ЗООИНФОРМ-СИТИ
zooinform.ru
ЗООИНФОРМ-СИТИ
Мой друг кошка
Звездные питомцы
Вход для зарегистрированных пользователей
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Войти через
НАВЕРХ
Питомники

Звездные питомцы
30.03.2016.

Юрий Мамин: «Кошки дарят радость»

Текст Анна Ларионова
Фото из архива Ю. Мамина

 

История «Окна в Париж» – одного из самых знаменитых фильмов режиссера Юрия Мамина – начинается… с кота. Именно кот наводит жильцов петербургской коммунальной квартиры на мысль, что есть некий волшебный «коридор», по которому можно попасть в другой мир, а буквально – за границу. Коты сопровождали Юрия Борисовича и в реальной жизни. В квартире самого режиссера кошки сейчас не проживают, зато есть богатейшая кошачья ретроспектива длительностью не менее семидесяти лет, эпизоды из которой нам удалось «подсмотреть».

 


ДОСЬЕ
Мамин Юрий Борисович – советский и российский режиссёр театра и кино, заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1997). 
Родился 8 мая 1946 года в Ленинграде. В 1969 году окончил режиссёрское отделение факультета драматического искусства ЛГИТМКа.
С 1976 года работает на киностудии «Ленфильм».
В 1982 году Юрий Мамин окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров в мастерской Эльдара Рязанова.
В 1986 году дебютировал в качестве режиссёра-постановщика с фильмом «Праздник Нептуна».
Наиболее известные картины: «Окно в Париж», «Фонтан», «Бакенбарды», «Дожди в океане»(соавтор В.Аристова), «Горько!», «Не думай про белых обезьян», «Русские страшилки».
Юрий Мамин – единственный в России обладатель Золотой трости Чарльза Чаплина. Эту награду ему передала вдова гениального комика Уна Чаплин на кинофестивале в Вивее, где похоронен великий Чаплин.


 

Кот Филимон

– Юрий Борисович, уточните детали появления кота в фильме «Окно в Париж»? Кто его придумал?
– Кота звали Филимон, а сценарий к фильму был коллективным творчеством. Вообще, присутствие волшебного кота – традиционная вещь в литературе: кот в сапогах, например. В «Окне в Париж» кот послужил основой сюжетного хода. Если помните, жильцы обнаруживают кота в пустой комнате, в которую несколько месяцев никто не заходил. Старушка умерла, ее питомец исчез и вдруг появился ниоткуда.

– А как появилась идея «окна»?
– От Алексея Германа-старшего, которому ее рассказал московский сценарист Феликс Миронер. Еще во времена «железного занавеса» ему в голову пришла идея, что благодаря чуду можно оказаться в Париже через такое окно. Экранизировать этот сюжет в советское время было невозможно, я точно стал бы Маминым-сибиряком (смеется), а когда для совместного проекта в перестроечные времена понадобилась история, Герман о ней вспомнил и, как он шутил, «за бутылку коньяка» поведал ее нам с Аркадием Тигаем – соавтором сценария.

– А где вы нашли кота-артиста?
– Кота нашла моя дочь Катерина. Она была еще школьницей, и в ее классе училась девочка, мама которой состояла в петербургском, на тот момент ленинградском, клубе любителей кошек «Фелис». С ее слов мы и узнали о невероятном коте огромных размеров, которого боятся все собаки во дворе дома, где он живет. Кот меня восхитил, и я сразу же утвердил его на роль!

 

Про то, как снимать кошек в кино

– Как пушистый актер вел себя во время съемок?
– Снимать кино мы начали с последнего момента фильма и в первый же съемочный день отсняли, как кот возвращается в пролом в стене. Меня очень волновало, получится ли это сделать? Трудные актерские сцены – не проблема для профессионала, хотя иногда бывает сложно добиться, например, настоящей истерики от актера. Но обычно даже в самых сложных ситуациях после репетиций удается получить необходимый эффект – за счет техники, интуиции и т.д. Что касается съемок животных, то это всегда тайна за семью печатями. Режиссеры используют такой прием: снимают естественное поведение животного, а потом вокруг него достраивают сюжет, а иногда и весь фильм. При этом у зрителя создается впечатление, что животное в фильме играет роль! Мне этот вариант категорически не подходил. Кот Филимон должен был выполнить мое задание: пройти на камеру и запрыгнуть в проем, иначе вся история теряла смысл.

