Ключевые навыки лидера: управление компетентностью команды

ТЕКСТ: Евгений Котов, основатель компании Practicum Group

Управление компетентностью команды — один из самых главных навыков для любого руководителя. При этом далеко не все понимают, почему это важно. В действительности обучение оказывает магическое воздействие на команду. Оно одновременно закрывает несколько важнейших аспектов: мотивационный, идеологический и образовательный.

Разберём каждый из них подробнее и начнём с последнего.

 

Образовательный аспект

Повышение компетентности сотрудников прежде всего необходимо увеличивать в той области, за которую они отвечают. К примеру, продавцов нужно обучать как минимум двум вещам: специфике продукта и технологии продаж. Чаще в компаниях больше внимания уделяется тому, чтобы специалисты отдела продаж понимали, что они продают и как им об этом рассказывать клиентам. При этом гораздо меньше времени тратится на то, чтобы тренировать навыки продаж. Хотя увеличение дохода происходит именно благодаря способности продавать, а не знанию продукта. Часто встречаются ситуации, когда какой-нибудь технический специалист отлично разбирается в продукте, но продавать не может, и наоборот, когда продавец, не способный ответить на некоторые вопросы клиента, тем не менее делает продажи. Также руководители уделяют внимание тому, чтобы обучать команду общим правилам, которых нужно придерживаться в компании. Учат использованию системы CRM, оформлению документов, написанию служебных записок, регламентам работы на разных должностях. И всё это важно и нужно. Так как люди, не зная, что делать, начинают импровизировать. И появляется ненужное «творчество» в бизнес-процессах продаж, производства, маркетинга, найма, управления финансами и т. п. Как ответил один из моих друзей на вопрос «для чего вы обучаете всех сотрудников на постоянной основе»: «Зачем вам креативный кладовщик?»

Обучение команды минимизирует количество ошибок в работе людей, а значит, ускоряет бизнес-процессы и, конечно, оказывает, самое прямое влияние на доход компании.

 

Мотивационный аспект

Теперь разберём, как обучение связано с мотивацией. В действительности, именно непонимание и некомпетентность убивают желание работать. Примечательно, что сам сотрудник никогда не скажет, что он не хочет работать, потому что он некомпетентный… Обычно можно услышать целый ряд причин и оправданий в пользу того, почему не сделана работа:

– это не я, это из-за них;
– мне не хватило времени;
– вы мне недостаточно платите;
– не успеваю всё сделать;
– мне не хватает ресурсов;
– вы меня не замотивировали;
– я ожидал другое, когда к вам устраивался;
– я понял, что это не моё;
– мне не помогали коллеги;
– и тому подобное.

Обучение — очень сильный мотиватор, оно создаёт понимание того, как кто-то делать, как справляться с той или иной ситуацией, куда смотреть и как получать результат в своей работе. А именно, результаты заряжают и мотивируют. Если взять лучшие команды в какой-либо отрасли, то вы всегда найдёте высокую эффективность и, следовательно, высокий боевой дух. Поэтому связь проста, но не для всех лидеров очевидна:

ОБУЧЕНИЕ = ПОНИМАНИЕ = МОТИВАЦИЯ = РЕЗУЛЬТАТ.

Дальше круг замыкается, если, конечно, у руководителя не появляется идея обучать сотрудников лишь в моменты падения эффективности. Важно понимать, что системное обучение команды всегда будет оказывать положительный эффект и повышать мотивацию, даже без задействования материальных поощрений.

 

Идеологический аспект

Ещё один важнейший эффект, который создаётся через обучение: формирование ценностей и погружение в идеологию компании. Что это и зачем? Одна из главных проблем с персоналом — это несовпадение ценностей и взглядов с управленцем. Бывает такое, что сотрудник — очень компетентный специалист, но как человек «никакой». То есть в плане каких-то человеческих ценностей, хороших манер, культуры коммуникации, поддержания добрых отношений с коллегами и проявления лояльности — полное отсутствие. Плюс у каждой компании есть своя идеология, корпоративная культура, а новый сотрудник никак не синхронизируется с группой, не потому, что он плохой, а просто не привык, не понимает, на предыдущей работе было по-другому и т. п. Поэтому иногда лидер теряет хороших специалистов, потому что не успевает погрузить их в тему и сделать близкими по духу, заразить ценностями, заинтересовать целями, сделать патриотами компании.

Именно с помощью такого инструмента, как внутреннее обучение, руководитель должен создавать в голове каждого сотрудника правильные мысли в отношении компании и жизни в целом. На моём канале в YouTube есть примеры обучающих роликов, которые формируют правильную точку зрения сотрудников по поводу внутренних правил в компании. И я использую их в обучении моей команды. Потому что нигде не учат тому, что не нужно в компанию приносить плохие новости извне, так как это не способствует повышению эффективности работы. Или критиковать своих коллег и руководителя невыгодно, так как это ослабляет самого автора критики. А самый правильный человек, с кем стоит обсуждать свои несогласия, — это непосредственный руководитель, а не коллеги.

Очень много вещей, связанных с формированием положительного имиджа компании и руководителей, можно и нужно добавлять в обучение команды. Это может быть небольшой ознакомительный курс о том, где и с кем ты работаешь и чем стоит гордиться. Важно понимать, что никто этого не сделает, если это своевременно не организовать и не сделать системным для всех новых сотрудников.

Один из главных навыков каждого лидера — это способность управлять компетентностью команды. То есть делать так, чтобы постоянно заполнять эфир каждого сотрудника в команде полезными знаниями для работы, для жизни и для взаимодействия с командой.

Успех и сила группы напрямую связаны с компетентностью лидера и команды.

Развивайте свои навыки, обучайте команду и процветайте!

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Подписка на журнал

Зообизнес в России


Первый российский журнал для тех, кто работает в сфере торговли зоотоварами и услуг для животных. Здесь печатаются аналитические материалы, информация о современных технологиях производства товаров для животных, сообщения о новых продуктах, событиях отрасли, статьи о фирмах, обзоры зарубежных профессиональных журналов и многое другое.


Оформить подписку
Close