Зоорынок
Главная » Люди и мнения » Белорусский зоорынок: стратегия компромисса

Белорусский зоорынок: стратегия компромисса

Белорусский зоорынок сегодня активно ищет интеграции с производителями и дистрибьюторами товаров для домашних животных из России. При этом зообизнес сохраняет и даже расширяет взаимодействие с европейским, американским и азиатским рынками зоотоваров. Такой компромисс с поставками в/из России и сохранением связей с международными производителями можно назвать основной стратегией ключевых игроков белорусского зообизнеса.

Фото: предоставлены организаторами выставки «МирЗоо» и А. Поборцевым

«Зооинформ» подробно рассказывал о зооиндустрии Беларуси в 7-м номере «Зообизнеса в России» за 2022 год в статье «Зоомагазины Беларуси и дистрибьюторы: маленький рынок с большими возможностями».

Спустя три года «Зооинформ» поговорил с Александром Поборцевым, директором компании «Ветторгпартнер» — генерального партнёра выставки «МирЗоо», чтобы узнать, как изменились логистика, ассортимент и динамика продаж в отрасли.

Александр Поборцев

«Кардинальных изменений на рынке зоотоваров в Беларуси нет. Мировой зообизнес продолжает работать с белорусским, иногда это происходит через посредников или неофициально, но бренды на рынке, как российские, так и западные, и восточные – остались. Стало дороже и сложнее привозить товары, но основной ландшафт отрасли сохранился».

— считает Александр Поборцев.

Корма: рост премиум-сегмента

В кормах для домашних животных на белорусском рынке остаётся сильной позиция европейских брендов, но растёт интерес к российским торговым маркам. Рационы Royal Canin и Pro Plan продолжают выпускаться в России, поставляться в Беларусь и показывают высокие продажи. Премиальные корма на белорусском рынке стали доступнее благодаря ограничению наценки, которая была введена постановлением Совета министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 года №713. Импортёр может устанавливать наценку до 30%, а розничный продавец – дополнительно ещё 30% — совокупная маржа не может превышать 60%. По наблюдениям экспертов рынка, продажи премиальных и суперпремиальных брендов кормов, ввиду их доступности и качества, растут быстрее бюджетных.

В начале апреля в Беларуси вышло обновление по Постановлению №713, регулирующему надбавки на корма для домашних животных, птиц и рыб. Вопреки ожидаемым послаблениям, условия для отрасли ужесточили. Если ранее у импортёра были свои 30% наценки и 30% – у розницы, то с 15 апреля 2025 на всех участников цепочки есть только 50% надбавки. На корма белорусского производства – только 30%. Ясности в том, как делить эти 50% между импортёром, оптовиком и розницей, у зообизнеса нет.

Поскольку Александр Поборцев возглавляет компанию, занимающуюся дистрибуцией Hill’s в Беларуси (бренд, запрещённый в России), «Зооинформ» поинтересовался у него о ситуации с продажами в республике и возможном перетоке товара в РФ.

«Раньше поставки кормов Hill’s в Беларусь осуществлялись через российское представительство компании. После закрытия поставок в Россию товар идёт напрямую из Нидерландов. Изменения логистики потребовали времени и средств, но мы видим даже рост продаж, хотя полный ассортимент товаров, особенно ветдиеты, ожидаем лишь к маю 2025 года. Что касается поставок Hill’s в Россию, то Беларусь может продавать туда продукт, официально, производитель этого не запрещает. Однако поставки запрещены Россельхознадзором России, в связи с этим компании дружественного рынка покупать его опасаются».

— рассказал Александр Поборцев.

Зоомагазины: три кита республики

На рынке республики продолжают доминировать три крупные сети: «Доктор Вет», «Зообазар» и «Зоомаркет». Они формируют львиную долю продаж в белорусской зоорознице. Остальное распределено между мелкой и региональной розницей.

Сети применяют разные подходы развития, успех которых оценить можно будет только со временем.

