Пётр Ершов: свой доктор

ТЕКСТ: Валентина Конышева
ФОТО: Из архива П.П. Ершова

Пётр Ершов, кандидат ветеринарных наук, генеральный директор Инновационного ветеринарного центра МВА, совладелец сети ветеринарных клиник «Свой Доктор», пионер российского ветеринарного франчайзинга — человек целеустремлённый и основательный.

 

Медицинское детство

Пётр Петрович Ершов родился в 1977 году в г. Новочеркасске Ростовской области в семье врачей; окружение, в котором он рос, можно назвать медицинским в квадрате. Родители — отец-хирург и мать-педиатр — работали в крупной городской больнице, и до 8 лет их сын проводил там очень много времени. По словам Петра, в детстве он был уверен, что больница — классное место для игр. Он сам находил себе интересные занятия, гулял по отделениям, благо все сотрудники его прекрасно знали, мог завернуть к главному врачу или на склад…

Уже в том возрасте, когда сверстники перебирают профессии — стать им в будущем лётчиком или знаменитым путешественником, для Петра было само собой разумеющимся, что он будет ветеринарным врачом.

Когда Петру было 10 лет, он записался в секцию греко-римской борьбы. Под руководством тренера Сергея Русанова Пётр преуспел в этом виде спорта и даже занимал призовые места на первенствах Ростовской области. По словам Ершова, Русанов, который ставил во главу угла здоровье, физическое и нравственное, воспитывал из мальчишек самостоятельных, ответственных людей, умеющих делать выбор и принимать ответственность за его последствия, сыграл большую роль в его жизни.

Свой первый серьёзный выбор Пётр сделал, закончив 8-й класс. Не стал продолжать учёбу в школе, а пошёл учиться в техникум на ветеринарного фельдшера.

 

Ветеринарная юность

Учёба в техникуме запомнилась внушительным объёмом практики на фермах. Окончив техникум с красным дипломом, в 1996 году он поступил на ветеринарный факультет Московской ветеринарной академии. Но скоро одной учебной нагрузки Ершову стало недостаточно. Со второго курса до выпускных экзаменов он работал ассистентом ветврача в Ветеринарном центре при МВА плюс был председателем студенческого совета, занимался организацией досуга студентов. И это не было общественной работой «для галочки», а естественной реализацией организаторских и лидерских качеств.

Кстати, Пётр стал активным участником РОО «Землячество ростовчан «Донская станица». Несколько лет он был председателем Совета молодёжного объединения Землячества, а теперь входит в рабочий президиум РОО.

Закончив в 2002 году МВА, Ершов поступил в аспирантуру во ВГНКИ. Параллельно он работал ветеринарным врачом в ведущих московских ветклиниках. И, так как к моменту получения диплома он уже знал, что будет предпринимателем, сразу зарегистрировал ПБОЮЛ. Однако после защиты диссертации ему сделали предложение, от которого было невозможно отказаться.

 

Начало сети

Ершову было 26 лет, когда его в 2004 году пригласили на должность главного врача Ветеринарного центра МВА. Это была уникальная возможность учиться управлять ветеринарной клиникой. Параллельно Пётр получил второе высшее образование в Московском институте рыночной экономики, социальной политики и права по специальности «Менеджмент». К 2008 году Ершов и его бизнес-партнёр Руслан Семченко всерьёз задумались об открытии своей сети клиник. То, что это будет именно сеть, они не сомневались. Пётр считает, что у них с Русланом сложился удачный тандем, который позволил эффективно развиваться на этом рынке. Ершов склонен всё просчитывать до мелочей и проявлять осторожность. Семченко легче идёт на риск и проявляет большую смелость в принятии решений.


Руслан Семченко (крайний слева) и Пётр Ершов (крайний справа) с флагом сети ветеринарных клиник «Свой Доктор»

Вот и сеть ветеринарных клиник «Свой Доктор» имеет не совсем стандартную стратегию развития. Сначала Ершову, как человеку основательному, было необходимо собрать максимальную информацию о рынке, поэтому первым был открыт колл-центр. В 2008 году партнёры запустили проект «Городская ветеринарная справочная». (Она и поныне существует, в онлайн-варианте. Сегодня в неё обращаются в большей степени люди из регионов России). Итак, колл-центр помог аккумулировать звонки по ветеринарной тематике. После того, как объём запросов достаточно вырос, приняли решение об открытии клиник. Первая открылась в Кузьминках в апреле 2010 г., а в августе 2010 г. — уже вторая. Причём Ершов предпочёл бы не торопиться и выдержать между открытиями интервал побольше, а интуиция Семченко подсказывала, что они вполне могут рискнуть, даже должны это сделать. Они рискнули — удачно! В среднем в сети так и прибавлялось по два филиала в год. Нагрузка возросла, и Ершов принял решение уйти с должности главного врача Ветцентра академии, потому что уже не мог уделять ему столько времени и сил, сколько требовалось.

