Поиск

Уходящая Земля

На озере Убсу-Нур вновь провели взятие проб от местной орнитофауны на предмет птичьего гриппа и болезнь Ньюкасла. Дело хорошее, что тут говорить. Но меня в этих новостях затронул момент, к ветеринарии не относящийся. И наводящий на невесёлые мысли…

Убсу-нур относится к угрожаемым объектам по птичьему гриппу в связи с тем, что оно постепенно высыхает, соответственно, уменьшается водное зеркало и увеличивается концентрация птиц. Озеро является уникальным природным объектом, в его котловине обитает 173 вида птиц, 41 вид млекопитающих, в озере обитает 29 видов рыб. На российской территории Убсунурской котловины (большая часть озера находится на территории Монголии) создан заповедник, в котором обитают виды, исчезнувшие в других местах. Почему оно высыхает, и какова его судьба в дальнейшем?

Российские географы В. С. Хруцкий и Е. И. Голубева в 2011 году писали, что в обмелении озёр этого региона участвуют два фактора: природный и антропогенный, и экологическая ситуация здесь далека от кризисной. В первую очередь, судя по всему, из-за небольшой плотности населения. Однако влияние человека на процесс, тем не менее, бесспорно. И если в ближайшие годы Котловина Больших Озёр ещё сохранится, то для некоторых уникальных мест Земли ситуация уже изменилась радикально.

В Советском Союзе все знали, что на территории нашей страны находятся два крупнейших озера в мире – Каспийское и Аральское моря. А вот интересно, всем ли родившимся в СССР известно, что Аральского моря больше нет? Вот нет, и всё!!! На карту ведь не каждый день смотрим, да и карты врут. Советские изображали Арал в его старых границах, несмотря на то, что мелеть он стал с 60-х годов. В конце 80-х картография стала-таки отражать действительность, но она никак не поспевает за истинным положением, и даже Гугл-мэпс врёт. На сегодняшний день от бывшего великого озера остались несколько маленьких водоёмов, площадь которых в 8 с лишним раз меньше изначальной. А в ближайшее время, похоже, останется только северная часть – Малый Арал. А на месте озера, по которому когда-то ходили большие корабли и которое вдохновляло на творчество ещё Тараса Шевченко, теперь находится Аралкум – самая молодая на Земле пустыня.

Причина высыхания Арала известна всем – разбор двух крупнейших среднеазиатских рек Амударьи и Сырдарьи на орошение. Причём после того как стало понятно, чем это грозит, процесс никто и не подумал прекратить. Воду из рек забирают до сих пор, причём до такой степени, что Амударья вообще теперь не доходит до бывшего моря, по существу, никуда не впадая. Конечно, понятно, что от этого орошения зависят жизни и работа многих людей. Но ведь и от Арала тоже зависели жизни, которыми пожертвовали ради «народного хозяйства», коим так гордились раньше. Можно ли повернуть процесс вспять? Я не знаю. Наверно, можно, но на это должна быть воля человеческая. Но какая к чёрту воля? Когда год назад я проплывал по одной подмосковной речке на байдарке, наблюдал в одном месте чудную картину. Стоит пара домов на высоком обрывистом берегу. И весь обрыв до самой реки усеян мусором: банками, бутылками и прочим хламом. Это что, результат влияния «непреодолимых обстоятельств»? И сколько таких свалок вокруг нас? Множество, только большинство предпочитает не приглядываться. Или комфортно себя чувствуют в такой ситуации.

Об экологии кричат кругом все, но только тех, кто что-то делает для того, чтобы сохранить этот мир, похоже, единицы (особенно в свете того, что население Земли продолжает увеличиваться огромными темпами). Капля в море. Остальные, в лучшем случае, поучаствуют в модном «Часе земли» – очень удобно раз в год вырубить вокруг себя электричество, чтобы с чистой совестью весь остальной год ни о чём не думать. А большинству вообще на всё наплевать.

Аралкум – отравленная земля. Когда реки ещё несли сюда свои воды, в них попадали удобрения и пестициды, смываемые с полей. А ещё на бывшем острове Возрождения (название-то какое!) существовала лаборатория по испытанию бактериологического оружия, и есть опасение, что микроорганизмы в тамошних захоронениях сохранили жизнеспособность. Ветры поднимают отравленную пыль над пустыней и несут её так далеко, что частицы обнаруживаются на других континентах, включая Антарктиду. Бывшее Аральское море мне представляется эдакой моделью нашей Земли в миниатюре. Сегодня там – завтра везде. И сколько лет нас отделяет от того, что вместо Убсу-Нур появится на географической карте Убсукум? Сколько веков (или десятилетий) отведено ещё Земле, пока она вся не обратится в пустыню, усыпанную пластиком, над которой ветры разносят отравленную пыль из конца в конец? Кто нас остановит?..