростью мысли» позволит заглянуть в суть информационных технологий, осознать их колоссальные возможности и ультимативное влияние на все стороны жизни, получить конкретные рекомендации по их организации, а также представить будущее, которое всенепременно будет информационным, и своё место в нём.

 


«Бизнес со скоростью мысли» (Business @ the Speed of Thought) — книга, написанная Биллом Гейтсом в соавторстве с Коллинзом Хэмингуэем и опубликованная в 1999 году.

Книга выпущена на 25 языках и продаётся более чем в 60 странах мира, получила высокую оценку критиков и была внесена в списки бестселлеров газет New York Times, USA Today, Wall Street Journal и вебсервера Amazon.com.

Широко доступна в интернете для свободного скачивания.


 

В процессе накопления личного профессионального опыта Билл Гейтс пришёл к выводу, что успех бизнеса основан на принципах обращения информации, и, следовательно, большинство факторов, тормозящих бизнес, возникают по причине неумения выстроить и использовать информационные потоки. Для эффективной работы каждая организация должна иметь «электронную нервную систему». Это, цитируем автора «Бизнеса со скоростью мысли», «совокупность электронных процессов, с помощью которой компания воспринимает мир и адекватно реагирует на изменения, происходящие в нём, будь то новое событие в стане конкурентов или возникновение новой потребности у клиентов. Для создания «электронной нервной системы» требуется оборудование и программное обеспечение; от обычной компьютерной сети её отличают точность, оперативность и богатство предоставляемой информации, что даёт интеллектуальным работникам возможность осуществлять коллективную деятельность и вырабатывать оригинальные решения». Ниже автор перечисляет двенадцать основных условий, которые нужно выполнить, чтобы поток электронной информации вошёл в плоть и кровь вашей компании: при осуществлении интеллектуальной деятельности, деловых операций и коммерческой активности.

Ключевой дефиницией «Бизнеса со скоростью мысли» является понятие «интеллект компании». Что это значит? Очевидно, по мнению автора, это не буквальная совокупность интеллектов сотрудников, а скорее способность организации собирать их идеи, анализировать, компилировать для максимально эффективного использования. Чтобы лучшие из замыслов и предложений, генерируемых сотрудниками, не были утеряны, а стали двигателем бизнеса, нужна система, способная осуществить функции сбора и обмена информации, которую Билл Гейтс и называет «электронной нервной системой».

В свою очередь с этим понятием тесно связано ещё одно: «информационная работа», используемое Гейтсом, но впервые введенное Майклом Дертузосом, руководителем лаборатории Массачусетского технологического института, в книге «Что нас ждёт». «Информационная работа, — пишет Дертузос, — проектирование здания, обсуждение контракта, заполнение налоговой декларации — требуется для большинства реальных данных, с которыми мы имеем дело в жизни, и составляет большую часть видов деятельности, выполняемой в экономически развитых странах». Дертузос считает, что информационная работа порождает 50–60% валового национального продукта индустриально развитых стран. И далее рассуждает уже Гейтс: «Информационная работа — это работа мысли. Когда мышление и сотрудничество получают мощную поддержку компьютерных технологий, это и означает, что вы создали «электронную нервную систему».

Чтобы построить такую систему и с её помощью изменить организацию, сделав более динамичной, нужно совершенствовать отношения с клиентами, партнёрами и коллективом сотрудников. Фундаментальный труд Билла Гейтса «Бизнес со скоростью мысли» рассказывает о каждом из этих направлений работы, являясь отличным пособием к руководству. Переходя к подробной детализации и практическим советам, Билл Гейтс объясняет, как, с его точки зрения, наладить множественные отдельные детали системы. Любопытно, что, наряду со сложнейшими, он рассматривает и такие «рутинные» для нас вещи, как, к примеру, e-mail. Казалось бы, что ещё мы не знаем об этом?! И, однако, прочитав главу «Что может электронная почта?», читатель будет удивлён, обнаружив, насколько шире её функции и больше потенциал в деле развития бизнеса!

