Поиск

Рассылки EVECCS, май 2018

Европейское ветеринарное общество неотложной помощи и интенсивной терапии

«Поддерживая обучение, развитие и практику ветеринарной медицины неотложных состояний и интенсивной терапии»

 

Дорогие читатели!

Для этого выпуска мы отобрали работы, касающиеся темы моделирования лёгочной гипертензии у собак и фармакокинетики силденафила.

Для обзора прессы мы отобрали три статьи с темами, с которыми может столкнуться любой специалист по критическим состояниям.

Приятного чтения!

Комитет по связям с общественностью EVECCS

 

MRC читает для вас

 

Mondritzki T. et al.
Новая модель лёгочной гипертензии у собак, находящихся в сознании, для исследования лёгочной селективности острых фармакологических воздействий.
European Journal of Applied Physiology (2018) 118:195–203.

Диагноз «лёгочная гипертензия» (ЛГ) в ветеринарной медицине ставится на основе эхокардиографии при выявлении значения систолического давления в лёгочной артерии >30 мм рт. ст. Как в человеческой, так и в ветеринарной медицине ЛГ остаётся серьёзной терапевтической задачей в отношении снижения связанной с этим состоянием смертности. ЛГ вовлекает комплексные изменения в многочисленных сигнальных путях (NO, эндотелин и т.д.). Эти патологические изменения вызывают постоянное повышение давления в лёгочной артерии вследствие снижения эластичности лёгочных сосудов.

Эффективность доступной в настоящее время терапии часто оценивалась с применением инвазивного измерения давления на животных под анестезией. Однако общая анестезия, как известно, воздействует на физиологический и/или фармакологический ответ или маскирует его, что может приводить к искажению экспериментальных результатов.

Целью настоящего исследования было создание оригинальной модели лёгочной гипертензии, вызванной гипоксией и оценка эффекта силдефанила и предсердного натрийуретического пептида (ПНП) у собак, находящихся в сознании.

Измерения проводились у семи собак с применением ЭКГ, гемодинамических телеметрических устройств и катетеров, имплантированных в лёгочную артерию и грудную аорту. После периода восстановления лёгочную гипертензию индуцировали с помощью 30-минутной гипоксии (инспираторная фракция кислорода — 10%) за счёт помещения собак в гипоксическую камеру.

В состоянии гипоксии среднее лёгочное артериальное давление (СЛАД) значимо возрастало (базовое 15,8 по сравнению с 28,1 в состоянии гипоксии, мм рт. ст.). Среднее системное артериальное давление оставалось неизменным в состоянии гипоксии. В настоящем исследовании силдефанил вводился орально за 1 час до индукции гипоксии. Силдефанил приводил, в зависимости от дозы, к существенному снижению СЛАД, плато достигалось при дозе 0,3 мг/кг (−4,6 ± 4,1, −5,1 ± 4,0, −6,6 ± 3,0 и –6,8 ± 4,4 мм рт. ст. при 0,03, 0,1, 0,3 и 1,0 мг/кг соответственно). Значительное падение системного среднего АД наблюдалось только при дозировке 0,1 мг/кг без существенных изменений в ЧСС.

Кроме того, инфузия предсердного натрийуретического пептида (ПНП) с постоянной скоростью вызывала значительное (различное, в зависимости от дозы) снижение СЛАД при дозировке 30 и 100 пмоль/кг/мин. (−4,7 ± 3,0 и –6,4 ± 3,8 мм рт. ст. соответственно). ПНП значимо не снижал АД и ЧСС у собак, подвергнутых гипоксии. Эти результаты находятся в соответствии с дозозависимыми кривыми, выполненными на изолированных лёгочных и бедренных артериях.

Авторы особо отмечают вероятный клинический интерес к инфузиям ПНП. Кроме того, данное исследование также дало релевантные гемодинамические данные о сиденафиле, применяемом для находящихся в сознании собак с лёгочной гипертензией, индуцированной гипоксией.

 

Akabane R. et al.
Фармакокинетика силденафила, вводимого в однократной дозе перорально у клинически здоровых собак: эффект кормления и пропорциональности дозы.
J vet Pharmacol Therap. 2018; DOI: 10.1111/jvp.12487.

Силденафил — хорошо известный селективный ингибитор фосфодиэстеразы-5, используемый для блокировки инактивации цГМФ (циклического гуанозинмонофосфата). Было высказано предположение, что он вызывает лёгочную артериальную вазодилятацию. Различные клинические исследования показали положительный эффект этого препарата для лечения лёгочной гипертензии у собак. Тем не менее существуют крайне немногочисленные фармакологические данные, касающиеся терапии собак. Целью данного исследования было определить эффект кормления на профиль концентрации силдефанила в плазме с использованием фармакокинетического подхода, а также выявить пропорциональность дозировки при пероральном применении силдефанила у собак при даче в дозировке 1, 2 и 4 мг/кг.

