Поиск

Как живётся производителю кормов, или На виражах импортозамещения

Цех с автоклавами завода «Петкорм»

Беседовала Юлия Долженкова

Российские производители кормов находятся сегодня в двойственном положении. С одной стороны, они как никогда востребованы. С другой — из-за различных ограничений у них появились новые трудности. О том, как отечественные производители справляются с вызовами импортозамещения, рассказывает совладелец компании «Петкорм» Роберт Имангулов.

Роберт Имангулов— Роберт, от российских производителей рынок сегодня ждёт очень многого. Вам нужно «закрывать» пробелы из-за недостатка импортных кормов, плюс большие розничные игроки активно расширяют ассортимент собственных марок. И мы видим, что завод «Петкорм» отлично справляется с этой ответственностью. Как вам это удаётся?
— Спасибо. Мы очень стараемся. Ответственность действительно очень большая, объёмы заказов растут — по сравнению с первым полугодием прошлого года «Петкорм» производит и отгружает в три раза больше продукции. Завод загружен почти на полную мощность. Но, как и во многих других отраслях, вопросы импортозамещения влияют на работу предприятия. И для их решений требуются не просто корректировки в цепочке поставок одного завода, но и комплексные межпромышленные взаимодействия.

Российским производителям кормов предстоит решить немало проблем, и мы не исключение. Одна из них — оборудование. Продукт отечественный, но выпускается на импортном оборудовании. В процессе эксплуатации оно иногда ломается. Отдельные детали мы пытаемся с помощью российских подрядчиков копировать и таким образом ремонтировать. Используются при этом только те материалы, которые есть в стране. Но, например, специализированной нержавеющей стали для пищевой промышленности у нас нет, только обычная нержавейка. Узлы со сложной геометрией тоже никто у нас не берётся производить. Мы, как и другие производители кормов из России, надеемся, что в ближайшее время в отраслях металлообработки и машиностроения обратят внимание на потребности отечественных заводов, в противном случае последствия тяжело даже представить. Надо отдать должное некоторым иностранным партнёрам — итальянские и испанские компании оказывают техническую поддержку, консультируют дистанционно. А вот один из основных наших поставщиков оборудования из Дании прервал все взаимоотношения в один день, просто отправив e-mail.

Установленные на заводе «Петкорм» контроллеры почти все немецкие или американские. И наши подрядчики вместе со всей страной ищут замену Siemens, сейчас ждут на тесты южнокорейскую технику.

петкорм

— При почти максимальной загруженности и растущем спросе, но при этом недоступности зарубежного оборудования как вы в качестве производителя кормов планируете развиваться?
— Сейчас основной сдерживающий фактор производства — это пропускная способность на этапе стерилизации продукта. Мы заказали автоклавы российского производства и получим их в конце года. Это будет наш первый опыт импортозамещения такого оборудования. Такое расширение упростит процессы и позволит заводу «Петкорм» серьёзно увеличить мощности.

— Железо — это одна часть оборудования. А что происходит с программным обеспечением после ухода с рынка зарубежных IT-компаний?
— ПО — это ещё одна важная составляющая любого современного производства. Всё зависит от айтишников, которые у нас в стране есть. А они в России на высшем уровне. Поэтому после того как датчане отказались произвести доналадку ПО, мы нашли специалиста, который во всём разобрался, на сегодняшний день он почти закончил выполнение поставленной задачи. Так что проблемы с софтом пока не представляются непреодолимыми.

— Предполагаю, что оборудование — это не единственная проблема, с которой приходится сражаться отечественному производителю кормов…
— Правильно, в настоящий момент самый серьёзный наш вызов — это упаковка. Есть перебои с красками для ретортных плёнок и клеем, которые попали под санкции, с фольгой для производства паучей и жестяными банками. Все наши поставщики упаковочных материалов ищут альтернативы, экспериментируют, перестраивают технологические процессы и цепочки поставок. Например, пробуют турецкий, индийский, китайский клеи, налаживают связи с новыми поставщиками из Азии. Но пока им не удаётся выйти на стабильный режим работы. Ещё недавно всё у них было чётко налажено, теперь менее оптимально и более дорого. Я предполагаю, что проблемы с упаковкой будут нарастать. На сегодня мы справляемся, проявляем гибкость к новым условиям и оперативно реагируем на возникающие проблемы, чтобы совместить возможности наших поставщиков с потребностями наших заказчиков.

— Как в целом вы оцениваете положение российских производителей кормов? И какие у вас ожидания?
— У всех производителей, насколько можно судить, ожидания разные. К­то-то уверен, что будет лучше, у ­кого-то другое мнение. Я думаю, что ещё пару лет будет сложно. Заметен нисходящий общеэкономический тренд, при этом у экономики большая инерция. Вероятнее всего, основные проблемы наберут силу в начале следующего года. Но в производстве влажных кормов нет непреодолимых проблем, просто сейчас мы не можем обеспечить такой широкий ассортимент в короткий срок, как у иностранных компаний с большим опытом и долгой историей.

— Тем не менее, чувствую оптимистичный настрой.
— Есть два сценария развития событий и, следовательно, два прогноза. Первый предполагает, что рынок всё равно будет расти — животных в России много и становится всё больше. При этом транснациональные корпорации сообщают, что не будут вкладываться в увеличение мощностей, ограничили себя в инвестициях. Следовательно, рост рынка должен будет удовлетворяться российскими производителями кормов. Согласно второму сценарию, люди начнут экономить на животных, тогда рост рынка в тоннах остановится.

Лично я считаю, что потребление продолжит расти, поскольку наши люди не склонны экономить на кошках и собаках. Будет ли рост в премиальном секторе, сложный вопрос, но в экономе точно. Представители сетевых супермаркетов придерживаются именно такого сценария, планируя больше и больше продавать. И им категорически не хватает товара. Одновременно, благодаря специализированным компаниям зообизнеса, растут продажи и производство премиальной продукции.

Так что мы настроены оптимистично. В текущей модификации оборудования завод работает на максимальной загруженности, и в ближайшее время расширение линии даст новые возможности заводу быть максимально полезным рынку.