Многоликая Япония, или о том, как мы открыли для себя зоошоу и снежных обезьян

Впервые в Стране восходящего Солнца мы побывали в марте 2009 года, посетив выставку Japan PetFair. Япония очаровала нас своей самобытностью, оригинальностью и отношением к животным, но возможностей для бизнеса после первой поездки мы не увидели: японские товары показались слишком дорогими, сложности – непреодолимыми. Однако прошло несколько лет, и японские производители вышли на российский рынок. Мы поняли, что ничего невозможного нет, и решили снова посетить эту страну, чтобы увидеть её новыми глазами и оценить возможности для бизнеса.

 

Почти год назад «Зооинформ» собрал бизнес-группу российских предпринимателей для поездки в Японию. Неоценимую помощь нам тогда оказал Валерий Рыбкин, директор компании Premium Pet, именно он познакомил отечественный рынок с целым рядом японских брендов. Отчёт о поездке мы публиковали в журнале «Зообизнес в России» №3, 2017.

Итогом путешествия стало желание вернуться в Японию ещё раз. В феврале текущего года новая группа, организованная издательством «Зооинформ», отправилась в аэропорт. Путешествие мы приурочили к крупному зоошоу в Нагое. А ещё у нас была мечта: увидеть купающихся в горячих источниках обезьян.

 

Шоу Wan Nyan Don

Мы прилетели в Токио 10 февраля, а оттуда на скоростном поезде – в город Нагоя. На следующий день в нашей программе значилось посещение зоошоу Wan Nyan Don. Мероприятие было особенно интересно тем, что в России подобных ему не существует.

В буквальном переводе с японского название Wan Nyan Don означает «очень много «гав» и «мяу». Шоу ориентировано на тех владельцев, которые хотят посещать развлекательные мероприятия вместе со своими питомцами. И на тех, кто очень любит животных.

Формат зоошоу Wan Nyan Don объединяет в себе ярмарку, на которой можно купить любые товары для животных и самих животных, увидеть соревнования, выставки, мастер-классы и поучаствовать в развлекательной программе. Самое главное здесь – общение людей и животных. Многие посетители приходят со своими питомцами. Маленьких нарядных собачек привозят в колясках. Представители крупных пород приходят сами, и они тоже одеты по-праздничному.

Зал был буквально набит битком. И каждый мог найти для себя занятие: ознакомиться с разнообразием пород на специальных стендах, обучиться основам груминга, понаблюдать за тем, как судьи оценивают кошек. На стендах экспонентов представители компаний общались с владельцами животных, рассказывали о своей продукции, проводили консультации и дарили подарки. Для тех, у кого нет четвероногого друга, была обустроена специальная зона, где можно провести время с кошками. При стоимости 500 иен за 3 минуты (около 250 рублей) очередь желающих была огромной.

Зоошоу проходит в максимально демократичной атмосфере. И это обеспечивает его огромную популярность среди компаний и владельцев животных.

Но в нашей стране провести мероприятие подобного формата невозможно. Как минимум потому, что в России для участия в выставке обязательна справка от ветеринарного врача – прежде, чем собака или кошка будут допущены, необходимо пройти ветконтроль. В Японии животные на шоу проходили свободно, справок с владельцев не требовалось. Все домашние питомцы в стране вакцинируются и проходят профилактические осмотры вовремя, а значит, риска передачи инфекционных заболеваний на массовых мероприятиях нет.

 

Безграничное спокойствие и 60 кошек

Наша деловая программа включала посещение двух зоомагазинов. Но прежде чем перейти к рассказу об этом, нужно сказать несколько слов о рынке товаров для домашних питомцев в целом.

Он в Японии зрелый и сформировавшийся, он оценивается в 12 млрд долларов и уступает только рынку США. Структура японского розничного зоорынка такова: 60% продаж приходится на неспециализированную розницу, 25–30% – на специализированную (зоомагазины) и 10–15% составляют онлайн-покупки.

