Поиск

Ветеринарный факультет нового типа открывается в ДГТУ

Беседовал Евгений Назаренко
Фото: Александр Забегин

 

Как сделать ветеринарное образование практико-ориентированным?

В России существует достаточно много ветеринарных факультетов в различных вузах. Настолько много, что практики постоянно говорят о перепроизводстве ветврачей (при низком уровне образования). На этом фоне открытие нового факультета в Ростове-на-Дону — событие экстраординарное, особенно с учётом того, что инициировали его создание именно практикующие ветеринарные врачи. Мы побеседовали с руководителем нового подразделения Донского государственного технического университета профессором Алексеем Михайловичем Ермаковым, президентом Донской ассоциации практикующих ветеринарных врачей, руководителем ростовских ветеринарных клиник «Центр», доктором биологических наук.

Алексей Михайлович Ермаков,
президент Донской ассоциации практикующих ветеринарных врачей, руководитель ростовских ветеринарных клиник «Центр»

— Алексей Михайлович, как я понимаю, создание нового ветеринарного факультета вы затеяли по одной причине: неудовлетворённость общим уровнем ветеринарного образования в стране, это так?

— Это лишь одна из причин. Нужно понимать, что проблема неудовлетворённости работодателей — это результат системного игнорирования государством проблем в области ветеринарии. Учебники и учебные пособия по ветеринарии, издаваемые в настоящее время, являются результатом переписывания старых, но, как правило, не базируются на данных современных исследований в этой области. Все ветеринарные факультеты отстали от мирового образования на десятки лет. Если в России более 40 факультетов, которые готовят ветврачей, значит, в стране больше 1000 преподавателей ветеринарных дисциплин. А где результаты их деятельности? На слуху 5–10 профессоров, способных учить на международном уровне. А остальные? Нет статей и докладов на зарубежных конгрессах. Нет их реальной лечебной работы. Почти никто не читает и не говорит по-английски. В этих условиях, конечно, нет достаточных человеческих ресурсов для написания современных учебников и учебных пособий по ветеринарии.

— Вторая причина состоит в том, что оборудование ветеринарных факультетов морально устарело ещё лет 20 назад. Это произошло потому, что ветеринария никогда не была в приоритете как направление подготовки специалистов для министерства образования, хотя именно ветеринария решает задачи, касающиеся особо опасных инфекций (совместно с противочумными институтами страны). Третья причина состоит в отсутствии единого мнения относительно того, как нужно преподавать, чтобы подготовить высококвалифицированного врача-ветеринара. Сейчас активно обсуждается новый учебный план. Моё мнение такое: учебный план можно привезти хоть из Франции или Америки. Но пока мы не будем иметь достаточное количество хороших преподавателей, пока не пригласим в вузы практикующих врачей, пока студенты не начнут проводить всё своё свободное время в клиниках, ничего не изменится.

— В каком состоянии вообще находится российское ветеринарное образование сегодня? Поменялось ли что-нибудь за последние 20 лет?

— Несмотря на то, что ещё очень много нужно сделать в этой области, вузы стали активнее прислушиваться к мнению работодателей и приоткрыли свои двери для практикующих врачей. В некоторых (Ставропольский ГАУ, МГАВМ) появились вполне современные клиники. Но этого недостаточно. Так должно быть везде, где учатся будущие ветврачи. Обучение должно быть практико-ориентированным. Однако при том, что за последние 20 лет резко вырос уровень частных клиник, между вузами и практикой продолжает сохраняться пропасть. Частные клиники начали строить мост навстречу ветеринарным факультетам, и если учебные заведения будут готовы к конструктивному сотрудничеству, то дело пойдёт быстрее.

— В Ростовской области уже готовят ветврачей, есть ветеринарный факультет в Донском государственном аграрном университете. Вы раньше с ними как-то сотрудничали?

— Я сам окончил ветеринарный факультет Донского ГАУ, и университет навсегда останется для меня альма-матер. Именно на базе ветеринарного факультета в 1998 году мы провели первую ветеринарную конференцию по мелким животным. Здесь в 2006 году совместно с С. В. Середой мы организовали первую в России школу для ветврачей, в которой целый год читали лекции лучшие российские и зарубежные лекторы. Здесь родилась и окрепла наша ветеринарная ассоциация. Так что университет долгое время воплощал в жизнь передовые проекты и, не сомневаюсь, ещё многого достигнет.

