Поиск

По свежему снегу. Почти сказка

Хрустнула ветка справа, и Лис повернул голову. Нет, там никого не было. Это лишь снежная шапка обломила ветку, не выдержавшую тяжести. Лис помахал хвостом и вернулся на прежний маршрут.

Выпавший накануне снег приглушил запахи, зато с утра появились отчётливые следы, и он мог видеть, кто тут пробегал сегодня. Вот мышь прошмыгнула, её цепочку пересёк отчётливый заячий след. Опушкой прошло семейство кабанов, а тут, на поляне, ночевала стая глухарей, и снялась утром, вылетев из навалившего сугроба.

Лис сегодня не охотился. Вернее, он бы занялся этим, если бы почуял добычу недалеко, но специально искать её желания не было. Поэтому он неспешно трусил через лес, изучая оставленные другими обитателями следы просто ради интереса.

У старой расщеплённой сосны он остановился. Здесь от дерева шли два ряда куньих следов, а затем они сходились, и в этом месте снег был взрыт и размётан. Судя по всему, подрались из-за еды. Лис подошёл к месту драки, и увидел две цепочки, уходящие прочь, уже в разные стороны, причём, судя по следам одной из двух куниц, потрепал её собрат основательно, и она прихрамывала на одну ногу. Лис из любопытства двинулся по этой цепочке, как вдруг нос уловил подозрительный запах в стороне от тропы. Он остановился и медленно направился туда.

Под высокой берёзой в снегу находилось нечто, от чего пахло человеком. Лис аккуратно обошёл место. Он был ещё не старый, но довольно опытный зверь, и знал, что к чему в этой жизни. Человечий запах был не к добру, как ни крути. Он ещё раз внимательно понюхал, подошёл чуть ближе, и осторожно начал отбрасывать снег по кругу.

Через пять минут бережного разгребания предмет обозначился. Так и есть – под свежим снегом находился капкан. Лис подумал, почесал лапой за ухом. Оставлять находку было вот так нельзя. Он порыскал вокруг и обнаружил обломанный сосновый сук – достаточно тяжёлый, но такой, что он мог поднять его. Лис взял палку в зубы, подошёл к капкану, приметился. Взмах головы – и сук полетел в центр выкопанного предмета. Клац – с громким лязгом стальные челюсти захлопнулись, чуть не сломав деревяшку пополам.

За последние несколько дней это была шестая встреченная Лисом ловушка. Две пустых он смог нейтрализовать примерно таким же образом. В четырёх он встретил уже погибших зверей: трёх лисиц и одного зайца. В последнее время ловушки стали попадаться всё чаще. И Лис знал, почему.

Он водил дружбу с одним псом из ближайшей деревни. В это трудно было поверить, но пёс по кличке Джек был добродушным и любопытным увальнем. Впервые Лис встретился с ним пару лет назад, когда Джек был ещё щенком и сбежал из дома. Лис почуял запах собаки, отдыхая под кустом недалеко от человеческого жилья. Он осторожно вышел к земляничной поляне и увидел небольшого пса, самозабвенно гоняющегося за бабочками. Лис усмехнулся и решил проверить, что будет, если взять и вдруг выйти из-за деревьев. Джек, увидев незнакомое существо, сначала несколько опешил, а потом с радостной улыбкой, бешено махая хвостом, подбежал здороваться. Так и познакомились.

Лис время от времени заходил к псу в гости. Домик, где жил Джек, стоял на самой окраине деревни, к нему можно было тихо пробраться, так что никто не мог заметить. Они разговаривали через забор, проникать во двор Лис не хотел. Джек рассказывал разные новости о людях, Лис – о том, что происходит в лесу. Оба были довольны, удовлетворяя своё любопытство.

Джек рассказал Лису, что последнее время, в деревню, и не только в их, но и в окрестные, стали заходить бешеные лисы. Кто-то из них бросался на людей и коров, кто-то просто шаткой походкой бежал через посёлок, ничего не соображая. И Лис, и пёс знали, что это такое – бешеные звери. Таких чуешь за версту. Если учуешь такую лису, от неё лучше держаться подальше, дабы самому не стать таким же безумным. Люди, понятное дело, тоже боятся. И вот, как рассказал Джек, чтоб напасти избегнуть, решили они начать уничтожать лисиц. И стали появляться в лесу капканы в огромном количестве.

