Поиск

Кирилл Дмитриев: «Производители кормов и вся отрасль вновь под угрозой маркировки»

Производители кормов под угрозой маркировки

Текст: Александр Колчин

Отрасль, включая производителей кормов, вновь под угрозой маркировки продукции, ещё и в разных ипостасях. Несмотря на то, что правительство пообещало заморозить эксперимент с маркировкой, Минпромторг вновь выступил с инициативой «добровольного» проекта. Россельхознадзор полон решимости внести изменения в ГОСТ по маркировке кормов, над поправками работает загадочный для отрасли Технический комитет 140, который своими идеями с индустрией не делится.

Президент Национальной ассоциации зооиндустрии Кирилл Дмитриев рассказал, что происходит, и поделился мыслями о том, к чему всё это приведёт.

Но прежде напомним, как развивались события с добровольным экспериментом по маркировке* кормов.


*Маркировкой называется нанесение средств идентификации на упаковку, ярлык, этикетку или тару. Для этого используются специальные коды DataMatrix, которые создаёт единый оператор маркировки — ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий).
Маркировка позволяет отследить товар по всему его пути в товарообороте: от производства до продажи либо списания — участники товарооборота обязаны передавать сведения о товаре в систему мониторинга «Честный ЗНАК».


Как производители кормов и импортеры попали под смертельный эксперимент

Провести его предложил Минпромторг России, опубликовав соответствующий проект постановления на федеральном портале нормативно-правовых актов. Согласно ему, в рамках эксперимента импортерам и производителям кормов для домашних животных предлагалось маркировать продукцию, расфасованную в потребительскую упаковку (код ТН ВЭД ЕАЭС 2309).

Всем желающим принять участие было необходимо зарегистрироваться на сайте системы «Честный ЗНАК» и подать заявку. Старт проекта был назначен на 1 мая 2022 года. Однако уже 1 марта «Честный ЗНАК» «запустил» эксперимент на своем портале, сообщив о его начале. Видимо, желание заработать на маркировке оказалось сильнее нормативных документов. Однако информацию о старте эксперимента с 1 марта 2022 года с портала «Честного ЗНАКА» потом убрали, как и весь раздел, посвящённый кормам. О произошедшей «ошибке» компания никому не сказала и извинений не принесла. Эксперты рынка оценили этот демарш как попытку прощупать отрасль на предмет доверия к проекту и готовности принять в нем участие.

Кирилл Дмитриев
Президент Национальной ассоциации зооиндустрии Кирилл Дмитриев

Бизнес, в том числе и производители кормов направили письмо в Правительство РФ за подписью исполнительного директора АПК России Ф. Борисова и председателя комиссии по зообизнесу «ОПОРЫ России» К. Дмитриева.

Основными аргументами против маркировки стали:

  1. Отсутствие, по данным Роскачества, контрафакта в отрасли.
  2. Существование системы отслеживания продукции и сырья «Меркурий», которая не нуждается в дублировании функций.
  3. Невозможность импортозамещения части оборудования и расходных материалов для маркировки.
  4. Увеличение стоимости конечной продукции из-за инвестиций в оборудование, подорожание товаров для потребителей.
  5. Отсутствие данных об эффективности маркировки в других отраслях.

Мнение о неуместности эксперимента в текущей ситуации выразили и на круглом столе ТТП, резолюция откуда также ушла в Минпромторг. 11 марта 2022 года министерство ответило, что считает эксперимент важным и отменять его не собирается. Однако 14 марта, по сообщениям информационных агентств, руководитель Департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Екатерина Приезжева заявила на круглом столе Комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству, что решения о запуске маркировки новых категорий товаров пока приниматься не будут.

Позднее появилась информация о том, что на этом же круглом столе были достигнуты договорённости отложить проект на 2-3 года.

В это же время стало известно, что Минпромторг выступил за временную (до 1 января 2023 года) отмену уголовной ответственности за оборот товаров без маркировки, что говорило о понимании министерством сложностей этого процесса в условиях санкций для уже запущенных проектов.

Госдума выдвинула законопроект, предлагающий объявить мораторий на обязательную маркировку товаров до 31 декабря 2027 года. Правда, судьба его пока не известна.

Антиотраслевые инициативы

В июне 2022 года, заместитель министра промышленности и торговли направил в аппарат правительства документ, в котором импортерам и производителям кормов опять предлагается начать добровольные эксперименты по маркировке товаров. Прояснить ситуацию мы попросили Президента НАЗ Кирилла Дмитриева.