— Пытались ли вы воплотить в жизнь свою идею в ДонГАУ? Почему вообще в итоге сотрудничество сложилось с техническим университетом?

— Как я уже сказал, Донской ГАУ много лет был для нас трибуной и площадкой для постдипломного образования. Но времена изменились. Новый декан повёл ветеринарный факультет своим путём, был взят курс на подготовку врачей исключительно для сельского хозяйства. Студентам не дают возможности проходить практики в клиниках, особенно в клиниках, занимающихся лечением мелких животных. Нам намекнули, что болезни мелких животных — это «пустая трата времени». В результате мы потеряли возможность влиять на качество подготовки, организовывать мероприятия для студентов и врачей, нас перестали слышать. Дверь закрылась.

— Но по принципу сохранения энергии открылась другая дверь. Донской государственный технический университет выиграл конкурс в новом проекте Минобрнауки по созданию многопрофильных опорных университетов. Я встретился с ректором Бесарионом Чохоевичем Месхи, после разговора с которым стало ясно, что здесь можно развивать инновационные проекты, строить ветеринарный факультет нового типа. Механизм закрутился: мы будем учить ветврачей, готовить аспирантов, проводить повышение квалификации ветврачей. Возникла идея провести в конгресс-холле ДГТУ симпозиум по зоонозам и Третий Южно-Российский международный ветеринарный конгресс. Кроме того, университет активно строит новые корпуса, и под ветфак сейчас ремонтируется 6-й корпус, полигон (подсобное хозяйство) уже располагает базой для обучения ветврачей (лошади, КРС, свиньи). Кампус ДГТУ располагается на территории в 26 гектаров, половина из которых — это парк. Его мы планируем превратить в экопарк с мини-зоопарком, искусственным озером, образовательными зонами, дрессировочными площадками. Вот так замена лишь одной буквы, ДГАУ — ДГТУ, резко изменила нашу жизнь.

— Как в ДонГАУ отнеслись к созданию вашего факультета, если была вообще реакция?

— Я не знаю. Сейчас так много работы, что нет возможности даже съездить в гости. Но уверен, что появление второго ветеринарного факультета — это благо для Ростовской области. У абитуриентов появится возможность выбирать. Кто хочет лечить сельскохозяйственных животных — поедет в Персиановский; а кого интересуют ветеринария собак, кошек, лошадей, процент обращений по поводу болезней которых составляет 70% от общего количества обращений к ветеринарам в целом, — к нам. Мы с ДонГАУ друг другу не конкуренты, а коллеги. Появится возможность углублять специализацию, что, безусловно, скажется на качестве образования. Все только выиграют.

— Какие специалисты будут преподавать студентам вашего факультета, откуда они к вам идут?

— Концепция факультета нового типа предусматривает несколько основных принципов: преподавание ведут практикующие ветврачи (в нашем коллективе 6 докторов — С. Н. Карташов, А. М. Ермаков, П. В. Аксёнова, Т. И. Лапина, А. И. Бутенков, Е. В. Карташова — и 9 кандидатов наук); помимо ветврачей, наших студентов будут учить лучшие профессора ДГТУ со смежных кафедр; часть практических занятий проводится непосредственно в ветеринарных клиниках (уже определены клинические филиалы); на факультете заработает референтный диагностический центр (патоморфология, ПЦР, МРТ), который по силам не каждой частной ветеринарной клинике. Диагностический центр будет принимать по направлениям из других клиник и возвращать пациента уже с уточнённым диагнозом. Таким образом, мы избежим конкуренции с частными клиниками и будем работать с ними на принципах сотрудничества. Это модель «B to B» в ветеринарии. В целом наш университет открыт для любых контактов и инициатив.

— Насколько вы уверены, что сможете обеспечить должный уровень преподавания на вашем факультете и что после его окончания «новоиспечённые» врачи сразу смогут работать по специальности, а не доучиваться ещё один-два года «на местах», как это происходит сейчас?

— Абсолютно уверен. Несомненно, каждому специалисту при переходе на новую работу требуется время на адаптацию. Но это всего лишь адаптация, а не обучение заново.