 

Когда образование, наука и бизнес объединяются

За рубежом университетские клиники великолепно оснащены и могут решать задачи экспертного уровня. У нас же клиника ведущего ветеринарного вуза страны — Московской ветеринарной академии — не могла себе этого позволить… Особенно клиника, ориентированная на работу с мелкими домашними животными. Не секрет, что, хотя большинство выпускников уходят работать с домашними любимцами, на развитие данной специализации у наших ветеринарных вузов остро не хватало всего — денег, оборудования, учебного времени. Но не будем о грустном. О грустном говорят многие выпускники Ветакадемии, но до конструктивных предложений не дошёл никто.

Кроме Ершова и Семченко. У бывшего руководителя означенной клиники имелось нереализованное желание хоть как-то исправить ситуацию в альма-матер. Вместе с Семченко они разработали проект, и в 2012 году посетили руководство академии с предложением — взять аварийное здание бывшего военно-ветеринарного института и превратить его в университетскую референтную клинику, специализирующуюся на лечении мелких домашних животных. При этом Московская ветеринарная академия становилась соучредителем вместе с сетью «Свой Доктор». После согласования проекта Инновационного ветеринарного центра к делу был привлечён спонсор, «Нестле Пурина Пет Кер». На протяжении 2,5 лет шёл ремонт (можно даже сказать, строительство) клиники и её оснащение, и 1 сентября 2015 года воплощённая мечта торжественно открылась. Сегодня это самая оснащённая ветеринарная клиника Москвы. В её стенах располагаются кабинеты и операционные, лаборатория, диагностический и образовательный комплексы. Просторный лекционный зал с системой видеотрансляции позволяет большому количеству студентов в режиме реального времени наблюдать за работой высококвалифицированных ветеринарных врачей, не нарушая при этом стерильность операционных и лабораторных помещений. Семинары ИВЦ МВА «Инновационные подходы в ветеринарной медицине» имеют официальный статус образовательной программы института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников ветеринарии.

А Петру Ершову пришлось вновь сменить место работы, став директором ИВЦ МВА.


Пётр Ершов показывает почётным гостям вновь открывшийся ИВЦ МВА

Сеть и франчайзинг

Сеть клиник «Свой Доктор» включает 14 филиалов, 5 из которых успешно работают по франшизе. Пока это единственный случай франчайзинга в ветеринарии в нашей стране, другие клиники не спешат последовать их примеру. Однако Пётр Ершов убеждён, что именно франчайзинг станет гарантом выживаемости и конкурентоспособности, особенно новых клиник.

По его мнению, залогом успешной работы является именно интегрированность различных клиник в единую структуру, которая даёт всем клиникам сети — и филиалам, и клиникам франчайзи — доступ к общим ресурсам: маркетинговому отделу, складу, технической поддержке, кадровой службе и т. п. «Возьмём кадровую проблему, — говорит Пётр. — В новую клинику набрать коллектив чрезвычайно сложно. В случае франчайзинга врачи приходят не просто во вновь открывшуюся, никому не известную клинику, они приходят в сеть. К тому же в общий отдел кадров сети регулярно приходит большое количество и врачей, и младшего состава на собеседование, поэтому поиск новых сотрудников облегчается».

Однако в сети есть и специфические проблемы, такие как ценовая политика и контроль качества. Невозможно, чтобы крупный центр с огромным потоком пациентов, выполняющий операции любой сложности, брал ровно те же деньги, что и небольшая клиника с ограниченными возможностями. Руководство сети «Свой Доктор» нашло следующий выход: здесь разделили прейскурант по категориям. В зависимости от оснащённости клиники и её местоположения есть подвязка определённых позиций в прейскуранте. Различия довольно значительные, и франчайзи имеют возможность выбора, в какой категории они будут работать.

Как же решают вопрос равного качества услуг в сети «Свой Доктор»? В стиле Петра Ершова: ответственно, с максимально возможной детализацией стандартов и рекомендаций, с организацией постоянной поддержки и контроля, с заботой о сотрудниках и их профессиональном росте. В сети отлажены как вертикальные, так и горизонтальные связи, сотрудникам легко почувствовать себя членами одной команды.

 

Система ценностей

На сайте клиники «Свой Доктор» любой зашедший может открыть страницу, где прописано её кредо. Это: здоровье животного, время и комфорт владельцев животных, порядочность и ответственность, безопасность услуг. Звучит основательно, но каким образом руководство клиники все эти пункты обеспечивает?

В работе любой клиники есть два главных направления: организационно-административное и лечебное. В сети «Свой Доктор» создан отдел контроля, который проверяет каждый филиал два раза в месяц. «Проверка проводится по специально разработанному нами комплексу из ста контрольных пунктов.

