ЗООИНФОРМ-СИТИ
zooinform.ru
ЗООИНФОРМ-СИТИ
Мой друг кошка
Звездные питомцы
Вход для зарегистрированных пользователей
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Войти через
НАВЕРХ
Питомники

Звездные питомцы
10.09.2013.

Алиса из страны Александра Курляндского

Екатерина Бакулина
Фото Сергей Нестеров

 

Кто не знает его блудного попугая Кешу, нелепого и одновременно великолепного Гошу, а также вечно выясняющих отношения Волка и Зайца из «Ну, погоди!»? Александр Курляндский — создатель, автор, соавтор всех этих героев — написал сценарии к более чем 25 фильмам, из-под его пера вышло и немало прекрасных книг. Александр Ефимович пригласил нас в гости, чтобы познакомить с ещё одним своим любимым персонажем — кошкой Алисой, или Лисой, как он её теперь стал называть, которая вот уже несколько лет на правах хозяйки живёт в квартире сценариста.

 


Биография
Александр Ефимович Курляндский родился 1 июля 1938 года в Москве. Известный писатель, сценарист, драматург, сатирик, заслуженный деятель искусств РФ. В 1960 году окончил Московский инженерно-строительный институт им. В.В. Куйбышева. С 1964 года — профессиональный литератор. Один из создателей анимационного сериала «Ну, погоди!», автор нескольких выпусков мультипликационного фильма «Великолепный Гоша», «Возвращения блудного попугая» и многих других. Александр Курляндский написал книги: «А нас и здесь неплохо кормят!», «Чуки-Куки», «Прелестно», «Вы не были на Таити?», «Тринадцатая ножка Буша», «Тайны кремлёвских подземелий» и др.


 

Писательство как наркотик

– Александр Ефимович, вы родились в семье инженеров. Как родители отнеслись к вашей литературной деятельности?
– Папа и мама и представить себе не могли, что я стану писателем. Родители познакомились во время учёбы в электротехническом институте. Да и мне от природы даны инженерные мозги. В детстве я любил книги про космос и ракетостроение, а потом поступил в инженерно-строительный институт. Там я познакомился с Аркадием Хайтом. Сначала мы писали тексты для капустников, а потом увлеклись и начали придумывать разные истории. Сочинять стали везде — и в метро, и в трамвае, и в холле гостиницы. Для нас это было словно наркотик. Сначала моим родителям такое занятие совершенно не нравилось, они считали его блажью. Да я и сам не думал, что стану профессиональным литератором. На тот момент это было всего лишь хобби. Потом наши рассказы начали появляться в «Юности», прозвучали по радио, и тогда друзья семьи стали говорить: «Вот прочитали… или услышали Сашкин рассказ, нам понравилось…» И потихонечку родители изменили своё отношение.

– А как был придуман «Ну, погоди!»?
– Мы были совсем молодые, писали всякие сатирические рассказы. Эдик Успенский, наш товарищ и даже иногда соавтор, уже начал создавать своего «Чебурашку», именно он и привёл нас на «Союзмультфильм». На студии попросили написать что-нибудь для детей. Мы решили, что это будет фильм-погоня с максимальным количеством трюков. Долго искали эту пару и в итоге решили, что Волк должен гнаться за Зайцем. Мы искали решение, которое отличалось бы от диснеевских фильмов, где Том и Джерри живут в обычном доме, как и положено обычному коту и обычной мыши, и между ними складываются обычные для этих животных отношения. А мы придумали всё по-другому. Где вы видели, чтобы заяц катался на велике или волк курил папиросу? Они попадают в самые разные ситуации и места, совершенно невозможные для обычных волков и зайцев. Потому что Волк и Заяц — это люди, ребятишки.

– Кто были ваши соавторы в работе над «Ну, погоди!»?
– Первую серию мы писали вчетвером: Аркадий Хайт, Эдуард Успенский, Феликс Камов и я. А после того как у Эдика Успенского родилась дочь и он не смог продолжить работу, писали втроём. Мы сотрудничали с режиссёром Славой Котёночкиным — он, конечно, очень талантливый человек. Во время работы у нас с ним были и острые моменты, когда, например, он отказывался от каких-то трюков, ситуаций. Но всё же чаще он соглашался и ему нравилось. Я работал и с его сыном Лёшей. С ним мы делали две последние серии «Ну, погоди!», 19-ю и 20-ю. Я считаю, что продолжение получилось неплохим, может быть, на крепкую четвёрку. 