– Что же вы сделали?
– Кота можно было как-то подталкивать и потом при монтаже мельчить кадры, но тогда они потеряли бы всю убедительность. Мы заранее показали Филимону специально продолбленное «дупло» в брандмауэре (глухая стена здания – Прим.ред.). Камеру расположили рядом с дырой, у длинной стены дома. Перед съёмкой оцепили пространство кадра. Вокруг сразу же собралась толпа зевак, очень нервирующая кота. Я боялся, что поведение Филимона будет непредсказуемым, и он не пойдёт в сторону камеры, за которой расположилась съёмочная группа. По команде «Начали!» его выпустили из-за дальнего угла, и я затаил дыхание. Оглядевшись, Филимон направился к нам вдоль стены, подошёл к дыре, остановился, глядя в пролом, встал на задние лапы и запрыгнул внутрь. Помню, я закричал «ура-а!», и все стали обниматься и поздравлять друг друга, а я сказал: «Картина в кармане! С остальным я как-нибудь справлюсь». При этом еще ничего не было решено, и во Францию мы не ездили.

 

Порочная Адель

– В «Окне в Париж» есть еще одна кошка, хозяйка которой хочет сделать из нее чучело…
– Эта кошка появилась, потому что в сценарии была таксидермистка Николь, которую сыграла француженка Аньес Сораль. При первом появлении она должна была выглядеть неприятной для героя – грубой, необаятельной, с её экзотической профессией, для того чтобы к концу фильма в результате романтической истории с главным героем преобразиться в очаровательную лирическую героиню. А сам эпизод с кошкой был задуман ради сцены, где Николь материт придирчивую клиентку, используя словарь русского мата, приобретенный в общем-то для разборок с семьей Гороховых. Пожилая французская актриса, которая сыграла владелицу кошки и говорила «Это не Адель, у этой кошки порочный взгляд!», оказалась примечательной в своей частной жизни. Она утверждала, что была любовницей философа Жана-Поля Сартра. Эту историю она рассказывала местным французам, но постепенно слух дошел и до нас. Интересно, что при жизни Сартра считали открытым гомосексуалистом, но ее это не смущало.

– В кино сняли натуральное чучело кошки?
– Нет, Адель была сшита из искусственного меха. Ее сделали нарочито смешной – она сидела в забавной позе, с завязанным на шее бантом.

 


Кадр из фильма «Окно в Париж». Та самая «Адель»

 

Кошки и водопад

– Кроме этого случая, вам еще доводилось снимать кошек в кино?
– У меня была «массовая сцена» с кошками в фильме «Фонтан». Сценарист Владимир Вардунас придумал, как показать дом, который совершенно вымерз и непригоден для жизни. По его замыслу бежать из дома должны были кошки, а русские люди, привычные ко всему, оставались. Мои ассистенты для съемок собрали со всего города сотни бездомных кошек. Привезли их на площадку и посадили в подвал дома. Все слуховые окошки, за исключением одного, закрыли, а место выхода огородили сеткой, чтобы четвероногие актеры не разбежались. Вдруг неожиданно оператор отказался снимать без репетиции…

– А как кошки могут репетировать?
– В действительности дело было не в кошках, а в пленке Кодак, на которую снимали фильм. Она была дорогая, экономили каждый кадр, и оператор боялся, что во время съёмки что-то пойдет не так. Я согласился с ним, но потом очень об этом пожалел.