«“Доктор Вет” делает ставку на рентабельность каждой точки и квалифицированных продавцов. “Зоомаркет” расширяет продажи увеличением количества зоомагазинов и сильным онлайн-продвижением. “Зообазар” активно инвестирует в масштабирование, сталкиваясь при этом с кадровыми ограничениями. Время покажет, чья стратегия была эффективнее».

— считает Александр Поборцев.

К зообизнесу активно «присматриваются» игроки из неспециализированных каналов продаж зоотоваров, такие как сеть магазинов «Евроопт» и крупные онлайн-площадки вроде гипермаркета «21 век». Их интерес базируется на показателях большого потенциала роста продаж товаров для животных. Однако ключевой сдерживающий момент для непрофильных игроков, по мнению Александра Поборцева, – получение лицензии на продажу ветпрепаратов для домашних животных, без которой сложно зайти в сегмент зоотоваров.

Ветеринария: учиться и учиться

В рознице, по мнению Александра Поборцева, покупатели всё менее ориентируются на страну производства ветеринарных препаратов, поэтому продажи локальных и российских брендов лекарств для животных растут. Белорусские компании – «Ветфарм», «Рубикон», ГК ВИК (имеет производство в Витебской области) – выпускают препараты, востребованные рынком. Лекарства, произведённые в республике, активно соперничают с российскими, а те, в свою очередь, успешно конкурируют с западными. За исключением международных бестселлеров вроде «Бравекто» или «Симпарики», у которых аналогов на наших рынках пока нет.

Число ветклиник, по мнению экспертов, в республике постепенно растёт. Лицензирование на эту сферу деятельности не требуется, но открываться становится всё сложнее из-за серьёзного дефицита ветеринарных врачей в Беларуси. При этом рост интереса к профессиональному ветеринарному образованию становится важной тенденцией рынка.

«Ветеринарные врачи охотно учатся, и это не просто теория, а практическое, рыночно-ориентированное образование. Мы поддерживаем своим учебным центром возможность развития дополнительного образования врачей. И по прошедшему PROFVET, на котором была стопроцентная заполняемость залов, понимаем, что это то, что пользуется большим спросом и является драйвером профессионального развития. Очень радует и то, что ветеринарное сообщество в Беларуси становится более сплочённым и коллегиальным. Врачи понимают, что развиваться и сотрудничать важнее, чем конкурировать».

— рассказал “Зооинформу” Александр Поборцев.

PROFVET — ежегодный ветеринарный форум, который организует «Белорусское ветеринарное общество». В 2025 году он включал восемь профильных секций для ветеринарных врачей, где обсуждались современные методы диагностики, лечения, клинические случаи и актуальные темы ветеринарии. Для руководителей клиник была организована отдельная секция, посвящённая управлению бизнесом, кадровым вопросам, финансовому планированию и улучшению клиентского сервиса. Мероприятие приобрело международный статус благодаря участию специалистов из России. Всего PROFVET собрал более 500 участников, включая ветеринарных врачей, руководителей клиник и представителей индустрии.

Зоорынок на перепутье

Белорусский зоорынок сегодня переживает одновременно и период стремительного роста, и этап серьёзных испытаний. Привлекательность премиального сегмента зоотоваров и его динамичное развитие подтверждают готовность покупателей выбирать качество, если цена остаётся приемлемой. Однако ужесточение регуляторной политики способно затормозить этот тренд, заставляя компании искать новые модели работы и балансировать на грани рентабельности.

Ветеринарная отрасль тоже перед вызовами — от дефицита ветеринарных врачей до необходимости постоянного повышения уровня компетенций тех, кто уже работает. В белорусской ветеринарии сегодня формируется профессиональное сообщество, нацеленное на сотрудничество и развитие. Это даёт надежду на развитие ветеринарии, повышение качества услуг и, соответственно, на укрепление доверия владельцев питомцев.

Мы знаем, что для вас важно получать актуальную информацию в удобном для вас виде и формате. Не забудьте подписаться на удобные для вас каналы Zooinform.ru

Разработка и продвижение сайтов webseed.ru