Кризис – это благословение, или Как сохранить компанию

Рецензию на книгу доктора Ицхака Калдерона Адизеса «Управление в эпоху кризиса. Как сохранить компанию» лучше всего начать с анекдота. Два человека бредут босиком по африканской саванне и вдруг встречают льва. Один начинает быстро натягивать кроссовки. Другой удивлённо спрашивает: «Зачем ты надеваешь кроссовки? Тебе всё равно не обогнать льва!» На что первый отвечает: «Я и не надеюсь обогнать льва, я хочу обогнать тебя!» Книга Адизеса именно об этом – от кризиса убежать невозможно, однако можно быть на шаг впереди конкурентов в принятии жизненно важных для компании решений.

 

В мире развития и управления бизнес-проектами имя Ицхака Адзиеса известно не одно десятилетие. Это неудивительно, за почти полвека профессиональной деятельности, он работал с такими бизнес-грандами, как Bank of America, Coca-Cola, Volvo, консультировал и корректировал курс компаний в 52 странах. В России Адизес сотрудничал с компаниями «Сибур» и «Сбербанк». Используя свой опыт управления, он выступал в качестве консультанта по политическим вопросам в целом ряде стран – Израиле, Бразилии, Мексике, Гане, Македонии и Греции. Преподавал в Калифорнийском, Стэнфордском и Иерусалимском университетах, является почётным доктором РАНХИГС при президенте РФ. Его книги переведены на 31 язык, он основал одну из самых успешных консалтинговых компаний – «Институт Адзиеса».

 

Человек-легенда

Ицхак Адзиес родился в столице Македонии Скопье 22 октября 1938 года. Но бизнес-мир мог бы и не узнать одного из ведущих специалистов по управлению, если бы не счастливый случай – семья Адзиес с шестилетним Ицхаком оказалась в числе двенадцати семей – носителей старинного наречия испанских евреев, и это спасло их от мук концлагеря во время Второй мировой войны. В 1963 году Адзиес получил степень бакалавра по экономике и политологии в Еврейском Университете в Иерусалиме. В 1967 году – степень магистра в Колумбийском Университете, а уже на следующий год стал кандидатом наук. В период с 1965 по 1967 годы Ицхак Адзиес трудился в стенах Колумбийского Университета, а в 1967 году начал работать в сфере бизнес-консультирования, и с тех пор продолжается его многолетняя практика, в ходе которой американский и македонский консультант по бизнес-процессам укрепил и развил несколько десятков компаний – от маленьких фирм до всемирно известных корпораций, перевернул методологию управления и деятельности организаций, а также обучил будущих управленцев грамотному менеджменту.

Доктор Адизес широко известен благодаря своей теории жизненных циклов. Он утверждает, что любая компания – это живой организм, переживающий разные стадии развития и связанные с ними болезни роста.


«Лучше всего бороться с кризисом с помощью упреждающих мер. Но, если вы опоздали с заблаговременными мерами, действуйте сообразно ситуации».


Как эксперт Адизес не мог оставить без внимания проблему выживания компаний в период экономического кризиса. Этой теме посвящена книга «Управление в эпоху кризиса. Как сохранить ключевых людей и компанию в целом». У автора особый взгляд и на причины возникновения проблем в структуре бизнеса, и на способы их устранения.

 

Это – не катастрофа

«Кризис может стать подлинным благословением для любого человека и любой страны, поскольку все кризисы ведут к прогрессу» – с такой фразы начинается мини-курс практического пособия «Управление в эпоху кризиса. Как сохранить ключевых людей и компанию». Книга вышла в 2009 году, сразу же и надолго войдя в бестселлеры.

Её основная тема – тактически выверенное и твёрдое управление в непростые экономические времена. Для Адизеса кризис – не катастрофа, а отправная точка для роста. Автор советует помнить: в сложной ситуации оказались не только вы, но и ваши конкуренты, а это значит, что у вас появилась уникальная возможность их обойти.