 

  


– Как вы относитесь к современной мультипликации?
– Сегодня я практически не работаю в мультипликации, но много раз был членом жюри на разных фестивалях, поэтому с нынешним положением знаком не понаслышке. Честно говоря, не могу сказать, что меня всё радует, я — не сторонник подражания западным стандартам. Считаю, что раньше у нас была очень сильная, хорошая школа. Анимация, которой занимался я, — это фильмы для зрителя. И сейчас есть масса замечательных художников, режиссёров, мультипликаторов. Но в настоящее время очень сложная финансовая ситуация, и сделать талантливые фильмы очень трудно. 

 

Кошка из другого измерения

– Александр Ефимович, вы, наверное, с детства любите животных?
– Конечно! Ещё в молодости у меня был пёсик — спаниель Стёпка, ну а потом появился кот Сюзик. 

С тех пор мы с женой очень полюбили кошек. Правда, сначала мы не собирались никого заводить. Котёнка мне вручил Эдик Успенский, он очень просил его взять: всех котят разобрали и остался только один. Поначалу я не соглашался ни в какую, а потом всё-таки поддался на уговоры. Но Ина — моя супруга — и слышать ничего не хотела. Я решился на хитрость: принёс домой котёнка, а в качестве группы поддержки взял с собой друзей. Жене пришлось смириться. Первое время мы были уверены, что это кошечка, и звали её Сюзи. Когда котёнок подрос, стало понятно, что это кот. Из Сюзи он превратился в Сюзика. Мы души в нём не чаяли — он был полноправным членом нашей семьи. 

– А сейчас у вас живёт кошка Алиса. Расскажите, пожалуйста, историю её появления в вашем доме.
– Алису мы взяли через год после того, как Сюзика не стало. Ведь он прожил у нас 12 лет, мы были очень привязаны к нему. Сюзик был чёрно-белым котиком, и мы решили, что если и будем брать ещё кого-то, то только такой же расцветки. И тут мне позвонила редактор «Союзмультфильма» Наташа Абрамова, тоже большая кошатница, и сказала, что у неё на даче окотилась кошка и как раз есть котёнок такого окраса. Жена придумала кличку — Алиса, но я, как творческий человек, переименовал её в Лисю.

 


– А характер у кошки какой?
– Она меланхоличная, может быть, даже флегматичная, очень пугливая. Любой шум, любая неожиданность её пугают. Причём Алиса была такой уже с рождения, ещё когда помещалась у меня на ладони. Со временем кошка стала менее пугливой и всё чаще запрыгивает ко мне на колени, мурлычет. Каждое утро мы с ней совершаем прогулку по комнате, она с удовольствием сидит у меня на плече. К слову сказать, Алиса с интересом смотрит «Ну, погоди!». Но, видимо, её привлекает не сюжет, а просто мелькание кадров.

– Интересно, а есть у неё что-то общее с той знаменитой Алисой из сказки?
– Да… Она умеет переходить в другое измерение! Лися иногда прячется так, что найти её просто невозможно. Я сразу начинаю нервничать, хотя знаю, что она — трусиха и никуда не убежит. Бывает, весь дом обыщешь, все её места — и за креслом, и чуланчик, — нигде нет. И вдруг через некоторое время она возникает словно бы ниоткуда! А в остальном наша Алиса — обыкновенная кошка. Ночью она любит спать на кровати вместе с женой, а днём прячется под одеяло или в пододеяльник. Когда мы с Иной куда-нибудь уходим и возвращаемся поздно, кися нас уже ждёт в коридоре. Она боится оставаться одна, но виду не подаёт, и как только встретит нас, тут же убегает.

– Берёте ли вы Алису-Лису на природу?
– Да, мы возим её на дачу. Но если Сюзик очень любил машину, то Алиса сначала кричит-визжит, а потом успокаивается. Когда мы приезжаем на дачу, полдня она отсиживается в комнате, где-то под диваном. И только спустя какое-то время начинает осторожно выползать, выходит на лестницу, всё обнюхивает и идёт гулять по участку. 

 


– Получается, Алиса и Сюзик — совершенно разные по характеру…
– Абсолютно разные! Когда-то я писал номер для Юрия Куклачёва, и он сказал, что у него было больше ста кошек и все они совершенно не похожи друг на друга по характеру. Сюзик обладал чувством собственного достоинства, он никогда не просил есть. Алиса же, напротив, этого не стесняется. Кормит её обычно супруга, поэтому от меня она еды не ждёт. И когда мы с ней остаёмся одни, она и не просит. А вот когда видит, что пришла Ина, сразу бежит к миске. Как-то раз у нас дома шли съёмки телепередачи, и оператор подошёл к Алисе, когда она ела, почти на полметра. Кися на него — ноль внимания, несмотря на свою пугливость. Вся съёмочная группа была поражена. 