Нельзя сказать, чтобы люди и раньше не охотились. Но хоть как-то меру знали. Теперь же ловушки заполонили весь лес, да ещё и охотников с ружьями прибавилось, и Лис стал реже приближаться к местам обитания человека, больше держался чащоб, куда людям было не так просто сунуться. О двуногих он всегда был невысокого мнения, но происходящее сейчас  просто не укладывалось в голове. Нужно быть безумнее самой бешеной лисы, чтобы начать убивать всех вокруг, дабы уничтожить болезнь. Хотя с людьми ничему удивляться нельзя. Они явно воспринимали окружающий их мир не как дом, а как то, что можно именно уничтожать. Потому и леса становилось всё меньше, и число обитателей его с каждым годом всё уменьшалось. Скоро всё опустеет, подумал Лис. Останутся вырубки, выжженные пространства и грязь, которая присуща местам обитания людей.

Он помнил из своего детства один случай встречи с человеком. Мать их отлучилась на охоту, и выводок любопытных лисят выполз из логова погреться на солнышке. Как вдруг прямо перед ними возник кто-то в чёрных сапогах, с ружьём и в капюшоне, надвинутом на глаза. Лисята с перепугу кинулись обратно, и один из них застрял в ветках кустарника. Он повис, в ужасе выпучив глаза и болтая лапами, но не мог выбраться. Человек засмеялся, подошёл к лисёнку и осторожно вынул его из веток. Потрепал по загривку и аккуратно поставил на землю. Тот в ужасе рванул к своим братьям, растолкал всех и забился в самый дальний угол логова. Человек опять рассмеялся, что-то сказал им – они не поняли что – повернулся и ушёл. Больше его не видели.

Уже потом Лис понял, что им несказанно повезло, и этот человек был, возможно, единственным таким. Все остальные приходили в лес, по существу, грабить. Это хищный зверь убивает, только когда голоден. А человек убивает всегда, да ещё и гордится этим, выставляет напоказ. Лис однажды в деревне заглянул в окно одного из домов, где жил известный всему лесу охотник, и увидел висящие на стене головы. Там были лось, косуля, лисы и даже волк, хотя волков в их лесу не водилось с незапамятных времён. Тщеславие и жестокость – вот и всё, что двигало людьми. Вот и сейчас…

Лис посмотрел на капкан, который теперь какое-то время не причинит никому вреда. А потом будет ещё один капкан, и ещё… И он вспомнил рассказы птиц. Они говорили, что где-то в той стороне, где восходит солнце, ещё остались леса такие огромные, что человек до них ещё не добрался. Потому что сил у него нет всю эту землю вырубить и перепахать. Ну, по крайней мере, пока. Наверняка потом и туда доберутся. Но ещё не так скоро, на его, Лисову, жизнь хватит. И когда он подумал об этих лесах, в его голову пришла вдруг неожиданная мысль. Она состояла всего из двух слов: «надо уходить».

Уходить?.. Это было непросто. В родном лесу он знал всё вдоль и поперёк, каждое дерево, каждый холмик, каждую ямку. Знал всех зверей и птиц, знал, где лучше охотиться, а куда лучше не соваться, потому что можно встретить человека. Но вдруг Лис осознал, что этот лес перестаёт быть его лесом. Пока что он здесь хозяин, но это очень ненадолго. И уже недалёк тот день, когда везде, куда бы не пошёл, он будет натыкаться на капканы, силки и ружья, на уничтоженные деревья и мёртвых обитателей. Мёртвого леса.

Лис сел в снег и, прищурившись, посмотрел на зимнее солнце, пробивавшееся сквозь сосны. Понюхал воздух, ещё раз вдохнул в себя запахи, знакомые с детства и оглядел всё вокруг. Потом медленно встал и затрусил вперёд. Сначала медленно, потом быстрее. Принятое решение нужно не менять. Теперь главное – миновать места, где леса совсем или почти не осталось, и где хозяин – человек. А как только достигнет Больших Лесов, там уже он не пропадёт. В переделки в жизни приходилось пропадать разные.

Серо-рыжий хвост в последний раз вильнул и скрылся за деревьями. На поляне стояла тишина, не нарушаемая никем. Обитатели леса вообще предпочитают тишину, и она будет здесь царить, как царила тысячи лет, столько, сколько стоит этот лес. Будет царить, пока не придёт человек.