– Почему?
– Как только для репетиции мы открыли решетку окна, кошки повалили из него, как «кошачья ниагара». Это был настоящий поток кошек! Оператор остался доволен. С большим трудом кошек собрали заново, запихнули обратно в подвал, но они совершенно потеряли интерес к выходу. Эти умные животные сообразили, что снаружи стоит преграда из сетки, поэтому пока им лучше отсидеться в подвале. Нехотя, по одной они все же вылезали наружу, но это было уже не то, первый потрясающий дубль был потерян.

 

 

Героическая Мурка

– В вашем доме были кошки?
– Всегда, причем первая, Мурка, появилась года на полтора раньше меня. Я родился в 1946 году, а моя семья пережила блокаду Ленинграда в этой самой квартире, где мы с вами беседуем. В блокаду всех кошек съели, и они были большой редкостью. В результате крысы и мыши расплодились в огромном количестве и буквально толкались под ногами. Моя бабушка, работавшая на фабрике «Скороход», была записана «в очереди на кошку», где ей чудом достался маленький котенок. Как только крошечную Мурку принесли в дом, все крысы и мыши сразу ушли. Они легко могли сожрать ее, но, видимо, их прогнал инстинктивный страх перед кошачьим запахом. Таким образом, Мурка спасла съестные припасы нашей семьи, что в тот момент было равноценно спасению жизни.

– Какие-то истории из жизни Мурки можете рассказать?
– Эта кошка прожила у нас больше десяти лет, и я ее очень любил. Внезапно Мурка пропала. Несколько месяцев мы ее искали, но безрезультатно. Однажды бабушка каким-то образом оказалась неподалеку от городской свалки, и, проходя мимо, вдруг увидела кошку, очень похожую на нашу Мурку, но сильно потрепанную. Бабушка окликнула ее, и кошка бросилась к ней. Выяснилось, что кошку отвезла на свалку и выбросила моя тетя Роза, которая жила с нами. Она в силу перенесенного в детстве менингита была женщиной со странностями. Мы, конечно, сильно ее стыдили за этот поступок, и больше наша кошка не пропадала. Однако могу заметить, что именно благодаря тете Розе я приобщился к кино. Она всю жизнь работала билетером в кинотеатре и проводила меня на киносеансы. К моменту поступления в институт я посмотрел почти все, что у нас тогда показывали в кино.

 

Мишка

– Кто поселился в вашем доме после Мурки?
– Примерно в 1956 году нам принесли Мишку. В отличие от простой Мурки, он был пушистый ангорский красавец. Этот кот любил лежать у меня на груди. Как только я приходил со школы, стоило мне прилечь на диван, как кот тут же оказывался рядом, располагался на мне и начинал мурлыкать и легко царапать меня коготками. На даче я пытался ловить для него рыбу, но рыба ловилась плохо, и Мишка ходил худой, как глист. Если удавалось выловить уклейку или ерша, он немедленно их съедал вместе с костями, что, как я узнал позже, вредно для кошек. Возможно, поэтому, он прожил недолго, не больше десяти лет.

 


Юрий Мамин со своим первым котом, обожаемым Мишкой, начало 60-х годов


– Мишка не ловил мышей?
– Он был на удивление спокойным котом, возможно, потому, что был кастрированным. Кошками он не интересовался, а мышей душил, но не ел. Кот Степан, который у нас появился значительно позже, был активным охотником. Как только мы приезжали на дачу, он тут же забирался в подвал и буквально жил там. Мышей он мог ловить бесконечно, ими и отъедался! Сейчас, когда его не стало, мыши почувствовали себя вольготно и разгуливают по дачному дому толпами, как на демонстрации! (Смеется.) Нам пришлось самостоятельно заделать норки, предварительно насыпав туда битого стекла.

 

Степан

– А как к Вам попал кот Степан?
– Моя жена Людмила навещала мою маму, и в окне первого этажа увидела хорошенького рыжего котенка, который играл на подоконнике. Она выяснила, что у хозяев окотилась кошка, и ей предложили взять другого котенка – нашего Степу, тоже рыжего. Ему было уже семь месяцев, и он сразу стал нас удивлять своими фокусами.

