Поиск

Ольга Колодина: «На работу как домой»

Текст: Екатерина Липихина 
Фото: Ирина Горькова

Ольгу Колодину в зообизнесе, пожалуй, знают все — не только как генерального директора компании «Конструктив», одной из крупнейших российских фирм-импортеров, но и как ответственного, надежного, удивительно работоспособного и бесконечно преданного своему делу человека. Женщина в бизнесе (да простят меня представители сильного пола) — тема всегда интересная. Потому что жесткость в принятии решений, способность принести личную жизнь в жертву делу — качества, скорее, мужские. А женщина? Что движет ею на этом сложном пути? Каким образом складывается ее карьера?

Райское место

Извилистая дорожка ведет нас мимо кустарников, деревьев, через крошечные мостики к дому. Что ни поворот, то живописный ракурс. Хочется остановиться, не спеша насладиться пейзажем – как будто и не рукотворным вовсе. Как будто все так и выросло само собой – диковато-культурно. Продуманный беспорядок, контролируемый хозяевами хаос… Уютный дом как будто сразу «обнимает» гостей. Светлая мягкая мебель, цветы, обшитые деревом стены излучают теплый золотистый свет. Хочется побыть в этом доме подольше.

– А зачем вам торопиться? Погода отличная, сейчас пообедаем, чаю попьем, потом на лодке покатаемся, – встречает нас хозяйка дома Ольга. Хотя на этот день у нас запланировано немало дел, мы быстро сдаемся – здесь так спокойно и красиво, а хозяева – Ольга, ее муж Владимир и кошка Джесси – так радушны, что просто невозможно удержаться в рамках жесткого рабочего графика. Интересно, неужели Оле не жалко каждый день уезжать из этого райского места на работу?

– Конечно, нет. Я даже не могу сказать, где комфортнее себя чувствую. Поверите, я прихожу на работу как домой. Конечно, устаю, и порой утром вставать не хочется. Но стоит войти в офис, и я погружаюсь в атмосферу невероятно для меня комфортную. Мне очень хорошо и здесь и там.

Бизнес на энтузиазме

Действительно, Ольга производит впечатление счастливого человека. У нее хорошая работа, прекрасный дом. Но так было далеко не всегда. Долгое время у нашей героини было несколько «домов». Родилась Ольга в Подмосковье, в Луховицком районе, – там живет сестра мамы. В детстве много гостила у бабушек в Тамбовской области и в Крыму. Некоторое время жила в Грузии. После учебы в школе закончила медучилище, поступила в медицинский институт им. Пирогова.

Однако, несмотря на то, что Ольга с детства мечтала стать врачом, от медицинской карьеры ей пришлось отказаться. Работа в отделении реанимации закончилась для нашей героини страшной депрессией. Она поняла, что не приспособлена к этой профессии: нервная система не выдержала тех трагедий, с которыми сталкивается в своей практике медик. Ольге было невероятно тяжело психологически, и больше всего сводило с ума сознание собственной беспомощности.

В Москве Ольга обосновалась примерно в 90-м году. Это было непростое время для всех, а для нее – особенно. Ни денег, ни работы, ни жилья. Помогла знакомая, администратор в гостинице «Измайлово», где Ольга устроилась работать продавцом в киоске сувениров. Заработок был небольшим, пришлось найти еще два места, чтобы прокормить себя и близких. Было невероятно трудно, но необходимость обеспечивать маму и дочь держала Ольгу, как корсет. Слава Богу, встречались люди, которые помогали. Одним из них был владелец того самого сувенирного киоска, позже организовавший кооператив «Лидер», где Ольга работала сначала продавцом, а затем менеджером. Дела компании шли вполне успешно, особенно после того, как фирма заключила договор с финским поставщиком кормов Alfa-Cat и Baron для кошек и собак. В те годы о кормах для животных мало кто имел представление. Да, на полках магазинов уже можно было встретить Royal Canin и Pedigree. Но рынок был абсолютно ненасыщен. Продажа кормов оказалась делом настолько прибыльным, что постепенно фирма отказалась от всякой другой деятельности, сосредоточившись на кормовом бизнесе.

