Pet-friendly — тренд современного бизнеса

pet friendly

Текст: Наталья Гарбер

Pet-friendly заведения и социальные пространства становятся новой нормой. Для зооиндустрии это означает, что отрасли, ранее совершенно к ней безразличные, могут заинтересоваться предлагаемыми ею товарами и услугами.

Dog-friendly транспорт

За последние годы общемировой dog-friendly тренд набрал силу. Он заставил многие организации учитывать интересы владельцев собак. На улицах и в офисах, в гостиницах и ресторанах, поездах и самолётах, магазинах и даже в концертных залах стало можно появляться с четвероногими друзьями. Города в целом стремятся быть dog-friendly, закладывая расходы на это в свои бюджеты. Тренд «дружелюбия к живому» часто касается и других домашних любимцев.

Первой перед желанием людей перемещаться с питомцами пала транспортная и парковая инфраструктура городов. С собаками, котами, птицами и хомяками мы ездим в городском транспорте и гуляем по улицам давно. Но раньше это происходило под крики водителей и охранников о необходимости держать живность в намордниках и клетках. Однако в последние годы даже в регионах возникли специальные зоотакси, а в обычных машинах разрешили возить собаку, хомяка, попугая или кота, особенно в перевозке.

В Москве собачники жаловались на дискомфорт городской инфраструктуры, и летом 2021 года dog-friendly тренд наконец привлёк внимание московских властей. Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» собрал архитекторов, директоров зооприютов, ветврачей и журналистов на дискуссию «Собачье дело: как и зачем городу быть pet-friendly?». В её ходе профессионалы нашли пути создания образа дружелюбной к животным Москвы. Спонсор мероприятия «Стрелки» – бренд Cesar – существенно поднял тогда свою репутацию в глазах мэрии и москвичей.

дог френдли

Переходим к авиаотрасли. Всем памятен случай 2019 года с толстым котом Виктором, которого обидел «Аэрофлот». Медиа превратили историю в глобальный pet-friendly кейс. Страдалец даже получил премию «Кот года». Авиакомпания S7 по итогам этой истории разрешила возить в салоне домашних животных не до 8, а до 10 кг весом. Помимо трёх зверей в багаже стало можно брать с собой в салон птицу в клетке и пятерых псов или котов – двух больших на соседнем кресле, трёх маленьких под ним. Все животные должны быть в контейнерах. Utair последовал за S7 и тоже допустил проезд в салоне более тяжёлых животных. В попытке догнать и перегнать их имиджевый рост «Аэрофлот» также изменил правила и стал начислять владельцам баллы за провоз питомцев. S7 и Utair тут же начислили своим клиентам баллы тоже.

На подъёме авиационного dog-friendly и в целом pet-friendly тренда авиаотрасль к началу 2022 года существенно улучшила свой социальный имидж. Заводчики и владельцы, перевозящие много крупных собак и кошек по стране и миру, сэкономили нервы, время и деньги. Больше обычных людей стали чаще летать со своими питомцами по дружелюбным к животным городам и странам. Если транспортное сообщение наладится, эти достижения владельцам животных снова пригодятся.

Dog-friendly магазины и рестораны

В магазинах раньше всегда требовали привязывать собак на улице. И собачники волновались – а вдруг уведут? И тогда «ВкусВилл» ввёл моду гулять среди продуктовых прилавков с собакой до 35 см в холке. Тренд подхватили – и многие, от сети модной одежды Le bon bon, чья хозяйка сама приютила трёх бездомных собак, до магазинов для художников «Красный карандаш», теперь пускают покупателей с псами.

можно с собакой в магазин
Dog-friendly коляска в гипермаркете «Аллея»

В ответ на желание посетителей катать маленькую собаку в коляске по супермаркету стали продавать строллеры – специальные коляски с отделениями. Первыми в России услугу по прокату строллеров запустили в Петербурге в ТРК «Лето». Затем dog-friendly коляски появились в гипермаркетах «Аллея», входящих в ГК «Командор» в холодной Сибири. Там хозяева часто хотят брать собаку, особенно маленькую, в магазин, а не оставлять на морозе. Возник спрос на боксы для больших собак, в которых их можно оставить, пока хозяин делает покупки.

Мода на dog-friendly магазины привела к повышению спроса на услуги дрессировщиков собак. Ведь если питомец повредит или проглотит что-то из товаров, это может привести к серьёзным расходам для хозяина и к неприятностям со здоровьем у животного. Надёжнее научить собаку хорошим манерам.

Вслед за магазинами появились dog-friendly кондитерские, кафе и рестораны. Они начали с того, что разрешили летом сидеть с собакой на улице и предлагали собачий корм питомцам посетителей. Затем с животными стало можно обедать и внутри. Первыми это ввели вегетарианские и экоориентированные заведения. Ведь кормить человека с собакой выгодней: клиент становится преданней, а чек — больше.