– Александр Ефимович, Алиса становилась героиней ваших книг?
– Да, у меня есть повесть «Двое в одной квартире, не считая Котика» про супружескую пару и главного члена семьи, Котика. Герои в ней вымышленные, но многие смешные ситуации — из жизни Алисы. Котик там — брюнет с голубыми глазами, а на груди у него белый передничек, как и у нашей киси. 

 

 

«Коридорный живописец»

– А над чем вы сейчас работаете?
– Я пишу новые книжки, в данный момент работаю над продолжением повести «Чуки-Куки», которая будет называться «Чуки-Куки десять лет спустя». Работаю, как правило, в мастерской, там очень хорошая атмосфера, могу провести за работой и весь день. Некоторые мои повести становятся фильмами. На «Ленфильме» снимается кино по повести «Моя бабушка — ведьма». Есть и полнометражный сценарий про попугая Кешу, его уже озвучил Геннадий Хазанов. Режиссёром и соавтором первых серий этого фильма был замечательный человек и художник Валентин Караваев. С ним мы начинали. Продолжаю, к сожалению, без него. Из-за отсутствия денег неизвестно, выйдет эта работа или нет. Мне очень жаль, мог бы получиться хороший фильм. И это не только моё мнение. 

– Во время работы над новым произведением вы с кем-нибудь советуетесь?
– Нет, когда я работаю над книгой, ни с кем не советуюсь. А вот потом даю прочитать её нескольким людям, мнению которых я доверяю. Потому что сам я могу объективно оценить материал только по прошествии трёх-шести месяцев. А на самом деле я более критичен к своим произведениям, чем многие мои читатели. 

 


– Александр Ефимович, у вас в доме много картин, вы увлекаетесь живописью?
– Я чувствую живопись и, надеюсь, понимаю. У моих родителей была огромная папка с репродукциями полотен Третьяковской галереи. И я, будучи 7–8-летним, внимательно изучал этот альбом. Там было невероятное количество картин, фрагментов. И я думаю, что это вошло мне в душу. Я очень люблю многих русских художников, обожаю Левитана. Он, конечно, потрясающий! Недавно я был на выставке его работ в Доме художника и до сих пор нахожусь под впечатлением. Я и сам неплохо рисовал. Мои работы висят у нас в коридоре, и я называю себя «коридорным живописцем». (Смеётся.) Меня многие хвалили, и я поверил, что талантлив. Но однажды показал свой рисунок другу — довольно известному художнику. Я спросил его, что там неправильно, он засмеялся и сказал: «Да здесь всё неправильно!» Так что художником я не стал, но на своём любительском уровне, думаю, неплохо малюю.

– Вы родились и выросли в Москве, нравится ли вам сегодняшняя
столица?

– Москва очень изменилась и продолжает меняться. Моя творческая мастерская находится на «Маяковке», я часто прогуливаюсь по бывшей улице Горького и могу сказать, что этот район просто не узнать. Всё меняется не то что за пять-десять лет, а буквально за несколько месяцев! Я вырос в центре города, в Старосадском переулке, что рядом с Покровкой. Это район моего детства, на мой взгляд, очень поэтичный. Я часто описываю эти места в своих книгах. Но всё равно это уже не та Москва. Да и люди стали совсем иными. Не могу сказать, что Москва стала хуже. Нет! Просто она уже другая, чужая, не моя.

Когда мы стали прощаться, Александр Курляндский пошутил: «Вот мы и прославились благодаря нашей кошке Лисе!» 

А сама Алиса стремглав умчалась в комнату и забралась на шкаф, чтобы спокойно отдохнуть от всей этой людской суеты.

Сентябрь 2012 г.

 

 

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
КОММЕНТАРИИ
Календарь выставок


ВСЕ ПОРОДЫ кошек
ОТ А ДО Я
Звездные питомцы
Роман Мадянов: «Собаки тебя принимают всегда и в любом состоянии, а кошки только когда сами захотели…»
В гости к известному актеру Роману Мадянову мы приехали, чтобы взять интервью о его...
читать далее
все vip от А ДО Я
клички
Чтобы добавить в базу кличку своего животного, авторизуйтесь на сайте.