Разговаривая с Ольгой, с удивлением понимаешь, что это человек, у которого никогда не было карьерных амбиций, стремления «покорить Москву». Всему, чего она достигла, наша героиня обязана своей исключительной работоспособности и ответственности за семью, за ребенка. Она рассказывает о развитии событий так, что кажется, будто с этого момента ее работа потекла легко и просто. На самом деле это было то время, когда российский бизнес только складывался. И именно такие люди, как героиня нашего рассказа, его и «складывали» – целеустремленно, методом проб и ошибок, постепенно накапливая опыт и знания.

Владельцы домашних животных в то время очень плохо себе представляли, что такое корма промышленного производства. Чтобы объяснить достоинства готовых рационов, прорекламировать их, Ольге приходилось ездить по выставкам, стоя у входа, на ладошке протягивать корм проходящим мимо людям, рассказывать, просвещать, иногда – даже есть хрустящие собачьи крокеты, чтобы показать, что это не отрава, что это съедобно!

Профессиональный подход

Работа в «Лидере» многому научила Ольгу. Она на практике узнала, что значит управлять деятельностью нескольких зоомагазинов, как грамотно организовать учет, по каким-то справочникам научилась работать со многими компьютерными программами (сегодня, рассказывая об этом, Ольга смеется). Хотя до настоящего профессионализма в то время нашей героине было еще далеко, в ее ответственных и энергичных руках дело шло в гору. Корма для животных продавались настолько хорошо, что вскоре у «Лидера» появился конкурент – некая компания «Конструктив», владелец которой, Кирилл Дмитриев – человек деятельный и уже имевший опыт торговли, – тоже решил заработать на популярных готовых рационах. Почему бы и нет? В те времена не было понятия эксклюзива. Каждый мог пробовать себя в чем угодно. Маринованные огурцы, товары для животных – люди искали себя, свою нишу, занимаясь и тем и сем.

Конкурентная ситуация, в которой оказались «Лидер» и «Конструктив», через некоторое время разрешилась наилучшим для обеих компаний образом: в 1998 году они объединились. При этом компетенции Ольги значительно расширились. Поначалу она занималась в основном общими вопросами, касавшимися регистрации и сертификации товаров. В то время любые корма для животных в России официально считались ветпрепаратами и требовали особого оформления. Собрать все необходимые бумаги было очень сложно, хождение по инстанциям не только отнимало много времени и сил, но и требовало хорошего знания законодательства. И Ольга оказалась тем единственным человеком, который способен был со всем этим справляться. Постепенно на нее переложили и вопросы рекламы, продаж. За несколько лет героиня нашего рассказа значительно выросла в профессиональном плане, изучила все процессы: взаимодействие с таможней, регистрацию, продажи, рекламу.

Кто осмелится категорически утверждать, что знания, полученные в учебном заведении, ценнее тех, что наработаны личным опытом? Ольга так и не получила специального образования в области менеджмента. Все свои умения и доскональное знание законов бизнеса она приобрела в «полевых условиях», ежедневно решая проблемы, «разруливая» сложные ситуации, изучая «на месте» приемы ведения дел и бюрократические тонкости. И в этом отношении особую, главную роль сыграла работа в «Конструктиве».

– Конечно, у меня был определенный багаж знаний, но очень многому меня научил Кирилл: как делать заказы, как загрузить фуру, как посчитать, сколько чего войдет, как все расставить по местам, чтобы это было выгодно, правильно, не упало. Он был очень терпелив. И мне было очень приятно у него учиться. Именно здесь я поняла, что значит работать профессионально, я стала иначе себя ощущать, я поняла, что мне доверяют важные решения, и что я в состоянии их принимать.

Рецепт успеха

Работа в зообизнесе дала Ольге все, что необходимо для самореализации. День за днем она просто делает свое дело, а карьера, говорит, складывается как-то сама собой. Мы же осмелимся предположить, что все-таки что-то должно было обеспечить этот рост, это продвижение от продавца в киоске к топ-менеджеру. Что же?

