Поиск

Миксома левого желудочка и внезапная смерть у собаки. Клинический случай

Миксома и внезапная смерть собаки

Maria Irene de Nijs1, Aryan Vink2, Wilhelmina Bergmann1 and Viktor Szatmari2

1 Veterinary Practice Schouwen-Duiveland, Zierikzee, The Netherlands.
2 Department of Pathology, University Medical Centre Utrecht, The Netherlands.
3 Department of Pathobiology, Faculty of Veterinary Medicine, Utrecht University, The Netherlands.
4 Department of Clinical Sciences of Companion Animals, Faculty of Veterinary Medicine, Utrecht University, The Netherlands.

Введение

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, миксома — это доброкачественное новообразование, состоящее из звёздчатых либо нитевидных клеток, составляющих миксоидную строму [1]. Поскольку миксоидные клетки имеют признаки мезенхимальных клеток, скорее всего, опухоль растёт из эндокарда, но её точный гистогенез пока до конца не ясен [1]. Сердечная миксома — достаточно редкая доброкачественная опухоль для собак [2–9]. Первый доклад о подобном случае был опубликован в 1958 году [8], после чего появилось ещё несколько публикаций, описывающих миксомы с вовлечением правого атриовентрикулярного клапана [2, 4, 5, 7]. Миксома левого желудочка встречается ещё реже, был описан лишь один такой случай, где миксома вызвала обструкцию тока крови в левом желудочке сердца собаки [6]. У людей левожелудочковая миксома тоже является редкостью, несмотря на то, что в целом миксома считается самым распространённым типом сердечных опухолей человека [1, 10–15]. У людей также есть случаи летального исхода в таких случаях [10].

Описание случая

12-летний вест-хайленд-уайт-терьер был найден мёртвым спустя неделю нахождения в конуре. По словам хозяина и лиц, ухаживавших за животным, собака вела себя нормально, смерть собаки была внезапной. На последнем осмотре у ветеринара, за несколько месяцев перед смертью, был отмечен сердечный шум. На тот момент дальнейших исследований не проводилось. Хозяин привёз тело животного на вскрытие к другому ветеринару (MdN). На вскрытии было обнаружено образование плотноэластичной консистенции, с гладкими краями, на ножке, размерами 1×1×1 см, белого цвета, прикреплённое к межжелудочковой перегородке, пролапсирующее в аорту (илл. 1). Образование вызвало почти полную обструкцию просвета аорты на уровне аортального клапана (илл. 1). Других значимых отклонений от нормы в ходе вскрытия не было выявлено. Сердце и лёгкие были извлечены для дальнейших исследований.

Илл. 1. Новообразование в левом желудочке. Образец фиксирован в формалине. А — Вскрытая восходящая аорта заблокирована миксомой (вид из аорты в направлении левого желудочка). Просвет практически полностью обструктирован опухолевой массой, касающейся аортального клапана. В — зона роста ножки опухоли видна на межжелудочковой перегородке у основания правой створки аортального клапана, опухоль проходит через клапан (вид от свободной стенки левого желудочка на межжелудочковую перегородку)

 

 

Илл. 2. Микрофотография миксомы в левом желудочке. Видно, что миксома (М) прикреплена к эндокарду сразу за створкой (L) аортального клапана. Также видны межжелудочковая перегородка (S) и проксимальная часть аорты (Ао). Окраска по Ван-Гизону. Бар= 5 мм

 

Макроскопически интракардиальная опухоль прикреплялась к эндокарду немного проксимальнее от створки аортального клапана (илл. 2). Гистологически опухоль состояла из веретенообразных и звёздчатых клеток с обильной эозинофильной цитоплазмой, так называемых «миксомных клеток», которые формируются в сплетения, составляющие миксомный межклеточный матрикс (илл. 3). Клетки 15–25 нм в диаметре, с центрально расположенным овальным ядром и средних размеров ядрышками. Клетки миксомы иногда образовывали синцитий — один из диагностических критериев кардиальной миксомы [1, 11]. Отмечался умеренный анизоцитоз и анизокариоз; было найдено одно митотическое формирование на 10 полях зрения высокого увеличения (400×). Вокруг некоторых капилляров были представлены макрофаги с гемосидерином. Также отмечалась экстравазация нейтрофильных гранулоцитов в области субэндокарда.