Что касается лечебного процесса, мы работаем в единой программе. Каждая история болезни пациентов проверяется либо главным врачом филиала, либо руководителем отделения. Так же происходит процесс саморегуляции. Когда сотрудники работают с одной и той же базой клиентов, то любое некачественное заполнение карт легко отслеживается. Важно, чтобы каждый врач сети использовал наши стандарты, как пример, если мы берём животное на операцию, то у нас есть правило предварительного проведения определённых лабораторно-диагностических исследований для минимизации рисков для жизни пациента».

По мнению Ершова, такой подход позволяет гарантировать максимально качественное оказание услуг в каждом филиале сети «Свой Доктор», хотя и он не обеспечивает абсолютно единого уровня: «Понятно, что мы все находимся на одном поле и работаем с одной и той же базой ветеринарных врачей, как и другие клиники. Мне кажется, в любое время имеется дефицит качественных специалистов. Это нормально. И говорит о том, что отрасль развивается. Данная проблема имеет побудительную силу учиться и учить кадры. Работодатель должен инвестировать в сотрудников и больше уделять внимания их обучению. Мы создаём условия, чтобы наши врачи продолжали активно учиться, и проводим большое количество своих образовательных мероприятий».

Ещё один шаг, который делает руководство сети клиник «Свой Доктор» для улучшения обслуживания пациентов, — создание специализированных центров, обслуживающих всю сеть. Так, в этом году был открыт первый в России Центр ветеринарной дерматологии. До этого дерматологи были представлены в различных филиалах, и это имело ряд неудобств. Поэтому было решено выбрать другую модель работы со специализацией, в частности создание хорошо оснащённых специализированных центров.


Центр ветеринарной дерматологии готов принять пациентов

Семья ветврачей

Человеку, работающему много и увлечённо, сегодня любят цеплять ярлык «трудоголика». Наверное, тем, кто не нашёл свой путь, трудно представить, что работа может быть одной из любимых, солнечных сторон жизни, творчеством, что бы вы ни создавали — картину, новую научную теорию или сеть клиник. Конечно, для этого желательно обладать ещё и хорошими запасами энергии, но лидеры, тем более прошедшие школу здорового спорта, такими ресурсами располагают. Пётр Ершов очень рано почувствовал своё призвание, и для него все достижения в ветеринарном бизнесе представляются абсолютно естественными этапами нормального жизненного пути. Да, беспокойное ветеринарное хозяйство требует много внимания и заботы, но Пётр даже проблемы предпочитает называть задачами и рабочими моментами. Командировки он даже любит — перемена деятельности даёт ему новые силы. На вопрос о трудностях текущего времени Пётр отвечает: «Сказать, что кризис выбил почву из-под ног, я не могу, потому что это будет несправедливо. Но то, что приходится теперь оценивать с разных сторон каждое значимое решение, — да. Этот кризис научил нас думать».

Но смысл его жизни не ограничивается только работой, не меньшее место принадлежит семье. Тем более, что с женой они соратники.

«Моя супруга является моим помощником, советчиком и в некоторых вопросах руководителем. Мы работаем вместе, она отвечает за закупки в нашей организации, работу администраторов и некоторые другие вопросы, — рассказывает Пётр. — Вместе мы уже более 20 лет. Удивительно то, что только на 10 год супружества мы узнали, что поженились в день праздника семьи и верности, почитания Петра и Февронии. У нас четверо детей. Если они захотят заниматься ветеринарией, я буду рад, но со своей стороны насильно подталкивать к ветеринарии не буду. Конечно, перед глазами иногда встаёт картинка немецких или английских клиник, которые существуют более полутора сотен лет, в которых уже поменялось по пять поколений, но мы живём в России, и горизонт планирования у нас, к сожалению, заметно короче. Поэтому, дай Бог, чтобы и в дальнейшем зообизнес мог развиваться теми темпами, тогда и семейные клиники смогут появиться.

Свободное время Ершов посвящает детям. Если получается поехать на отдых куда-нибудь всей семьёй, прекрасно, но и дома много возможностей для общения. Будь то прогулки, работы по участку — семья живёт в загородном доме — или приготовление шашлыков.

В доме Ершовых живут три кошки и две собаки — все беспородные, бывшие подкидыши и «отказники», оставленные в клинике. Для детей они пока просто четвероногие приятели и привычная часть мира. В будущем, возможно, призванием кого-то из юных Ершовых станет ветеринария… или не станет. Папа с мамой намерены помогать, но не давить — как и родители самого Петра, они не станут лишать детей свободы выбора.

 

 

Подписка на журнал

Зообизнес в России


Первый российский журнал для тех, кто работает в сфере торговли зоотоварами и услуг для животных. Здесь печатаются аналитические материалы, информация о современных технологиях производства товаров для животных, сообщения о новых продуктах, событиях отрасли, статьи о фирмах, обзоры зарубежных профессиональных журналов и многое другое.


Оформить подписку
Close