Слова о том, что Ольга вкладывает в бизнес душу, звучат слишком банально. Все, что делает наша героиня, имеет для нее личное значение. Ей нравится, что у кошек и собак есть замечательный корм и нет проблем, она называет свой рабочий коллектив семьей, она всегда стремится находить общий язык с людьми так, чтобы, разрешив конфликт, скажем, с недовольным покупателем, расстаться с ним настоящими друзьями. Ответственность, с которой Ольга ведет дела, наводит окружающих на мысль, что она – совладелец компании: наемные работники так не выкладываются.

А еще Ольга абсолютно преданный человек. На вопрос, не возникало ли желание поменять работодателя, Ольга недоуменно поднимает брови. Никогда, даже в тяжелые времена она не задумывалась о том, чтобы перейти в другую компанию. Она говорит, это потому, что у Кирилла Дмитриева есть особое умение переживать тяжелые времена, что он всегда уверен в том, что все сложится хорошо, и эта внутренняя уверенность передается сотрудникам. А если возникнут личные проблемы, Ольга знает, что Кирилл поможет.

– Был в моей жизни очень тяжелый период, 99 год, когда я за 3 месяца потеряла нескольких близких людей. Это было таким сильным потрясением, что в моем сознании, в моей системе жизненных ценностей многое изменилось. Я по-другому стала ощущать свое место в жизни, свое отношение к людям. Все, что связано с деньгами, какие-то материальные ценности для меня вообще перестали существовать. Конечно, я понимаю, что деньги нужны, но это совсем не главное в моей жизни. Я никогда не откажусь от человека, который для меня много значит, ради денег. Никогда не смогу зачеркнуть более высокой зарплатой то, что я приобрела, работая и общаясь с Кириллом.

О родных, близких и жирафах

Интересно, сколько в Ольгиных сутках часов? Этот вопрос кажется вполне уместным после того, как узнаешь, сколько она работает. А ведь есть и семья, и маленькая внучка, и дом, и все это ландшафтное великолепие вокруг дома… Ольга улыбается. Никаких жертв: ее работа и личная жизнь сочетаются. Органично и здорово. И в этом огромная заслуга Володи, ее мужа. Ольга может работать и в выходной день, и подолгу задерживаться в офисе, и при этом чувствовать себя психологически комфортно. Во сколько бы она ни вернулась, дома ее встретит полное понимание. Более того, если нужно, Володя за ней приедет – когда угодно и куда угодно, поздно вечером, проделав путь в 100 км. А выходные Ольга всегда посвящает дому: копается в саду, делает обычные дела по хозяйству, готовит. Володя очень любит все печеное – блины, оладьи, особенно яблочный пирог. Правда, на него у хозяйки времени не всегда хватает. Особенно с тех пор, как она стала бабушкой. Полтора года назад у дочери Нины родилась девочка. Назвали ее в честь бабушки – Олей. Ольга старается, как может, помогать растить свою тезку, всегда сидит с внучкой, если Нине нужно куда-то пойти – в театр, например. Мчится с работы к ним.

– И это совсем не в тягость, мне очень приятно быть с моими девчонками, а с Ниной мы вообще как подружки, нам вместе очень интересно.

А еще у Ольги есть увлечение. Точнее, еще одна любовь: к жирафам. В ее доме эти животные повсюду – большие, маленькие и малюсенькие, из дерева, керамики, металла. Она коллекционирует фигурки грациозных длинношеих созданий. Началась эта коллекция… из жалости. Раньше Ольга очень любила ходить в зоопарк. Это теперь она не бывает там, говорит, сердце разрывается. А тогда, много лет назад, в одно из посещений она увидела в вольере лежащего жирафа. Она поняла, что животное не может встать. Ему помогали люди, а он раскачивался и не мог подняться на непослушные ноги. Это потом она узнала, что жирафы вообще не лежат, – не имея собственных сил встать на ноги, они гибнут. А тогда ей запомнилось выражение страдания в его глазах.

А потом внезапно приятель подарил Ольге жирафа, и она решила, что больше не пойдет в зоопарк, пусть лучше жирафы сами к ней приходят. Ольга читает о жирафах все, что попадает ей в руки, смотрит о них передачи и, кажется, знает буквально все. И каждый раз не может оторвать от них глаз. Рожки, ушки, бархатная шерстка…

«Зообизнес в России» 4’10