Инфильтрация поверхностных участков опухоли нейтрофильными гранулоцитами появилась, вероятно, путём механической ирритации как результат резкого ускорения тока крови в области стенозированного клапана.

Для дальнейшего анализа опухоли образцы были иммунологически окрашены. В миксомных клетках был найден виментин, гладкомышечного актина не обнаружено (илл. 3). Для теста на виментин образцы были помещены в цитратный буфер (pH 6,0) на 20 мин, на гладкомышечный актин — не обрабатывались. Стёкла были помещены в инкубатор с антителами к гладкомышечному актину (Sigma, клон 1А4, 1:1600) или анти-виментин моноклональными антителами (Dako, клон V9, 1:400) на 1 час при комнатной температуре (около 20°C) с последующей инкубацией с анти-прогестероновым мышиным IgG (Brightvision, Immunologic) в течение 30 мин при комнатной температуре. Визуализация осуществлялась применением хромогена жидкого постоянного красного (Dako).

Гистологический анализ лёгочной ткани выявил сильную гиперемию, вероятно, возникшую в результате острой циркуляторной недостаточности.

Илл. 3. Микрофотография миксомы. А — Гистологический состав миксомы — нитевидные и звёздчатые клетки, сплетённые в межклеточный матрикс. Видны участки синцития. Окраска гематоксилин-эозин. Бар= 100 нм. В — иммуногистохимический анализ на виментин; клетки миксомы позитивно окрашиваются (красные) Бар= 100 нм

 

Выводы

Неоплазии сердца для собак являются достаточно редкой патологией с частотой встречаемости около 0,1–0,2% [3, 9, 16]. Подавляющее большинство этих опухолей первичны (84%), и лишь малая их часть появляется в результате метастазирования [9]. Самая распространённая первичная опухоль сердца — гемангиосаркома, на втором месте по частоте стоит опухоль стенки арты (хемодектома) [3, 9]. Другие типы опухолей, такие как злокачественная лимфома и мезотелиома, у собак встречаются крайне редко [2–9, 17–21]. Чаще всего сердечные опухоли приводят к перикардиальному выпоту и тампонаде сердца, что может выражаться в асците вследствие застоя крови во внутренних органах или в снижении толерантности к нагрузкам, обмороках и шоке как следствие снижения сердечного выброса [3, 9]. Значительно реже опухоль приводит к обморокам и застоям крови в лёгких либо внутренних органах за счёт своего размера, препятствуя току крови или при внутрисосудистом росте, а также при внешнем сдавлении сердца и сосудов [2–9, 17–21]. Инфильтративный рост опухоли может приводить к систолической дисфункции желудочков [9]. Аритмии также иногда становятся следствием опухолевого процесса в сердце [9]. Ни один из этих клинических симптомов не был замечен у собаки, представленной в данной случае.

В ветеринарной литературе очень мало описаний миксомы сердца у собак. Клиническая симптоматика зависит от анатомического расположения и размеров опухоли. Одышка, как результат кардиогенного отёка лёгких, вызванная миксомой сердца, описана у четырёхлетней собаки; в опухолевый процесс оказался вовлечён аппарат митрального клапана, что в итоге привело к его острому стенозу [6]. У собак с миксомой сердца с вовлечением трикуспидального клапана развивался асцит как результат застойной правосторонней сердечной недостаточности [2, 7]. У другой собаки, чей митральный клапан был поражён миксомой, симптоматика сводилась к обморокам, и эхокардиография выявила динамическую обструкцию выходного канала левого желудочка и регургитацию митрального клапана [22]. Похожие симптомы — потеря сознания при физической нагрузке — наблюдались у ещё одной собаки с расположением опухоли в выходном канале правого желудочка с его обструкцией [4]. Описанных выше симптомов у собаки в нашем случае также не наблюдалось.