Это исследование имело две цели и было проведено в отношении 6 и 5 сук соответственно с применением перекрёстного дизайна с периодом отмены в 1 неделю. Эффект кормления изучался с дачей сиденафила в дозе 1 мг/кг перорально вместе с сухим кормом для собак и без него.

Исследование показало значительное влияние дачи корма на площадь под характеристической кривой силденафила (от временной отметки 0 до бесконечности, со снижением при даче с кормлением), на максимальную концентрацию в плазме (Cmax, снижается при даче с кормлением), наблюдаемое отношение клиренса плазмы к биодоступности (CL/F, возрастает при даче с кормлением) и наблюдаемое отношение объёма распределения к биодоступности (V/F, возрастает при даче с кормлением). Даже если эффект кормления был незначительным, 5 из 6 собак демонстрировали пролонгированное Tmax при даче с кормлением. Относительная биодоступность составила 81% ± 13% с быстрой абсорбцией (около 1,5 ч). Период полувыведения и среднее время присутствия силденафила в организме не имели значимой разницы у собак при даче на голодный желудок или с кормом.

Авторы подчёркивают, что оральное применение силденафила в целом хорошо переносилось собаками. Только у одного животного наблюдалась кратковременная диарея при даче в дозе 2 мг/кг.

 

Обзор прессы

 

Pedro et al.
Ретроспективная оценка корреляции частоты сердечных сокращений и выживаемости собак с фибрилляцией предсердий.
J Vet Intern Med 2018;32:86–92.

В это ретроспективное исследование было включено 46 собак с фибрилляцией предсердий (мерцательной аритмией), подтверждённой 24-часовым холтеровским мониторированием. Авторы показали, что средняя частота сердечных сокращений (сЧСС) является независимым фактором риска, с помощью которого можно прогнозировать смерть у собак. В работе был определён порог сЧСС, чтобы определять среднее время выживаемости у собак — 125 уд./мин. Собаки с сЧСС <125 уд./мин. имели среднее время выживаемости 1037 дней, минимальное время выживаемости — 524 дня, в то время как собаки с сЧСС ≥125 уд./мин. имели среднее время выживаемости 105 дней (разброс — 67–267 дней). Более того, статистическая модель, построенная в этом исследовании, показала, что при повышении сЧСС, минЧСС и максЧСС на каждые 10 уд./мин. риск смертности от всех причин значимо возрастает на 35%, 30% и 25% соответственно.

 

Tracy L. Hill et al.
Эффект сукралфата на проницаемость стенки желудка в модели ex vivo стрессиндуцированного повреждения слизистой оболочки у собак.
J Vet Intern Med. 2018;32:670–678.

Использование профилактического лечения рекомендовано у собак в критическом состоянии (Monnig A. A. et al. J Vet Emerg Crit Care. 2011;21:484–495). Однако существуют лишь немногочисленные данные для клинического обоснования протоколов профилактики язвы в результате стресса. Это исследование было выполнено на оригинальной модели ex vivo воспаления слизистой оболочки желудка у собак. С использованием трансэпителиальных измерений электрического сопротивления и оценки проницаемости стенки желудка, а также гистологического метода авторы показали, что сукралфат эффективно может профилактировать и ускоренно излечивать кислотоиндуцированное воспаление слизистой оболочки желудка у собак.

 

Matiasovic M. et al.
Хирургическое лечение колотых ран туловища у собак: мультицентровое ретроспективное исследование.
Journal of Small Animal Practice (2018) 59, 139–146.

Это ретроспективное исследование проведено в шести ветеринарных специализированных центрах Великобритании; в него было включено 54 собаки, которых лечили хирургически от травматических колотых ран грудной клетки и/или брюшной области (30 только с торакальными повреждениями, 5 только с повреждениями брюшной полости, 7 с торакальными и брюшными повреждениями и 12 без повреждений полостей тела. У 34 собак (63%) обнаруживались деревянные объекты (палки, ветки, разнообразные куски дерева), части металлических объектов и оленьих рогов выявлялись у 7 и 4 собак соответственно. Большая часть собак (n=36) была доставлена на приём в течение 10 часов после травмы. Показатели чувствительность и специфичность КТ-сканирования для обнаружения деревянных объектов были 64% и 88% соответственно. В связи с этим авторы рекомендуют проводить как КТ, так и ультразвуковые исследования для оценки колотых ран у собак перед хирургическим вмешательством. Кроме того, авторы подчёркивают клиническую важность прямого диагностического хирургического вмешательства после первоначальной стабилизации. Лобэктомия лёгких была проведена в одной трети из 30 случаев проведения торакотомии (55%). У 35% собак наблюдались осложнения, которые были оценены как небольшие (например, купированные медикаментозно или самопроизвольно без дополнительного хирургического вмешательства) и существенные (т.е. требовавшие дополнительного хирургического вмешательства или приведшие к длительному нарушению функции, смерти или эвтаназии), у 11 и 8 собак соответственно. Общая смертность (включая эвтаназию) составила 10%.

 

Все упомянутые статьи можно найти на сайте PubMed: ncbi.nlm.nih.gov/pubmed.

 

СВМ № 3/2018