10 ошибок лидера

ТЕКСТ: Евгений Котов, основатель компании Practicum Group
 

Беря на себя руководство компанией, отделом или проектом, вы становитесь лидером. Давайте разберём, какими качествами должен обладать человек, занимающий такую позицию, и какие ошибки ослабляют влияние лидера.

 

Лидерство — это способность человека оказывать позитивное влияние на группу, мотивируя её и приводя её работу к определённому результату. Многие путают понятие лидерства с личной эффективностью, умением себя организовать, мотивировать. Эти способности очень важны, но в действительности являются лишь частью лидерства. Ошибка в понимании сути — не единственная, которую допускают некоторые руководители. Сегодня мы разберём ещё десять типичных «грабель», на которые не следует наступать лидеру.

 

Ошибка № 1.
Неспособность выстраивать коммуникации

Самый недооценённый компонент лидерства — это общение, или связи. Что, по-вашему, ценнее — связи или деньги? Думаю, все со мной согласятся: возможность зарабатывать снова и снова, используя налаженные профессиональные связи, т. е. коммуникации, гораздо предпочтительнее полученных лишь единожды, пусть даже больших, денег.

«Коммуникация» происходит от латинского communicatio — сообщение, передача, и от communicare — делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать. Это процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам. Люди часто ошибаются, думая, что, купив телефон, компьютер и т. п., они уже выстроили коммуникации. Нет! Они лишь обзавелись средствами коммуникации. Электронные девайсы можно сравнить с дорогой, предназначенной для движения. Но, если она не эксплуатируется, она бессмысленна, она не служит своей цели «связывать и передавать». Продолжая сравнение с дорогами, приведу интересный пример того, как разумно выстроенная система коммуникации способна привести к интенсивному развитию.

Американский президент Дуайт Эйзенхауэр вошёл в историю страны как автор одного из самых успешных долгосрочных инвестиционных проектов в истории США XX века. Считается, что из «великой депрессии» эта страна вышла после Второй мировой войны, т. е. в конце 40-х годов. На самом же деле это произошло гораздо позже. И ключевую роль в поступательном экономическом развитии сыграла федеральная система скоростных магистралей, которой и сегодня дают самые высокие оценки. Их строительство началось в 1956 году и было завершено к 1973 году. При этом конечные расходы впятеро больше первоначальной оценки. Однако экономический эффект проекта оказался фантастически выше затрат. Новые автотрассы снизили транспортные издержки товаропроизводителей до 17%. Были созданы сотни тысяч новых рабочих мест. А самое главное, эта новая дорожная система создала в раздробленной прежде Америке сплочённый общий национальный рынок.

Итак, настоящий лидер умеет выстраивать связи и поддерживать общение, правильно оценивая значимость и роль тех или иных коммуникаций, т. е. создавать качественные «дороги» в правильном месте и поддерживать их в рабочем состоянии — так, чтобы по ним постоянно шёл нужный ему трафик.

 

Ошибка № 2.
Попытка лидера понравиться всем

Это распространённая ошибка молодых лидеров, не осознающих, что их основные задачи лежат в совершенно другой плоскости. Главное для настоящего лидера — добиться поставленной цели, и все его усилия должны быть направлены на это. Иногда для достижения группой положительного результата он принимает непопулярные решения. Честно могу сказать, бывают рабочие моменты, связанные с повышенной требовательностью, когда руководитель и сам-то себе не нравится. Для лидера понравиться — это бонус, который он получает после того, как достиг определённого результата вместе с группой. Лидера в плане восприятия его командой можно сравнить со спортивным тренером: в процессе тренировок он раздражает, но когда на соревнованиях ты занимаешь призовое место, то, конечно, тренер нравится.

 

Ошибка № 3.
Увлечение идеей fast

Что такое fast? В переводе с английского языка это означает «быстро». Можно применить термин fast к таким понятиям, как еда, — fastfood, а также fast-деньги, fast-любовь, fast-успех и т. п. Сейчас общество заражено этой идеей всё получать быстро, не напрягаясь.

