Лидер и его харизма

Радислав Гандапас — известный в России бизнес-тренер, специалист по лидерству и эмоциональному интеллекту. Он — автор серии книг, посвящённых мотивации, лидерским качествам, успеху. Его опыт и знания служат примером как для многих начинающих предпринимателей, так и для массивов российского бизнеса.

 

Р. Гандапас родился в 1967 году в Куйбышеве, почти всё детство и юность провёл в Одессе, там же окончил университет, получил образование учителя русского языка и литературы, отдал три года преподаванию… Но природная целеустремлённость, уверенность и лидерские качества привели его через одесский Дом учёных в 1994 году, затем крах собственного дела в 2001-м, через переезд в Москву и создание успешного бизнеса — компании «Ораторика», через возможность писать и публиковать книги, на первые строчки бизнес-рейтингов, в которых он стабильно держится.

Его достижениями являются трёхкратное признание «Лучшим бизнес-тренером года» и книжная премия за лучшую деловую книгу 2013 года. Его авторству принадлежат девять книг, изданных на пяти языках, видеокурсы по ним, а также 14 фильмов по лидерству и ораторскому искусству. Его опыт перенимают руководители таких крупных компаний, как МТС, Сбербанк, Альфа-банк, РЖД, «Сибур», ТТК, Росгосстрах, «Эльдорадо», он выступает экспертом и у российских филиалов IBM, BP и MTV.

Лидерство и власть — это не модные темы для разговора, заполнившие головы обывателей «в последнее время». Власть появилась наравне с обществом. В любой группе людей сразу выделяется лидер — самый почитаемый человек общины, вождь, старейшина. Корни этого закона лежат в доминировании более сильных над менее приспособленными и слабыми.

Ведущий и ведомый — это часть природы. Люди унаследовали это от предков-обезьян, но именно в наши дни власть превратилась в цель (порою в жизнь) и приобрела ореол недосягаемости для простых смертных.

Каждый, кто понимает, что он хочет быть лидером, если он до этого был подчинённым без амбиций и целей, неизбежно сталкивается с понятием «харизма», зачастую в связке «харизма лидера». О книге именно с таким названием и пойдёт речь.

Конечно, не харизмой единой некоторые личности выбиваются вперёд, но как составляющую успешного лидера её нельзя не учесть. Книга начинается с вопроса автора: «Что такое харизма?». Для затравки автор на первых страницах приводит несколько пространных определений этого феномена. А дальше начинается подробное и увлекательное 11-главое исследование…

Книга «Харизма лидера» — это вместилище психологических особенностей человека и бизнес-законов, одно неотделимо от другого, хотя в начале книги, только заинтересовавшись харизмой и примеркой этого явления на себя, читатель склонен сомневаться.

Какой бывает харизма по Р. Гандапасу? Однозначно не врождённой, несмотря на убеждения, навязываемые харизматичными лидерами. Несомненно, недолговечной, поскольку зависима от человека, его мироощущения, жизни и целей. Так или иначе неразрывно связанной с властью и контролем над умами людей.

Какие мифы сопутствуют этому феномену? Можно ли стать харизматичным управленцем? В каких ситуациях проявляется могущество харизмы? Харизматики-лидеры — чем они отличаются от лидеров и нелидеров? Что создаёт харизму вокруг человека? Навсегда ли этот волшебный ореол, заставляющий подчинённых слепо и без единого сомнения идти за своим начальником? Эти вопросы с самой первой главы «Харизма и власть» и до одиннадцатой «Кто может стать харизматиком?» получат свои аргументированные доступно и детально расписанные ответы.

Сама концепция понятия трактуется широко и полно, составляющие харизмы подвергаются тщательному анализу и сверкам по биографиям лидеров, харизматичных людей и знаменитостей. Наиболее чевидные харизматики — Иисус Христос, А.В. Суворов, А.С. Пушкин, Р. Рейган. Их и биографии других лидеров в книге призваны не столько дополнить текст подробностями частной и публичной жизней, сколько наглядно проиллюстрироровать читателю, как харизма влияет на жизнь человека и его цели.

Прорабатывается гипотетический тип лидера через призму его харизматичности: его биография, психология, миссия, способы коммуникации и даже внешний облик и отдельные его составляющие (как трубка у Сталина, повязка на глазу Кутузова, чёрные водолазки Джобса).

Эксцентричность, практически не ограниченная временем работоспособность, аскетический образ жизни, цель — не для своего обогащения (хотя и не без этого), но направленная на распространение блага на группу, идущую за лидером, своё видение мира, своя мораль и внутренняя свобода ей следовать — этим составляющим харизмы отведены подглавы, опять же с живыми примерами.

Рассматривается влияние не только харизматиков на людей, но и влияние брендов (Apple, Starbucks, Nike). Повествование плавное, затягивающее, написанное и строго, и иронично, и просто. Просто для каждого. Потому что и тема животрепещущая и не освещённая под таким углом, и стиль автора, не раздражающий вычурными эпитетами и заезженными штампами, располагают к вдумчивому прочтению книги без оглядки на часы.

Автор не обучает созданию ореола харизматичности, поддержанию этого явления, распространению его на подчинённых на страницах своей книги. Название книги, её структура и содержание ясно говорят, что читатель держит в руках не методические рекомендации, а литературу совсем иного рода. Не обучая уловкам лидеров, не описывая тренинги по культивированию харизмы, автор доносит до читателя и природу харизмы, и черты, которые необходимы для её появления, и развенчивает мифы, приближая едва ли не любого человека к харизматику.

Харизматичный человек достигает власти быстрее, и его положение тем надёжнее, чем шире его харизматическая аура, — делает выводы читатель. Но автором неоднократно повторяется, что есть успешные, могущественные лидеры, лишённые харизмы, те, кто стал лидером не на почве обаятельности, но благодаря грамотным действиям и опыту.

Этот постулат стал центровым выводом всей книги. Перед Р. Гандапасом не стояло цели обнажить уловки успешности одних и провала других. Автор чёток и по-научному однозначен, посвящая неискушённых, ещё не состоявшихся лидеров в суть вопроса, который подтолкнул их взять эту книгу с полки.

Харизма — это дополнительная «нога» к столпам лидерства, она непостоянна, она требует идейности, отдачи, движения вперёд и к тем высотам, которых ещё никто не достигал. Она — словно дар свыше, но она же не даёт покоя, она обязывает к ответственности, к вечному поиску.

Развитие её целенаправленно ради достижения власти, по мнению автора, задача как затратная, так и бессмысленная. Ибо харизма, её феномен, её суть, направлены не на материальные блага, а на служение далёким, порой не всем понятным целям, власть на пути которых — лишь инструмент объединения людей в группу исключительно ради достижения этой цели.

И если читатель, прочитав книгу «Харизма лидера», вдохновился историями великих людей, с достатком набрался теоретических знаний о явлении харизмы и почувствовал, что он является потенциальным харизматиком (если он ещё не знал этого), то он уже знаком с азами, которые помогут ему реализовать свои амбиции, желания и жизнь. И которые другим людям неизвестны. А значит, в чём-то он уже опережает соперников. Он уже лидирует.

 


ТЕКСТ: Юлия Ипатова


 

Подписка на журнал

Зообизнес в России


Первый российский журнал для тех, кто работает в сфере торговли зоотоварами и услуг для животных. Здесь печатаются аналитические материалы, информация о современных технологиях производства товаров для животных, сообщения о новых продуктах, событиях отрасли, статьи о фирмах, обзоры зарубежных профессиональных журналов и многое другое.


Оформить подписку
Close