Поиск

Мировые продажи кормов для рыб. Есть ли повод для оптимизма?

По данным 

Текст: Дэмиан Шор, аналитик Euromonitor International
 

Рынок кормов для рыб постоянно находится в состоянии медленного спада; однако всё чаще появляющаяся информация о потенциальной пользе аквариумов для здоровья, попытки производителей сделать увлечение аквариумистикой более доступным и несомненные кассовые успехи студии Pixar могут заставить фортуну вновь повернуться лицом.

 

Медленный рост на рынке Латинской Америки пытается обратить снижение продаж вспять

Объёмы продаж на мировом рынке кормов для рыб прекратили рост за последние два года, уменьшившись в 2016-м на 0,5% до $1,216 млрд. При этом с 2011 по 2016 гг. продажи в целом выросли на 1%. Западноевропейский рынок был главным источником ослабления, продажи здесь упали за тот же период на 16% до $372 млн. Помимо продолжающегося экономического кризиса, особенно в Южной Европе, увлечение аквариумистикой стало несколько выходить из моды в таких странах, как Великобритания и Франция, где растёт популярность мелких млекопитающих и рептилий в качестве домашних любимцев.

Латиноамериканский рынок, который был главным двигателем рыночного роста, прекратил наращивание темпов в период 2015 и 2016 гг. (оставаясь в эти годы на уровне $372 млн), в основном – из-за ослабления экономики в Бразилии. В 2012 Бразилия перегнала США, став крупнейшим рынком кормов для рыб в мире, общий уровень продаж с 2011 до 2016 увеличился здесь на 28%, достигнув значения $261 млн.

 

Польза для здоровья

На фоне снижения популяции аквариумных рыб во многих странах производители кормов должны пересмотреть отношения с покупателями. Есть много способов сделать это. Один из них – обратить внимание на физические и физиологические преимущества содержания рыб. Исследование, проведённое специалистами Европейского центра окружающей среды и здоровья человека Эксетерского университета, опубликованное в журнале Environment and Behaviour в 2015 году, выявило, что наблюдение за жизнью аквариума снижает кровяное давление.

Медитативный аспект наблюдения за рыбами также постоянно становится всё более актуальным в урбанизированном обществе, где контакт с живой природой минимален.

 

Удобство – важнейший момент

Продажи кормов для рыб могут получить существенный толчок, если увлечение аквариумами станет более доступным. Многие потенциальные владельцы рыб сталкиваются с тем, что качественное аквариумное обслуживание им недоступно или непонятно. Это положение могут изменить такие товары, как самоочищающиеся аквариумы Avo, производители которых собрали £100 000 ($130 000) путём краудфандинга через веб-сайт Kickstarter.co.uk в 2015 году.

Этот факт можно расценить как показатель латентного спроса на подобные продукты. «Avo – это решение типа «всё в одном» для неопытных, ленивых или очень занятых любителей рыб. Всё, что им нужно – это добавить воды, купить рыб и покормить их», – восторгается мужской веб-сайт Unfinishedman.com.

Приложения для смартфонов, такие как Aquaimate, aquaPlanner и Reel Tank Pro также могут сыграть положительную роль. Они позволяют пользователям отслеживать информацию о таких параметрах, как температура и качество воды и помочь им придерживаться графика по поддержанию состояния аквариума.

 

Pixar в помощь?

Анимационный сиквел студии Pixar на «акватему» «В поисках Дори», вышедший на экраны в июне 2016 года, по мнению СМИ может вызвать возрождение интереса к аквариумистике среди детей. Эти предположения основываются на том факте, что предыдущий «аквафильм» студии, «В поисках Немо», вызвал существенное увеличение продаж аквариумов и аксессуаров к ним в 2003 году.

Поскольку «В поисках Дори» собрал к середине августа в кассах по всему миру намного больше $1 млрд, индустрия может рассчитывать на подобный толчок во второй половине года. В некоторой степени также и ТВ-программы, подобные Tanked на канале Animal Planet, где демонстрируется сооружение на заказ аквариумов в домах знаменитостей, могут также способствовать повышению интереса к аквариумистике.

 

Свет в конце тоннеля?

В свете этих обнадёживающих тенденций и ожидаемого восстановления экономики в Латинской Америке Euromonitor International прогнозирует, что мировой объём продаж кормов для рыб медленно будет вновь расти в ближайшие несколько лет, увеличившись к 2021 году на 3% до $1,245 млрд. На рынке Латинской Америки ожидается рост на 13% до $403 млн. В результате он превысит продажи Западноевропейского рынка, на котором прогнозируется сокращение на 5% до $353 млн, и станет крупнейшим региональным рынком кормов для рыб.