Казалось бы, что в этом плохого? Но проблема как раз в том, что идея fast — убийственна. Лидер, заражённый такой идеей, не сможет правильно работать с приоритетами и будет допускать ошибки в планировании: как только возникнет возможность получить что-то быстро, он направит всю свою работу в этом направлении. Для достижения больших целей нужно быть готовым продолжительное время концентрироваться на них, и усердно работать самому, и на это же мотивировать группу. Для такой работы идея fast губительна: она расслабляет и размывает приоритеты. А самое главное, формирует вокруг лидера группу, с которой очень трудно работать на «длинные» цели: люди, привыкшие к краткосрочному успеху, не достигая его, покидают команду.
 


Для лидера очень важна курсовая устойчивость. И на первый взгляд лидер может показаться не харизматичным, но его способность продолжительное время удерживать внимание на цели и вести к ней группу, регулярно достигая промежуточных результатов, делает его очень влиятельным. И это привлечёт в его команду гораздо больше людей, чем лихая погоня за быстрыми деньгами «харизматичного» лидера.


 

Ошибка № 4.
Лидерство в режиме «иногда»

Качество лидерства проявляется на «длинной дистанции», т. е. работа руководителя — это ежедневный труд и его собственный, и команды для достижения поставленной цели. Нельзя сегодня-завтра быть лидером, прикладывать усилия, руководить коллективом, а на следующей неделе «сменить курс», сказав: «Я хочу временно отойти от дел, потому что устал за всё отвечать». «Крест лидера» — быть лидером всегда: на вечеринке, в офисе, в отпуске и наедине с собой. «Комплект» лидера состоит не только из «быть лидером», но и «действовать, как лидер» и «достигать соответствующих результатов», а это всегда требует большой курсовой устойчивости, причём не только собственной, но и команды.

 

Ошибка № 5.
Недостаточное внимание развитию навыков, важных для лидера

Один из важнейших навыков, который необходимо постоянно совершенствовать, — это мастерство публичных выступлений. Умение общаться с группой, доносить свою точку зрения, держать группу на цели напрямую зависит от ораторских навыков лидера. Мы уже говорили выше о значимости понятия «коммуникация» — её основой является речь, т. е. качество коммуникаций зависит от качества выступления лидера, от того, насколько грамотно и доходчиво он говорит, насколько убедителен, как ведёт словесную полемику в случае конфронтации или сопротивления группы каким-то задачам. Сниженное качество коммуникации разрушает понимание между лидером и группой, не позволяет лидеру в полной мере раскрыть свой потенциал. Поэтому руководитель должен постоянно тренировать свой навык выступать публично, причём просить коллег и специалистов помочь ему в этом.

 

Ошибка № 6.
Мне можно

Это одна из наиболее губительных ошибок. Личная эффективность лидера всегда будет оказывать влияние на то, как его будет воспринимать группа. В этом решающую роль играют его пунктуальность, хорошее здоровье, опрятность, хорошие манеры и т. п. И эти качества необходимо постоянно поддерживать на должном уровне, потому что вы даже себе не представляете, насколько группа чутка к каким-то слабостям лидера. Поясню: группа всегда перенимает образ действия или поведение лидера, его стиль общения, манеры, образ действия. Можно сказать, что группа «зеркалит» его. Поведение руководителя в стиле «мне можно», когда он недостаточно сконцентрирован на работе, не дисциплинирован, убийственно, так как разлагает группу, снижает мотивацию и ухудшает общий результат.

 

Ошибка № 7.
Застревание в прошлых победах

Одна из великолепнейших, фееричных ошибок лидера — «поймать звезду» под названием «У меня уже был успех». Тот факт, что он когда-то добился успеха, заработал свой миллион, у него были светлые идеи и т. п., позволяет, как он считает, сегодня расслабиться, оправдывает его бездеятельность, нежелание брать на себя новую ответственность. Такое застревание в прошлых победах лишает лидера потенциала. Единственно, для чего стоит обращаться к своим прошлым достижениям, — это для того, чтобы восполнить ресурс уверенности в самом себе и в своей успешности: «У меня получилось это тогда, значит, я могу найти способ достичь успеха сегодня». К сожалению, есть лидеры, которые перегорели, так как «застряли в победах прошлого», и им хватает. Примечательно, что эта ошибка свойственна также и сотрудникам. Взгляните вокруг себя, на обычных членов группы — кто из них бездействует? У кого нет энергии? Кто не хочет брать ответственность сегодня, используя в качестве оправдания прошлые успехи? Гарантирую, что найдёте несколько таких примеров в своём окружении.