Мы побывали в двух крупных магазинах в Токио. Один из них – зоомаркет компании Kojima, единственной в стране сети с полным ассортиментом. Магазин находится внутри многоэтажного торгового комплекса, и в нём есть всё: корма, аксессуары и сопутствующие товары для абсолютно любых видов животных, груминг-салон. Из 2500 м2 под торговую зону отведена далеко не бо́льшая часть пространства.  Представители магазина, отвечая на наши вопросы, рассказали, что 70% оборота приходится на товары для собак – корма, аксессуары, одежду. Что касается маржи, то на корма она составляет порядка 30%, на наполнители – 40%, на аксессуары – 50–60%.

На территории магазина оборудована полноценная ветеринарная клиника, оснащённая высокотехнологичным оборудованием, в которой есть даже рентген и операционные. В основе принципов работы сети Kojima лежат рекомендации ветврачей – такое решение продиктовано тем, что только специалисты могут давать рекомендации по диете, уходу, профилактике заболеваний питомца.

В зоне продажи животные размещаются в светлых, чистых, прозрачных вольерах, временны́е нормы их пребывания там строго соблюдаются. Стоимость питомцев в Японии очень высока. В пересчёте на наши деньги она исчисляется сотнями тысяч рублей.

Для тех, кто не собирается приобретать питомца, но любит общаться с животными, работает котокафе. В нём живут около 60 кошек, причём все они породистые, у них бывают котята, которые потом поступают в продажу. Чтобы попасть в кафе, нужно надеть специальную обувь, которая стерилизуется после каждого посещения, и обязательно обработать руки дезраствором. Внутри кафе всё устроено с учётом потребностей кошек к уединению: переходы, галереи, укромные места, предусмотрены даже выходы в другие помещения на тот случай, если животные устали от людей.

Контактный птичий зоопарк – это тоже часть магазина Kojima. Стоит посетителю войти туда, и к нему тотчас слетаются птицы, садятся на руки, голову и буквально требуют угощения. Перед входом необходимо облачиться в ветровку с капюшоном и снять очки и все украшения, так как птицы могут их забрать и унести.

Ещё в зоомагазине есть гостиница-передержка для кошек и собак. Здесь можно оставить животное на день, уходя на работу. А щенячий «детский сад» – идеальный вариант для тех, кто не хочет оставлять щенков одних дома. У каждого малыша здесь свой тренер. Он дрессирует питомца, учит слушаться и выполнять команды.

На открытом воздухе обустроены зоны для обучения и занятий спортом для взрослых собак.

Слоган сети Kojima «Безграничное спокойствие» как нельзя лучше соответствует принципу работы. Хозяева и животные получают здесь полный комплекс услуг, любовь и заботу, им действительно не нужно беспокоиться ни о чём.


Kojima – это фамилия основателя компании, которая первой в Японии начала заниматься товарами для животных. Сегодня магазинами управляет уже четвертое поколение семьи, бренду Kojima исполнился 101 год.


Второй магазин, в котором мы побывали в Токио, находится внутри большого супермаркета. Такой формат – «магазин в магазине» – существует и в России, но есть принципиальное отличие: там не просто можно купить абсолютно любые товары для питомцев и самих животных, но и получить консультацию.

Корма составляют около 60% ассортимента, остальные 40% – это препараты, аксессуары, игрушки, одежда, мебель. При этом выбор поистине огромен.

Основное удобство и привлекательность такого магазина для владельцев животных заключается в том, что они приобретают необходимые товары для себя и для питомца, по сути, в одном большом супермаркете.

Стоит отметить, что во всех магазинах нас встречали не только представители торговых точек, но и сотрудники компаний-производителей. Японцы терпеливо отвечали на все наши многочисленные вопросы, рассказывая об особенностях зообизнеса.