Насколько известно авторам, миксома левого желудочка, вызвавшая обструкцию выходного канала, равно как и миксома, вызвавшая внезапную смерть у собак, ранее не была описана в литературе. Что привело к внезапной смерти — механическая обструкция аорты или желудочковая аритмия с последующей гипоксией миокарда — остаётся неизвестным. Гипоксия миокарда могла быть вызвана обструкцией коронарной артерии опухолью. В случае, похожем на наш, внезапную смерть у собаки вызвала миксосаркома, создавшая обструкцию выходного канала левого желудочка, однако в этом случае опухоль была злокачественной [21].

Прижизненный диагноз этой опухоли можно поставить с помощью эхокардиографии [4, 6, 7, 9, 12, 15]. В этом случае есть возможность провести хирургическую резекцию опухоли, продлив жизнь собаке. Хирургическое удаление опухоли из левого желудочка у собак ещё не было описано в литературе, но есть описание хирургической резекции путём операции на открытом сердце с подключением к аппарату искусственного кровообращения из зоны под аортальным клапаном, т. е. из того же места, куда крепилась ножка опухоли в нашем случае [23]. Успешное удаление кардиальной миксомы правого предсердия и правого желудочка описаны на примере двух случаев. В одном из них была удалена миксома из правого предсердия, но собака прожила только 36 часов после операции [7]. Во втором случае миксома была удалена из правого желудочка, и собака прожила ещё два года, качество жизни оценивалось как удовлетворительное [4].

Случай, который мы описываем, свидетельствует о том, что сердечные шумы у пожилых собак малых пород не следует расценивать лишь как следствие дегенеративных изменений клапанов. Эхокардиография может помочь для дальнейшего уточнения диагноза, что позволит продлить жизнь животного в тех случаях, когда источником симптомов являются поддающиеся лечению патологии.

Участие авторов

MIDN производил вскрытие собаки. MIDN и WB произвели посмертный осмотр сердца и лёгких. VS интерпретировал находки с общего макроскопического осмотра и с гистологии. WB и AV выполняли гистологический анализ. AV проводил иммуногистохимические тесты образцов сердечной ткани. MIDN и VS подготовили статью. Все авторы участвовали в написании, конечный вариант статьи прочитан и одобрен всеми авторами.

Благодарности

Авторы выражают благодарность Dr. Ralph Edwards за редакцию статьи и Mr. Joop Fama за сделанные снимки.

Конкурирующие интересы

Авторы заявляют, что не имеют конкурирующих интересов.

Этическое утверждение

В рамках данного исследования мы не запрашивали официального или институционального этического утверждения. С животным обращались согласно этическим стандартам и Голландскому законодательству.

Литература

1. Di Vito A, Mignogna C, Donato G. The mysterious pathways of cardiac myxomas: a review of histogenesis, pathogenesis and pathology. Histopathol. 2015;66:321–32.

2. Akkoc A, Ozyigit MO, Cangul IT. Valvular cardiac myxoma in a dog. J Vet Med A Physiol Pathol Clin Med. 2007;54:356–8.

3. Aupperle H, Marz I, Ellenberger C, Buschatz S, Reischauer A, Schoon HA. Primary and secondary heart tumours in dogs and cats. J Comp Path. 2007;136:18–26.

4. Bright JM, Toal RL, Blackford LM. Right ventricular outflow obstruction caused by primary cardiac neoplasia. Clinical features in two dogs. J Vet Intern Med. 1990;4:12–6.