 

Ошибка № 8.
Игра в конкуренцию

Примечательно, что слово «конкуренция» произошло от латинского concurrere — «сталкиваться». Конкуренция в мире животных — это зачастую столкновение в буквальном смысле слова: посмотрите на двух баранов, разбегающихся и бьющихся головами друг о друга. В итоге кто-то отступает, кто-то побеждает. В отличие от природы, в мире людей конкуренция — не всегда обязательная и конструктивная вещь, часто это попытка играть в удовлетворение каких-то нереализованных амбиций. Там, где есть соперничество, есть поражение, но никто не хочет быть причастным к поражениям. Людей объединяют общие победы. Поэтому задача лидера — создавать взаимодействие между сотрудниками, клиентами, партнёрами, выстраивать отношения, ведущие к достижению целей.

Я знаю примеры, когда целые отрасли объединяются вместе и проводят различные форумы, семинары, конференции. Например, весной состоялось великолепнейшее мероприятие — Саммит зообизнеса России, который собрал в Сочи лучших игроков рынка — около 150 первых лиц. Разумеется, там были и конкуренты. Но люди общались, находили общие темы, восстанавливали утраченные отношения, договаривались о новом сотрудничестве.

Договариваться о соревнованиях по каким-то показателям, обмениваться опытом, договариваться о ценообразованиях в регионе, вести открытую, честную игру — вот это, в отличие от игры в конкуренцию, достойно, и это под стать действительно большим лидерам.

 

Ошибка № 9.
Ничего личного, просто бизнес

Иногда можно встретить лидеров, которые строят свою работу на основе главного приоритета — денег. Такому подходу даже учат в некоторых бизнес-школах. На мой взгляд, это очень непрочная концепция, и сейчас мы разберёмся, почему. Группа, которая стоит за любым лидером, всегда в той или иной степени отражает его идеалы, как мы уже говорили, «зеркалит» его. Если лидер формирует команду людей, для которых «ничего личного, просто бизнес», и деньги — это главная мотивация, то он должен быть готов к тому, что любой из его команды может уйти, если получит более выгодное финансовое предложение. Такое же правило работает и в отношении партнёров. Чтобы конструкция отношений как внутри группы, так и группы с партнёрами не была хрупкой, в её основе должны лежать другие ценности, серьёзнее, чем просто деньги.

 

Ошибка № 10.
Лидер должен уметь работать со всеми

На самом деле это миф. Я считаю, что лидер должен уметь работать с сильными, хотя это очень непросто. В окружении сильных людей, с одной стороны, ему всегда сложнее идентифицироваться в роли лидера, но, с другой стороны, он сам становится ещё более сильным, его энергия возрастает. В команде слабых лидеру реализовать себя, конечно, проще, но работать с такой командой тяжело, потому что эти люди не будут его соратниками.

Я также знаю лидеров, которые, считая, что должны работать со всеми, взваливают на себя груз взаимодействия с людьми абсолютно бесполезными. Эти сотрудники могут быть чрезвычайно талантливыми, компетентными, но неспособными работать в группе. Соответственно, когда такие люди появляются в команде, они разрушают группу изнутри, создавая в ней плохой эмоциональный фон.

Бывает и так, что руководитель тащит откровенно слабых сотрудников, потому что видит в них большой потенциал и пытается взращивать их. Но время идёт, результата нет, потенциал не раскрывается, и возникает серьёзная проблема, потому что слабый сотрудник забирает внимание и ресурсы лидера, которые могут быть распределены эффективнее.

Лидер должен фильтровать группу, оставляя рядом тех, кто действительно хочет идти вместе с ним к цели и работать в группе. С другими же нужно расставаться быстро. И, как сказала Фаина Раневская: «Отпускайте идиотов и клоунов из своей жизни. Цирк должен гастролировать».

Итак, давайте подведём итог. Настоящее лидерство — это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение цели, — группы, организации. Поэтому не совершайте ошибок, которые убивают лидерство, и раскрывайте всё больше и больше свой лидерский потенциал и приводите группу к успеху.

 

 

Теги

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Подписка на журнал

Зообизнес в России


Первый российский журнал для тех, кто работает в сфере торговли зоотоварами и услуг для животных. Здесь печатаются аналитические материалы, информация о современных технологиях производства товаров для животных, сообщения о новых продуктах, событиях отрасли, статьи о фирмах, обзоры зарубежных профессиональных журналов и многое другое.


Оформить подписку
Close