В книге нет простых и чудодейственных советов и способов, как удержать на плаву организацию в острой экономической ситуации. Вместо них – опыт руководителей компаний. В сущности, труд Адизеса – это сборник историй отдельных топ-менеджеров и компаний, щедро приправленных логическими рассуждениями и убедительными выводами. Автор беседует, например, с бывшим президентом Porsche Петером Шульцом, победителем финала Кубка Америки австралийцем Аланом Бондом, миллиардером Джорджем Соросом. И все они подтверждают постулаты Адизеса: нужно упорно трудиться, готовиться к кризису ещё до его первых признаков, работать с проблемами и живо откликаться на происходящее в мире.

«Когда изменений нет, торжествует посредственность!» – Петер Шульц. «Я не потерял 20 миллионов долларов, а прослушал курс в школе жизни, который обошёлся мне в 20 миллионов долларов. Но, во-первых, не так много людей на свете, которые могут позволить себе заплатить за науку такую сумму. Во-вторых, теперь вопрос в том, усвоен мной урок или экзамен провален?» – Алан Бонд. «Я не умнее других, я просто быстрее признаю и исправляю свои ошибки» – Джордж Сорос.

Адизес уверен и доказывает на протяжении всей книги: именно перемены приводят к прогрессу («организации, готовые к переменам, крепнут в трудные времена, а неподготовленные рискуют обанкротиться»). И эти перемены неизбежны, их темпы стремительно растут от десятилетия к десятилетию. Оперативная реакция на изменение приводит к росту компании и её стабильности, игнорирование и оглядка на прошлое – к образованию проблемы. Упустить проблему – значит позволить ей разрастись. Разросшаяся проблема, неохватная и вышедшая из-под контроля, и есть кризис. «Своевременно не устранённое затруднение превращается в кризис, следовательно, успешно решая возникающие проблемы с помощью упреждающих мер, мы не даём им перерасти в кризис», – говорит Адизес.


«В период кризиса люди лишаются более важных вещей, чем деньги. Они подрывают своё здоровье. У них рушатся семьи. Они теряют друзей. Поэтому в трудные времена прежде всего следует позаботиться о собственном здоровье. Постарайтесь не заболеть от переживаний и стрессов. В первую очередь берегите себя».


Это страшное слово встречается почти на каждой странице. Но, изучая книгу, читатель получает ценные знания об истоках кризиса. О том, как одни компании реализуют себя в этом периоде, а другие – слабые и медленно реагирующие – исчезают с рынка. О том, что делает организацию устойчивой, а главное, как любой бизнес укрепить и подготовить к непростым временам. «Не принимать решение — значит принять решение ничего не делать. Уступить страху и бездействовать, не решая проблем, вызванных изменениями, — верный путь к кризису», — уверен автор. Он неоднократно подчёркивает, что «упреждающие меры» всегда приносят больше, чем «экстренные».

 

Анализируй, думай, сравнивай, меняйся и развивайся

Адизес уверен: даже самая высокоорганизованная корпорация работает на простых установках. Его идеальный руководитель – неутомимый идейный лидер, предоставляющий свободу решения и работающий на благо компании. Но движущие силы компании согласно Адизесу – это специалисты и финансовые потоки.

«В условиях кризиса важно поддерживать денежные потоки и беречь трудовые ресурсы», – говорит он. И приводит интересный пример: первое, на что шли работодатели в Америке в период кризиса 2008 года, – это увольнение сотрудников и сокращение расходов на рекламу. Опыт впоследствии переняли во многих странах. Адизес предлагает другое решение: сохранить сотрудников, сократив им рабочие часы. Кризис не вечен, ситуация рано или поздно поменяется, и компании придётся заново обучать других сотрудников, тратить на это время и деньги, что может существенно затормозить её развитие к радости конкурентов, сохранивших своих специалистов.