Как мы уже упомянули выше, книга «Бизнес со скоростью мысли» — это не только практическое руководство, что само по себе ценно, но и глобальный концепт. На её Билл Гейтс впервые вводит понятие «Web-стиль», что означает образ жизни людей в целом! В посвящённом этому разделе автор говорит о формировании новой организации быта, торговли и т. п., производит очередной культурный переворот — точно так же, как когда-то это сделало массовое использование электричества!

Пересказывать содержание этой книги или «цитировать» из неё полезные советы было бы кощунством — не нужно разбирать книгу на крылатые фразы (хотя мы и приводим несколько), поскольку, вырванные из контекста, они могут потерять половину своего смысла. Книга Гейтса — целостный труд, однако назовём некоторые заголовки, которые вызывают мгновенный интерес и желание узнать больше: как добиться преимущества над конкурентами в информационную эру, изменение роли региональных менеджеров, не пропустите точки перегиба, как избежать самодовольства, повышение ценности транзакций, изменение роли торгового отдела, сохранять темп при росте сложности, завоевать мир и выйти из игры, учитесь обращать плохие новости в хорошие и т. д.

Книга «Бизнес со скоростью мысли» прекрасно структурирована наподобие учебника, каждая глава обязательно заканчивается перечнем выводов, которые помогают усвоению довольно сложного материала, например: «Руководителям среднего звена необходимо столько же информации, сколько и высшему руководству, хотя зачастую они получают меньше», «Самые недовольные клиенты — ценнейший источник подобной информации». В конце каждой главы есть и контрольные вопросы, которые автор задаёт читателю. Например: «Позволяет ли ваша информационная система интеллектуальным работникам тратить большую часть времени, анализируя информацию, а не собирая её»? Или «Позволит ли используемая вами в Сети инфраструктура в будущем без труда встроить в сайт поддержку видео и телефона»? Очень актуально для большинства наших компаний.

Особенно увлекательно читать примеры из деятельности компании Microsoft, как, скажем, в главе под названием «Как мы сэкономили кучу бумаги и сорок миллионов долларов». Даже сами по себе эти описания бесценны, но, встроенные в фабулу книги, они являют практический впечатляющий пример реализации идей автора: «Бухгалтерские фирмы оценивают расходы на обработку бумажных заказов — большую часть которых составляет оплата труда людей, работающих с ними, — в 145 долларов за транзакцию. Сравните это со стоимостью обработки электронных форм в Microsoft, составляющей всего 5 долларов за транзакцию. За первый год эксплуатации только система MS Market обработала 250 тысяч транзакций на общую сумму более 1,6 миллиарда долларов, сэкономив при этом нашей компании на их обработке не менее 35 миллионов долларов».

Впрочем, Билл Гейтс рассказывает в книге «Бизнес со скоростью мысли» и об опыте множества других компаний, например, историю становления компании Sony, начавшуюся с неудачной попытки выпустить первую в Японии электрическую рисоварку, или приводит факты из жизни другой компании, которая сначала выпускала «что ни попадя» — сварочные аппараты, датчики для кегельбанов и тренажёры для снижения веса, затем перешла на осциллографы и компьютеры и в конце концов стала той Hewlett-Packard, которую мы так хорошо знаем сегодня. Эти компании достигли феноменальных успехов, следуя за потребностями рынка.

Также Гейтс на многих страницах цитирует свою любимую книгу о бизнесе «Мои годы в General Motors» Альфреда Слоуна. Главная проблема этого топ-менеджера и то, как он её решал, наверняка вдохновляли автора. Альфред Слоун уже к середине 30-х годов прошлого века создал «стандартизированную систему учёта», которая была, говоря языком Гейтса, «нервной системой» GM, только в ту пору ещё не электронной. И не менее интересно описана сегодняшняя уже «суперэлектронная нервная система» этого автомобильного гиганта.

«Бизнес со скоростью мысли» ещё и провидческий труд, в чём мы уже можем быть уверены. Прогнозы на 10 лет, данные Биллом Гейтсом в 1999-м, такие, как общедоступность интернета, использование ПК в обучении, интегрированность коммуникационных систем и интернета, интернет-торговля и другие, исполнились. И в последующие, то есть уже в наши годы, технологии продолжают двигаться в описанной им парадигме, и ещё быстрее, о чём он тоже сказал в этой замечательной книге.