– Кирилл, не кажется ли вам странной позиция Минпромторга, который вновь хочет начать эксперименты с маркировкой в то время, когда государство пообещало не вводить её, демонстрируя лояльность к бизнесу и снижая нагрузку на него?
– Позиция и действия министерства крайне странные. На прошедшем Экономическом форуме было много мероприятий, которые были посвящены поддержке малого и среднего предпринимательства, и на одном из них вице-премьер РФ Андрей Белоусов сказал, что нужно поменять доктрину отношения к малому и среднему предпринимательству в России: от «выжить любой ценой» до «работать и зарабатывать». И государство в этих условиях, действительно, сделало много шагов поддержки в отношении предпринимательства.

Поэтому крайне нелогичной и вызывающей выглядит инициатива Минпромторга, а также Центра развития перспективных технологий, который является коммерческой структурой и, видимо, преследует свои интересы даже в ущерб здравому смыслу и стратегии работы государства с бизнесом сегодня.

– А как данный «эксперимент» будет возможен при серьёзнейшем дефиците расходных средств и импортного оборудования?
– В России из-за санкций наблюдается дефицит белой бумаги, фольги, плёнки, краски, жести. Есть серьёзные проблемы с импортным сырьём для производства кормов, нехватка оборудования и запчастей к нему. В этих условиях инициатива Минпромторга выглядит как авантюра. Видимо, ведомство «прощупывает» сейчас мнение бизнес-сообщества по этому вопросу и не анализирует свои инициативы на состоятельность и адекватность моменту. Это страшно и опасно: значит, от идеи маркировки в ведомстве не отказались и, вопреки своим же заверениям, попытки навязать маркировку бизнесу будут продолжаться. Получается, что для НАЗ – это работа, которой придётся заниматься постоянно, и держать «ухо востро» в отношении всех этих инициатив.

Национальная ассоциация зооиндустрии стала тем инструментом для зообизнеса, который давно был нужен для отстаивания интересов отрасли.

Производители кормов жалуются на антиотраслевые инициативы

– Что делать производителям кормов и отрасли сейчас: какие действия предпринимать, чтобы защитить интересы компаний?
– Производители кормов, импортеры и представители зооиндустрии в целом ни в коем случае не должны идти ни на какие компромиссы, не поддаваться на уговоры «все бесплатно» и соглашаться на эксперимент. По наблюдениям за другими отраслями мы знаем – это не бесплатно, а даже дорого, к тому же это шаг к тотальной маркировке всех товаров. Твёрдая позиция против эксперимента должна быть мнением не отдельных людей или компаний, а всей отрасли. Только тогда это будет аргументом для государственных ведомств.

Чтобы защищать индустрию, нужно сначала очертить ее контуры, а для этого отрасль должна стать тождественной ассоциации: НАЗ должна быть единственным массовым объединением, представляющим интересы зообизнеса, – это позволит иметь единое консолидированное мнение при взаимодействии с государством. У нас есть союзники в органах власти, которые понимают проблему, и мы будем использовать любые возможности влияния на ситуацию.

Новое «нападение» на зооиндустрию со стороны Минпромторга – еще один повод нам всем объединиться и отстоять свои интересы.

А в ГОСТе вновь чего-то не хватает

– Сейчас есть еще одна проблема, связанная с маркировкой, но в этот раз с внесением поправок в существующий ГОСТ о маркировке. Зачем потребовалось вносить поправки, какая была в этом необходимость для индустрии?
– На мой взгляд, никакой необходимости в изменении существующего ГОСТа по маркировке нет. Не было необходимости и выпускать новый ГОСТ Р 55453-2022 «Корма для непродуктивных животных. Общие технические условия», вступающий в силу с 1 июля 2022 года.

Сейчас идет работа над техническим регламентом Таможенного союза по безопасности кормов, который ответит на многие вопросы производителей кормов о продукции для домашних животных. Когда данный документ, имеющий наднациональный статус, будет принят, в нём обязательно найдутся разночтения с существующими российскими ГОСТами, и их вновь придётся менять в соответствии с техническим регламентом ЕАЭС.

– Если необходимости нет, то почему ТК140 — Технический комитет по стандартизации продукции и услуг для непродуктивных животных — ведёт работу по изменению ГОСТов?
– В связи с тем, что сегодня отрасль разобщена, и не существует единого экспертного центра, этим умело пользуются некоторые компании для лоббирования своих интересов. Решения о разработке и изменении ГОСТов принимаются руководством ТК140 единолично и в закрытом режиме. Я являюсь членом ТК140, и никакого открытого обсуждения необходимости изменений стандарта с отраслью никогда не проводилось. Разработка новых регламентов и изменения ГОСТов подаются в соответствии с планом стандартизации, который также никогда открыто не обсуждается. Зачем и почему проводятся изменения ГОСТа именно сейчас – на этот вопрос мне не удалось получить ответ.