Всего, по сведениям «Гида по России для собак», в Москве на начало февраля 2022 года работало 1486 dog-friendly заведений. В Питере — 332, в Омске – 67, и даже в Адлере одно. И это ещё не всё: на маникюр в украшенный фигурками Будды салон красоты Guilty pleasure на Таганке или в демократичный коворкинг Collider на Вятской тоже разрешили ходить с собакой. В интернет-сегменте тренд тут же породил порталы, которые учили владельцев делать свои заведения dog-friendly; и сервис по продвижению ресторанов с фотосессиями счастливых семей с сытыми четвероногими любимцами.

Собаки в офисах и музеях

В офисы и в культурные учреждения собак не пускали дольше всего, как и в православные храмы. Сегодня dog-friendly рабочие пространства сделали не только Mars и Purina, но и, например, «Альфа-банк». Ведь, по исследованиям Университета Линкольна, треть офисных сотрудников лучше работают, когда их собака рядом, поэтому 57% предпринимателей согласны позволять сотрудникам приводить в офис животных.

Музей Москвы осенью 2021 года впервые оттестировал dog-friendly формат на выставке «Москва – Сеул: общие замыслы» и теперь пускает с псом во двор и магазин, но пока не на экспозиции. А вот в Cube Moscow в самом центре Москвы можно с собакой пройтись по 10 галереям, на поводке и без намордника.

На основании большого опыта создания pet-friendly среды компания Mars Petcare с 2016 года грамотно и системно обучила разные компании делать dog-friendly офисы. Этому помогла Purina со своей инициативой Pets at work.

Pet-friendly гостиничный и девелоперский бизнес

В России около 70% населения держат дома зверей. Среди домашних любимцев — более 40 млн кошек и более 20 млн собак. В пандемию питомцев стали от тоски заводить в полтора раза чаще. Больше 90% хозяев считают их равноправными членами семьи, хотят всюду с ним ходить и вместе вести здоровый образ жизни. Женщины в России заводят животных примерно вдвое чаще, чем мужчины. И всем им нужно, чтобы города имели pet-friendly инфраструктуру.

При этом в массовый сегмент рынка жилья тренд дружелюбия к животным проникает медленно. В съёмные квартиры жильцов с питомцами пускают только в 20% случаев. Зато девелоперы и гостиницы среднего и высшего класса быстро оценили подход dog-friendly как конкурентное преимущество, ибо 60% их клиентов считают dog-friendly среду серьёзным аргументом «за» при покупке. Сделать ЖК или гостиницу pet-friendly стоит недорого относительно общих расходов на строительство. Поэтому, например, ГК «Новый город» делает жилые комплексы с душами для мойки лап, площадками для выгула и дрессировки, дог-боксами с урнами и экопакетами, фонтанчиками с водой для питья животных летом; и считает структуру pet-friendly приоритетом в развитии проектов будущего.

dog-friendly

Целиком dog-friendly сделан один из элитных проектов последних лет Roza Rossa ГК Properties на Зубовской улице, получивший в 2018 году премию European Property Awards. Концепцию разработал хозяин трёх золотистых ретриверов, итальянский архитектор Пьеро Лиссони. В дополнение к душам, площадкам, боксам и фонтанчикам собаколюбец зонировал места для прогулок с тёплыми дорожками, включил услуги груминга и выгула, и даже ступеньки в доме спроектировал ниже обычных, чтобы собакам был удобно подниматься по лестницам.

В дорогом гостиничном сегменте данный тренд тоже нарастает – десятку pet-friendly отелей в Москве возглавляют пятизвёздочный Radisson Blu Olympiyskiy и четырёхзвёздочный Pentahotel Moscow на Арбате. Во многих гостиницах от трёхзвёздочных на окраине до пятизвёздочных в центре столицы можно сегодня без доплаты селиться с собаками и котами.

Скачок прибыли зообизнеса в связи с pet-friendly трендом

Тренд дружелюбия к животным – золотая жила для зообизнеса. Зооиндустрии России нужно ставить себе задачи нового уровня. Компании должны перестать быть просто поставщиками зоотоваров оптом и в розницу. Задача зооотрасли – учить людей заботиться о благе всех живых существ на планете, начиная с домашних питомцев. «Устойчивое развитие» как принцип работы большинства современных систем включает создание pet-friendly климата дома, на работе, на улице. И зообизнес может и должен возглавить этот глобальный процесс. Успех в этом не только принесёт в мир больше любви, но и даст отрасли дополнительную прибыль.