Поиск

Аналитики из NielsenIQ оценили долю онлайн-продаж в FMCG

Долю онлайн-продаж в FMCG оценили аналитики из NielsenIQ
Фото: Natali / AdobeStock

Как выяснили эксперты, доля онлайн-продаж в сегменте потребительских товаров (FMCG) в I квартале 2024 года составила 10,6%. Это на 2,1 п.п. больше, чем в 2023 году. За 12 месяцев по март 2024 года интернет-продажи выросли на 45,5% в деньгах и на 51,8% в натуральном выражении к предыдущему аналогичному периоду. При этом доля онлайн-продаж непродовольственных категорий к концу I квартала почти достигла 30% против 20% годом ранее.

Топ категорий в онлайне — зоотовары (14,5%); молочная продукция (13,3%); мясо и мясные продукты (11,7%).

Среди причин роста онлайн-канала аналитики называют следующие:

  • переход потребителей от формата «дозакупки» в интернете к совершению регулярных заказов;
  • удобство канала за счёт экономии времени, сил и денег;
  • расширение географии доставки;
  • рост количества селлеров на маркетплейсах (+62% год к году). 
NielsenIQ

В прошлом году эксперты обратили внимание, что для российских онлайн-продавцов привлечение одного клиента в 2023 году стало обходиться в 1,5–5 раз дороже, чем в 2022-м. Из-за этого компании, которые занимаются онлайн-продажами, в том числе онлайн-зоомагазины, вынуждены были пересматривать объём инвестиций в рекламу. Крупные фирмы перенаправляли бюджеты в сторону билбордов и телевидения, дорожающих не так быстро, а средние и маленькие начали экономить на рекламе.

Глобальные перемены, приведшие к изменению на рынке, были в основном связаны с отказом западных площадок размещать рекламу российских компаний.

Ещё три года назад, по данным iProspect, Google занимал около 50% в поисковой рекламе, YouTube — 80% в видео, Facebook (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещённой в РФ) — 40–50% в таргетированной рекламе и среди соцсетей. Рекламодатели также пользовались Instagram (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещённой в РФ) и TikTok. Но размещавшиеся там компании вынуждены были перейти на отечественные платформы. Российские площадки воспользовались этим — цена рекламы на них выросла за год на 30−100%, по данным Media Instinct. В VK, «Яндексе» и Rutube подтвердили повышение цен, но отказались комментировать ситуацию.

Эксперты глобального сервиса iProspect подсчитали, что с февраля 2022 года по февраль 2023-го стоимость привлечения онлайн-клиента выросла втрое для категории электроники, вдвое — в сегменте одежды, в полтора раза — в продуктовом ретейле, в пять раз — в недвижимости и авто.

Из-за роста тарифов ретейлеры были вынуждены корректировать планы: 21% из них, согласно опросу Roistat и TenChat, увеличили бюджет на цифровую рекламу в прошлом году, а также больше внимания уделили наружной рекламе и ТВ.

Источник: NielsenIQ