«В Америке есть поговорка: «Даже если ты на правильном пути, не стой на месте, иначе тебя переедет грузовик!» Бездействие во время кризиса — худшая тактика».


Важный аспект успешной работы компании – интеграция всех её структур, которой, по мнению автора, стоит уделять неослабевающее и особое внимание. Согласно «теории подсистем», все составляющие, входящие в организацию, всегда должны быть в контакте друг с другом, изменяться синхронно и быть единым целым. Дисфункция любого из «органов» делает весь бизнес-организм недееспособным. Например, отдел сбыта может работать на высшем уровне, увеличивая объёмы продаж и расширяя клиентскую базу, но при этом бухгалтерия находиться в прошлом веке, а отдел персонала набирать специалистов, которые были востребованы вчера. Такая компания не сможет приспособиться к быстро изменяющейся экономической ситуации, и её неизбежно ждёт крах. Анализируй, думай, сравнивай, меняйся и развивайся – вот секрет успеха, по мнению Адизеса.

Именно поэтому автор предлагает первым делом определиться с миссией компании и донести свои намерения до всего персонала. Если кто-то не разделяет ваших взглядов, нужно прощаться с человеком, каким бы прекрасным специалистом он вам ни казался. После определения миссии наступает время структурировать полномочия: кто за что отвечает и кто кому подчиняется. Система должна работать безупречно. Только в этом случае бо́льшая часть энергии компании будет направлена не вовнутрь, на решение внутриструктурных проблем, а вовне – на поиск новых путей развития.

Бизнес должен развиваться не из-за страха перед завтрашним кризисом. Сотрудников организации следует подбирать так, чтобы они были профессионалами по убеждению, а не по принуждению, готовыми принимать решения и нести общую ответственность. Тогда компания будет использовать экономические встряски и борьбу на свободном рынке, чтобы меняться стремительнее, развиваться и отлаживать свои механизмы опережения конкурентов.

 

Желаю вам масштабных проблем

Книга Адизеса будет полезна не только как пособие по трудным временам. Ведь в динамично развивающемся бизнесе одни изменения влекут за собой другие даже при благоприятной экономической обстановке. Крупные проблемы неизбежны, но это – показатель роста. Например, если у компании есть задача увеличения региональных продаж, то после её решения обязательно встанут вопросы управления в масштабах всей страны. «Проблемы делаются всё крупнее, поскольку вы берётесь за всё более масштабные задачи. Вы растёте», – говорит Адизес. Для него отсутствие крупных проблем – тревожный «звоночек», это значит, что бизнес мельчает.

«Как-то раз под Новый год я разослал всем своим клиентам поздравительные открытки, в которых пожелал им счастливого и плодотворного нового года, и написал следующее: «Пусть в наступающем году ваши проблемы станут более масштабными, чем в уходящем, — а внизу мелкими буквами добавил: — …и пусть их решение будет успешным».

Как бы странно это ни звучало, но, в сущности, «Управление в эпоху кризиса. Как сохранить компанию» – книга не о кризисе. Она – об опыте и желании постоянного развития. Она не диктует нормы управления, но наставляет и красочно показывает примеры эффективных мер. Автор с успехом избавляет читателя от страха перед надвигающейся тёмной бурей под названием «кризис» и показывает важность совершенства и интеграции всех составляющих бизнеса. Книга даёт хороший стимул к действию, укрепляя веру в собственные силы, показывая, что проблемы закономерны, и они являются признаком роста.

 


ТЕКСТ: Юлия Ипатова


 

Подписка на журнал

Зообизнес в России


Первый российский журнал для тех, кто работает в сфере торговли зоотоварами и услуг для животных. Здесь печатаются аналитические материалы, информация о современных технологиях производства товаров для животных, сообщения о новых продуктах, событиях отрасли, статьи о фирмах, обзоры зарубежных профессиональных журналов и многое другое.


Оформить подписку
Close