— Если бы лично вам вдруг сейчас поручили провести реформу российского ветеринарного образования, какие три действия вы предприняли бы в первую очередь?

— Мы уже начали её в отдельно взятом вузе (смеётся). Мы должны превратить ветеринарное образование в практико-ориентированное. А шаги должны быть очень простые: пригласить преподавать клинические дисциплины только имеющих практику преподавателей; на основании уже имеющихся собственных клинических данных внедрить в образовательный процесс новые учебные пособия (и со временем учебники по ветеринарии); ввести в образовательный процесс практико-ориентированное обучение на базе ветеринарных клиник с современным оборудованием; посылать студентов, магистрантов и аспирантов на международные научные конференции; включать обучающихся и молодых преподавателей в международные гранты; создавать условия для постоянного повышения квалификации в лучших ветеринарных клиниках мира.

— Насколько мне известно, западные стандарты предполагают, что выпускник ветеринарного факультета должен уметь одинаково хорошо лечить и мелких домашних животных, и крупных сельскохозяйственных. В России вроде бы декларируется тот же принцип, но на практике всегда и практически везде был перекос в сторону сельского хозяйства. Получается, что вы теперь будете идти в противоположную сторону. Есть ли уверенность в том, что уклон в сторону мелких животных — это правильная стратегия?

— Не нужно проводить между новым факультетом и существующими такую границу. Мы все идём в одну сторону. Мы все хотим выпускать высокопрофессиональных специалистов. Однако объём знаний в современной ветеринарии таков, что даже отдельно по сельскохозяйственным животным или по pets его полностью не сможет освоить ни один студент. И за рубежом, и у нас будущий врач изучает базовые принципы, учится получать и анализировать информацию, получает первый практический опыт. Нигде в мире даже через много лет практики и постоянного повышения квалификации не появляется универсального специалиста. Каждый крупный учёный, выдающийся практикующий врач становится экспертом в определённой области. Мы не сомневаемся, что каждый выпускник и каждый практикующий врач должен учиться всю жизнь. Поэтому уверен, что наши выпускники при желании смогут освоить любую специализацию.

— Финансирование нового факультета будет полностью государственное? Или запланированы другие источники? И, если первое, предполагаете ли вы, что средств будет достаточно для качественной работы?

— ДГТУ — вуз государственный. И, конечно, государственные деньги будут расходоваться на подготовку ветврачей. В то же время, на мой взгляд, ДГТУ — самый открытый для сотрудничества университет Ростовской области. В нём есть ряд корпоративных кафедр с лидерами различных отраслей. И в ветеринарии такая же история. Мы готовы создавать корпоративные кафедры и базы для практик со всеми годными для этих целей клиниками или предприятиями. И деньги мы станем привлекать из самых разных источников.

— Вы упомянули наличие корпоративных кафедр в ДГТУ. Объясните, пожалуйста, чуть более подробно, в чём суть таких кафедр.

— Корпоративная кафедра открывается на предприятии. Цель: «заточить» подготовку студента под конкретные нужды, сократить срок адаптации молодого специалиста после окончания вуза и прихода на производство. Как правило, часть учебной нагрузки берут на себя сотрудники-наставники. Финансирование кафедры двойное: вуз и предприятие. Учебное заведение в результате получает помощь, расширяет вовлечённость преподавателей, сокращается разрыв между вузом и практикой. И, разумеется, улучшается кадровая насыщенность предприятия.

— Практика показывает, что значительная часть студентов ветеринарных факультетов в России учится «шаляй-валяй», не стремится получать знания, но в итоге получает дипломы. Многие из таких выпускников не идут после этого в профессию, что хорошо для животных, но однозначно плохо для государства, которое это всё, по существу, оплачивает. А кое-кто и с такими знаниями всё-таки идёт в ветеринарию — понятно, как будет работать такой человек. Сможете ли вы избежать подобного?

— Не сомневаюсь (улыбается). Первые наборы будут почти полностью коммерческими. Мы уверены, что оплачивающий своё образование студент определился с выбором профессии и будет за свои деньги требовать от преподавателей знаний, активно учиться. Мы очень хотим создать лучший в России ветеринарный факультет и приложим к этому все свои силы и знания.

СВМ № 6/2016