Магазины в Японии разные – от маленьких торговых точек «возле дома», которые предлагают ограниченный ассортимент, до огромных зоомаркетов, где можно купить абсолютно всё. Аренда площадей под зоомагазины дешевле, чем в России. Сухие корма намного дешевле влажных, тем не менее 80% покупаемых в Японии кормов для кошек – это влажные корма.

 

Когда сбывается мечта

Помимо деловой части нас в Японии ждала ещ и насыщенная культурная программа. Мы посетили самурайский замок в Нагое, шоу кимоно в Киото, осмотрели главные достопримечательности этой древней столицы Японии.

Дерево в форме корабля.
Бамбуковая роща.

А ещё совершенно неожиданно поездка стала для нас гастрономическим туром – Валерий Рыбкин, прекрасно знающий особенности местной кухни, показал нам самые «вкусные» кафе и рестораны. Примечательно, что расположены они в основном в подвалах или маленьких обычных помещениях, что не наводило на мысли об изысканной кухне. Но блюда, которыми нас кормили, способны вызвать зависть у лучших поваров Европы.

Хорошие японские рестораны работают по принципу «Вечером вы едите то, что ещё утром плавало». Мы были поражены разнообразием блюд, которые можно приготовить из рыбы, и сделали для себя массу открытий: например, мясо тунца имеет четыре разных вкуса – всё зависит от того, с какой части рыбы оно взято.

Сбылась и наша главная мечта – мы увидели японских макак, купающихся в горячих источниках парка Jigokudani Yaen-koen. Чтобы её осуществить, мы приехали в Нагано – путь к снежным обезьянам начинается оттуда. Далее нам предстояло добраться до небольшой деревушки Сибу Онсен, примерно в часе езды от города, и оттуда начать восхождение в горы длиной в два километра.

Валерий Рыбкин следил за обстановкой возле источников с помощью онлайн-трансляции, которая круглосуточно ведётся из парка. Дело в том, что животные могут и не прийти на свои спа-процедуры, и было бы жаль, проделав столь сложный путь, увидеть просто бассейн с горячей водой.

Когда мы начали подъём, Валерий сообщил: к источнику пришли две обезьяны. Воодушевлённые, мы продолжили забираться в гору. Но, когда прибыли на место, там было уже не две, а две сотни обезьян. Одни макаки сидели в воде, другие резвились на снегу, многие занимались грумингом.

Мы потрогали воду, в которой купаются обезьяны. Она оказалась нестерпимо горячей. Совершенно непонятно, как животные выдерживают в ней по полчаса и дольше.

Нам очень хотелось покормить снежных обезьян, но это запрещено. Большой плакат за километр до парка известил нас о том, что нельзя не только нести с собой еду, но и самим что-то есть. Нельзя держать в руках полиэтиленовые пакеты. И японцы строго придерживаются этих запретов. Скажу честно, мы взяли с собой бананы, зная, что обезьяны их любят, и надеясь всё-таки их угостить. Но, оказавшись в обстановке, где правила соблюдают все, мы даже не достали фрукты.

Больше всего нас поразило поведение самих макак: они абсолютно игнорируют посетителей, равнодушно проходят в шаге от человека, как будто его там и нет. Даже когда с ними фотографируются едва ли не в обнимку, обезьяны не обращают на людей никакого внимания.

Уникальное поведение животных – одна из причин популярности парка Jigokudani, куда с удовольствием приезжают не только туристы, но и сами японцы. Снежные макаки, купающиеся в горячих источниках, – почти такая же визитная карточка Японии, как гора Фудзияма.

***

Обстоятельства сложились так, что в 2018 году состав нашей делегации, отправившейся в Японию, обновился практически на сто процентов по сравнению с прошлым годом, за исключением Валерия Рыбкина и меня, Татьяны Катасоновой. Мы рады, что Японию с её отношением к животным, принципами ведения зообизнеса, культурой обращения с питомцами открывает для себя всё больше российских предпринимателей.

 


Текст и фото: Татьяна Катасонова


 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Close