 


– А что он делал?
– Степан любил выступать перед публикой. Я читал у Дурова, что цирковым животным нравится выходить на арену, они чувствуют внимание зрительного зала. Наш кот, видимо, тоже был «цирковой». Когда мы собирались за столом, Степан боком выскакивал из-за угла и начинал делать уморительные прыжки. Мы тут же начинали смеяться и восторженно аплодировать ему, а он, скрывшись, после трюка, через мгновенье появлялся вновь, но уже на задних лапах. Однажды этот номер увидели наши друзья и рассказали о нем кому-то из телевизионщиков. Те загорелись идеей снять Степу для передачи про домашних животных.

 


– И Степа стал телезвездой?
– Да, но не сразу, потому что малознакомых людей он боялся, и мне с трудом удавалось держать его на руках даже для фотографий. Телевизионщики приехали и уехали ни с чем. Я пообещал им снять Степу на любительскую камеру. Недели через две это получилось, и короткий сюжет попал в телепередачу. После этого слава накрыла Степу – его даже сфотографировали для кошачьего календаря.

 


– Кроме артистичности, его отличало что-то от других ваших кошек?
– Такого болтливого кота я не встречал ни у кого! Он разговаривал с нами, отвечая на каждое обращение к нему каким-нибудь «мявком». Всегда вмешивался в разговор, если говорили о нем или называли его имя. Однажды мы были свидетелями того, как он отреагировал на фильм, шедший по телевизору, где персонажа тоже звали Степой. Кот отзывался всякий раз, как только героя называли по имени. Это было гомерически смешно. Поговорить Степан любил, и я не помню случая, чтобы за ним не осталось последнее слово. Утром он первый здоровался коротким хмыком, не открывая рта и кивнув при этом головой. Обязательно реагировал тем же хмыком, встретившись глазами с кем-нибудь из домашних. А в приливе вдохновения произносил длинные, разнообразные тирады, напоминающие соловьиные трели в замедленном воспроизведении. Когда злился, то рычал, как лев, но, конечно, в более скромном варианте. В общем, звуков, которые он производил, хватило бы на пару десятков других котов. Сейчас, когда его нет с нами, как-то непривычно тихо стало в доме.

 


– У вас были какие-то сложности с его содержанием?
– Степу надо было стричь. Вероятно, у него в роду были сибирские кошки: шерсть очень густая, тонкая и сваливалась. Но расчесываться он не любил, и мы несколько раз стригли его «подо льва». Надо сказать, что после стрижки с котом происходила удивительная вещь, причем это стало заметно, когда он был уже пожилым господином. Сначала на него было странно смотреть – это была карикатура на льва. Затем он немного обрастал и вдруг впадал в детство: становился озорником и забиякой, как во времена, когда был котенком.

– Как вы думаете, что приносит с собой в дом кошка?
– Кошки делают людей человечнее, воспитывают вкус к красоте, поскольку сами прекрасны, избавляют от сердечных болезней, потому что все стрессы и заболевания проходят от приливов доброты и восторга, которые вызывают эти удивительные животные своим изяществом, остроумием и озорством. Если у тебя дома есть животное, совершенно не обязательно с ним сюсюкать и ласкать его. Один взгляд на него рождает какое-то внутреннее умиление. Давление и сердечный ритм приходят в норму, и самочувствие улучшается без лекарств.

 

Март 2016 г.

 

 

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
КОММЕНТАРИИ
Календарь выставок


ВСЕ ПОРОДЫ кошек
ОТ А ДО Я
Звездные питомцы
Необыкновенные коты Михаила Шемякина
Художник и скульптор Михаил Шемякин считает себя и кошатником и собачником одновременно, но...
читать далее
все vip от А ДО Я
клички
Чтобы добавить в базу кличку своего животного, авторизуйтесь на сайте.