Поиск

Индия: страна благоприятных возможностей

Автор: Биной Сахи
 

Я часто слышу о зарубежных компаниях, изучающих возможность начать продажи своей продукции в Индии. Однако большинство из них, что называется, «за деревьями леса не видит». Поскольку Индия – это калейдоскоп контрастов, необходимо располагать более чем одним маркетинговым планом, чтобы удовлетворить интересы клиентов в её различных регионах.

 


Прия Сривастава (Priya Srivastava), IT-специалист из Бангалора, – владелица бигля по кличке Ронни. Она буквально прочёсывает множество сайтов зоотоваров и зоомагазинов, чтобы найти для своего любимца всё самое лучшее. «Сегодня у меня есть огромный выбор качественных товаров для моего питомца. Ещё несколько лет назад такого не было», – утверждает Прия. Это не только её мнение, то же самое говорят и многие другие владельцы животных в Индии.


 

Неофициальный рейтинг

В неофициальном рейтинге домашних любимцев первенство продолжают удерживать собаки. За ними следуют кошки, птицы и мелкие млекопитающие. Становятся популярными и рыбки, но пока только в нескольких регионах. Численность кошек растёт в Мумбае, Бангалоре и Хайдерабаде. С недавних пор во многих городах стали появляться клубы любителей кошек. В продаже имеются такие марки кошачьего корма, как Whiskas, Me-o, Regale meal, Maxx, а также другие марки, например, бренды Royal Canin и Drools. В Индии продаются разнообразные гигиенические наполнители для кошачьего туалета, в их числе Pura – местный бренд, хорошо известный на международном рынке.

 

Рынок кормов для домашних животных

Объём рынка зоотоваров в Индии – 8,166 млрд индийских рупий (что эквивалентно €113 млн или $127 млн), из которых 6,366 млрд индийских рупий (€88 млн или $99 млн) – доля кормов для собак и кошек. По оценкам Euromonitor International, в 2014 г. этот рынок вырос на 23,2%. На индийском рынке кормов для домашних животных увеличилось число предпринимателей, производящих корма для животных в Индии. Расширение производства экструдированных кормов – важный показатель роста рынка, принимая во внимание объёмы необходимых для этого инвестиций.

Так, компания Taiyo Feed Mill Pvt Ltd производит ежемесячно 1400 тонн корма для собак, кошек и рыб. «В 2014 году мы запустили корм для собак Bairo, и он имеет безусловный успех на рынке», – говорит руководитель компании Р. С. Прабхакар (R. S. Prabhakar).

Drools – новый бренд IB Group, базирующейся в Чхаттисгархе (Центральная Индия). Сочетание агрессивной маркетинговой стратегии, охвата всей территории Индии и конкурентного ценообразования позволяет предположить, что этот бренд обосновался на рынке всерьёз и надолго.

 

Развитие собственных торговых марок

Собственные торговые марки – для Индии явление уже привычное. Один из новичков рынка – компания Bharat International (г. Пуна). Её директор Бхарат Питти (Bharat Pittie) долгое время был импортёром и дистрибьютором Eukanuba, за счёт чего приобрёл обширные знания в данной отрасли. «Рынок созрел для новых кормов для животных. Это отличная возможность для разработки и внедрения собственных торговых марок», – считает Бхарат. С полной ответственностью можно заявить, что зоорынок Индии бурлит новыми событиями.

 

Розница

За последние два года площадь зоомагазинов в мегаполисах Индии увеличилась со 150 до 15000 кв. футов (14–1400 кв.м). Покупательские предпочтения владельцев животных в основном определяются площадью их жилья.
 


Ананд Питти (Anand Pittie), директор компании ABK Imports, специализирующейся на аксессуарах для домашних животных, очень доволен показателями работы компании в 2014 году. «Мы демонстрируем неуклонный рост и намерены продолжать обеспечивать рынок качественными товарами для домашних животных », – говорит Питти. Его компания действует по принципу: «Постоянно раздвигать границы возможного, превосходить ожидания, оставлять у своих партнёров по бизнесу наилучшие впечатления о себе».


Зоомагазины и ветеринарные клиники являются самыми серьёзными игроками на индийском рынке розничных продаж товаров для домашних животных Помимо китайских аксессуаров магазины торгуют товарами таких брендов, как Trixie, Savic, BioGroom и Petkin, что свидетельствует о постепенном переходе спроса от дешёвых марок к более дорогостоящим брендам. Розничная ниша пока вполне свободна для сетевых супермаркетов, но они пока не демонстрируют значимого интереса. Розничные интернет-продажи за последний год росли скачкообразно.

Рана Атея (Rana Atheya), руководитель и основатель компании DogSpot, отмечает: «Мы продаём 1500 единиц товара, что означает 300% рост по сравнению с прошлым годом. Однако в Индии 4 миллиона собак, так что мы пока не охватили даже 1% от их числа».

Интернет-магазину Amazon удалось привлечь внимание клиентов к своему разделу товаров для домашних животных, и сегодня многие компании продают свою продукцию через этот магазин. Онлайн-зоомагазинов существуют десятки. В интернет-магазинах с иной специализацией (Pepperfry, Snapdeal и др.) также представлена категория зоотоваров. Учитывая интерес к интернету в Индии, можно с уверенностью утверждать, что рост онлайн-зоомагазинов продолжится.

 

Ответственное содержание животных

Информированность – главное, чего на сегодняшний день не хватает индийцам. Зоокомпаниям приходится совместными усилиями обучать персонал зоомагазинов и распространять информацию о правильном и ответственном содержании питомцев. Реальность такова, что даже в наше время многие владельцы магазинов не знают основополагающих вещей и недостаточно компетентны, чтобы инструктировать хозяев домашних животных.

Говорит Линда Хоук (Linda Hawke), основательница крупнейшей в стране Индийской международной выставки товаров для домашних животных (IIPTF): «Для обучения владельцев домашних животных на нашей выставке работает зона консультаций, также мы пристраиваем бездомных животных, но в этой области предстоит ещё очень много работы».

Качество ветеринарных услуг заметно улучшилось. Например, крупные клиники Max Vet (Дели) и Cessna Life (Бангалор) располагают просторными помещениями и предлагают лечение таких серьёзных заболеваний, как рак, почечная недостаточность и др. Владельцы животных готовы платить больше денег, чтобы увеличить продолжительность жизни своих любимцев. Ветеринарные компании вкладывают всё больше и больше средств в качественное оборудование – и это открывает величайшие возможности для развития ветеринарных услуг в Индии. Хорошо растут продажи лечебных кормов, доступных только в ветканале, однако их регулярное наличие на рынке – пока проблема для Индии.

 

Хорошие перспективы

Население Индии составляет больше миллиарда человек, её территория огромна. Что же мешает стране развиваться так же быстро, как, например, Китай? Изменение психологии владельцев животных – вот над чем каждой компании придётся здорово потрудиться. Цена – не единственная причина слишком медленного перехода от кормления питомцев едой со стола к приобретению для них специальных кормов. Индийцы достаточно расчётливы, но если предоставить им необходимую информацию, они вполне готовы тратиться на своих любимцев.