Внесение изменений в регламентирующие документы может инициировать какая-то компания зооиндустрии, рекомендации по изменению стандартов могут быть получены от контролирующих ведомств или регулятора.

В случае с маркировкой у Россельхознадзора своя позиция и мнение о том, что и как сегодня должно быть указано на упаковке кормов. Отрасль в курсе событий, когда тесты выявляли несоответствие состава продукта и информации, указанной на упаковке, как в импортных кормах, так и в российских.

ТК140 получил предложения от РСН и вынес их на обсуждение части представителей отрасли. Многие предложения категорически не приняли ни производители кормов, ни иные члены бизнес-сообщества. Мало кто видел поправки, предложенные РСН, в публичном пространстве, но работа по внесению изменений в ГОСТ продолжается и идет в довольно закрытом режиме, так как в обсуждение включено небольшое количество компаний-участников рынка.

Проект, конечно, имеет видимость прозрачности: текст ГОСТа с авторскими изменениями можно найти на каком-то сайте и ознакомится с ним. Но чьи поправки были внесены, какие отклонены и почему, все ли изменения здесь есть, учтено ли мнение отрасли, – совершенно непонятно. Мало кто из участников отрасли вообще знает о том, что идет процесс внесения изменений в ГОСТ, где можно их увидеть и как можно влиять на процесс.

Число членов Технического комитета по сравнению с количеством компаний зооиндустрии – мизерное, поэтому он не может отражать весь спектр интересов и полноту мнений отрасли. Не припомню случаев о приглашении новым крупным компаниям вступить в ТК140 или хотя бы принять участие в профильных обсуждениях.

Производители кормов вновь под угрозой маркировки.

– Как такая закрытость работы ТК140 может повлиять на работу отрасли?
– Закрытость обсуждения приводит к очень печальным последствиям . Иногда разработчики ГОСТов преследуют свои конкретные цели. Например, при составлении ГОСТа по гостиницам для животных авторами не предусматривалось наличие принудительной вентиляции в помещении, где содержатся питомцы. Хотя на этом настаивали многие эксперты, в том числе РКФ. При разработке такого пункта не было. Как такое возможно, – гостиница с собаками и кошками без вентиляции, – непонятно.

В последнем ГОСТе Р 55453-2022 «Корма для непродуктивных животных. Общие технические условия», введена формула для расчёта калорийности продукта. Ранее в ГОСТе расчёта калорийности не было совсем, так как это мало кому нужно. Вариантов расчёта много, и от выбранной формулы, возможно, будет зависеть та самая цифра, которую теперь нужно указывать на упаковке. Предположим, что производитель корма посчитал по-своему и указал 400 ккал на 100 грамм продукта. В пересчёте по ГОСТовской формуле калорийность этого же продукта может составить, скажем, 360 ккал. Мы имеем несоответствие данных производителя на упаковке и состава по ГОСТу.

Кто-то знал об этом, обсуждал? А поправка уже принята и внесена в документ. Кому она была выгодна? Возможно, структурам, которые занимается госзакупками кормов, и где действительно важно в документах указать расчёт калорийности продуктов.

– Как изменить ситуацию с гласностью и обсуждением регламентов и документов в отрасли?
– Импортеры, производители кормов и другие представители отрасли должны объединиться, сформировать единую позицию отрасли по вопросу стандартизации, прозрачности всех процессов в принятии значимых для отрасли документов и решений. Крупным компаниям нужно вступить в ТК140, чтобы иметь возможность влиять на ситуацию с изменениями в ГОСТы.

Если какие-то документы или изменения в них отрасль не устраивают, будем ставить вопрос об отмене решений, новых обсуждениях, – гласных, справедливых, с участием большого числа представителей отрасли. Всем компаниям нужно включаться в эту работу или хотя бы проявить интерес к информированности в том, что происходит.

Чтобы сделать процесс обсуждения поправок масштабнее и справедливее, я инициирую ряд дискуссий, посвящённых поправкам в ГОСТ по маркировке кормов для домашних животных. Желающие участвовать в работе над вносимыми изменениями могут отправить свою заявку на почту kd@zooassociation.ru и получить приглашение на планируемые онлайн-конференции.

Читайте по теме:

Маркировка кормов для собак и кошек: НАЗ обсуждает поправки в ГОСТ
Минпромторг предлагает начать «добровольный эксперимент» по маркировке товаров
Маркировка товаров приводит к росту цен на товары, предупредила Бакальчук