5. Darke PGG, Gordon LR. Cardiac myxoma in a dog. Vet Rec. 1974;95:565–7.

6. Fernandez-del Palacio MJ, Sanchez J, Talavera J, Martinez C. Left ventricular inflow tract obstruction secundary to a myxoma in a dog. J Am Anim Hosp Assoc. 2011;47:217–23.

7. Machida N, Hoshi K, Kobayashi M, Katsuda S, Yamane Y. Cardiac myxoma of the tricuspid valve in a dog. J Comp Path. 2003;129:320–4.

8. Roberts SR. Myxoma of the heart in a dog. J Am Vet Med Assoc. 1959;134:185–8.

9. Ware WA, Hopper DL. Cardiac tumors in dogs: 1982-1995. J Vet Intern Med. 1999;13:95–103.

10. Roschkov S, Rebeyka D, Mah J, Urquhart G. The dangers of cardiac myxomas. Prog Cardiovasc Nurs. 2007;22:27–30.

11. Abad C, Novoa J, Delgado A, Alonso A. Myxoma of the left ventricle. Tex Heart Inst J. 2014;41:395–400.

12. Chen J, He Y, Li Z, Han J, Gu X, Wang L, Nixon JV. Myxoma of the left ventricular outflow tract. J Ultrasound Med. 2009;28:1585–8.

13. Kawano H, Tayama K, Akasu K, Komesu I, Fukunaga S, Aoyagi S. Left ventricular myxoma: report of a case. Surg Today. 2000;30:1112–4.

14. Rendon F, Agosti J, Llorente A, Rodrigo D, Montes K. Intramural cardiac myxoma in left ventricular wall: an unusual location. Asian Cardiovasc Thorac Ann. 2002;10:170–2.

15. Robert J, Brack M, Hottinger S, Kadner A, Baur HR. A rare case of left ventricular cardiac myxoma with obstruction of the left ventricular outflow tract and atypical involvement of the mitral valve. Eur J Echocardiogr. 2009;10:593–5.

16. Detweiler DK, Patterson DF. The prevalence and types of cardiovascular disease in dogs. Ann NewYork Acad Sci. 1965;127:481–515.

17. Buchanan JW, Boggs LS, Dewan S, Regan J, Myers NC. Left atrial paraganglioma in a dog: echocardiography, surgery, and scintigraphy. J Vet Intern Med. 1998;12:109–15.

18. Adissu HA, Hayes G, Wood GA, Caswell LJ. Cardiac myxosarcoma with adrenal adenoma and pituitary hyperplasia resembling Carney complex in a dog. Vet Pathol. 2010;47:354-7.

19. Gomez-Laguna J, Barranco I, Rodriguez-Gomez IM, Blanco B, Guil-Luna S, Carrasco L, De las Mulas JM. Malignant mesenchymoma of the heart base in a dog with infiltration of the pericardium and metastasis to the lung. J Comp Pathol. 2012;147:195–8.

20. Thomason JD, Rapoport G, Fallaw T, Calvert CA, Sakamoto K. Pulmonary edema secondary to a cardiac schwannoma in a dog. J Vet Cardiol. 2015;17:149–53.

21. Karlstam E, Bernodt K. Hard af Segerstad C. Cardiac valve myxosarcoma with thrombosis of the right coronary artery in a dog. J Comp Pathol. 2013;148:64.

22. Schabbing KJ, Kramer GA. Clinical snapshot: A cardiac mass in a golden retriever. Compend Contin Educ Vet. 2013;35:E1.

23. Monnet E, Orton EC, Gaynor JS, Boon J, Wagner A, Linn K, Eddleman LA, Brevard S. Open resection for subvalvular aortic stenosis in dogs. J Am Vet Med Assoc. 1996;209:1255–61.

Источник: Acta Veterinaria Scandinavica (2016) 58:41. This article is distributed under the terms of the Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided you give appropriate credit to the original author(s) and the source, provide a link to the Creative Commons license, and indicate if changes were made.

СВМ № 2/2017