Поиск

История кота Виктора, или Кот в мешке

кот Виктор

ТЕКСТ: Виктор Тимофеев

История об упитанном коте Викторе, которого хозяин подменил при взвешивании во время регистрации на рейс «Аэрофлота» и пронёс на борт самолёта, наделала много шума. Ситуация, активно обсуждавшаяся в социальных сетях и СМИ, породила массу мемов, хештегов и забавных картинок. Не остались в стороне даже такие уважаемые деловые издания, как «Коммерсантъ», «Ведомости» и РБК.

Казалось бы, все уже высказались по этому поводу, поупражнялись в остроумии, посмеялись, поспорили – и пора уже забыть о случившемся. Но дело кота Виктора получило дальнейшее развитие.

На XIII Международном форуме «Транспорт России», который проходил в Москве с 19 по 21 ноября, замглавы Минтранса РФ Александр Юрчик сообщил журналистам, что в ведомстве рассматривают предложение Общероссийского объединения пассажиров (ООП) о внесении поправок в Федеральные авиационные правила (ФАП). Речь идёт о возможности пассажирами доплатить за минимальный (1-2 кг) перевес, чтобы взять перевозимое ими животное в салон самолёта.

По словам замминистра, ведомство постарается найти решение, которое не пойдёт в ущерб ни животным, ни безопасности полётов. Однако, по мнению чиновника, унифицировать правила перевозки животных всеми российскими авиакомпаниями будет достаточно затруднительно. «Дело в том, что существует огромное количество модификаций воздушных судов и установить единую норму — только создать дополнительные трудности пассажирам. Мы увидели, что возникла проблема, и будем готовить какие-то предложения. Возможно ли доплачивать за перевес — мы тоже посмотрим», — сказал замминистра.

 

Добро пожаловать на борт, или посторонним вход воспрещён

Пока в Минтрансе думают над решением проблемы, мы попробовали проанализировать требования к перевозке домашних животных различными авиакомпаниями в нашей стране и в мире.

Оказалось, что, несмотря на некоторые общие положения, в ряде стран и у конкретных авиакомпаний существуют свои особые требования. Поэтому, прежде чем взять в полёт своего питомца, все подробности необходимо обязательно уточнить у того авиаперевозчика, услугами которого владелец планирует воспользоваться.

Обычно под домашними животными, которых авиакомпании разрешают перевозить в пассажирском салоне, подразумеваются только собаки, кошки и птицы. Однако различные авиаперевозчики могут дополнять этот список другими видами питомцев, но при обязательном условии, что они также являются ручными и домашними. Например, в списке «Аэрофлота» значатся хорьки, сурикаты, лори, декоративные ежи, мини-кролики, игрунки и др. А вот Lufthansa, наоборот, с 1 января 2020 года запретит перевозить на своих рейсах зайцев и кроликов.

Абсолютное большинство авиакомпаний мира не примут к перевозке пассажирскими авиарейсами представителей дикой фауны, грызунов, пресмыкающихся, членистоногих, больных и подопытных животных и птиц, а также рыб и тех животных, которые транспортируются в воде. А сторожевых и бойцовых собак, скорее всего, направят в багажный отсек.

В последние годы многие авиакомпании (например, «Аэрофлот», Air France, Lufthansa и др.) ввели или в ближайшее время введут запрет на перевозку питомцев брахицефальных пород. Дело в том, что мопсы, бульдоги, пекинесы, персидские кошки и другие животные с приплюснутой мордой из-за своих анатомических особенностей могут испытывать затруднения дыхания во время перелёта.

Авиакомпании-лоукостеры, такие, например, как ирландская Ryanair или британская EasyJet, вообще не допускают к перевозке любых животных, кроме собак-поводырей. А на рейсах авиакомпаний Emirates и Etihad из Объединенных Арабских Эмиратов даже собаки-поводыри путешествуют только в грузовом отсеке. При этом пассажир может брать с собой в салон сокола, который считается символом ОАЭ. В отличие от коллег Quatar Airways допускает присутствие собак-поводырей в пассажирском салоне, правда, лишь на некоторых направлениях.

Но большинство авиакомпаний всё же разрешают провоз в салоне самолёта служебных животных, к числу которых относят собак, сопровождающих слепых, глухих и пассажиров с параличами конечностей, а также собак-сотрудников государственных органов, команд спасателей и пр. За перевозку таких животных, как правило, плата не взимается.

Всё большее число авиакомпаний разрешает также бесплатный провоз в салоне самолёта животных психоэмоциональной поддержки. Обычно это кошки и собаки, но встречаются и необычные питомцы. Например, в соответствии с новыми рекомендациями Министерства транспорта США, в качестве животных-компаньонов для эмоциональной поддержки признаны и миниатюрные лошади. Теперь их тоже можно перевозить в салоне самолёта. При этом, как и в случае с котом или собакой, пассажиру с лошадкой потребуется только справка от психиатра или психотерапевта. Но окончательное решение о том, допустить ли к полёту такое животное, всё же остаётся за авиакомпанией. К примеру, American Airlines разрешает брать на борт и кошку, и собаку, и миниатюрную лошадь, а Frontier Airlines – только кошек и собак.

 

Где полетит питомец

На сегодняшний день есть два способа перевозки животных в самолётах регулярных авиарейсов. Домашних собак, кошек и других разрешённых авиаперевозчиком питомцев, как правило, весом до 8 кг (хотя изредка встречаются исключения, например, у Alitalia – до 10 кг) можно перевозить в салоне самолёта. Всем остальным придётся путешествовать в багажном отсеке.

instagram.com/vbank_official/

В салоне
Авиакомпании разрешают перевозить в салоне самолёта ограниченное количество животных. Так, российские S7 Airlines и «Победа» не допустят одновременного нахождения в салоне больше двух и десяти контейнеров соответственно, а американская Delta Airlines – до четырёх контейнеров в основном салоне и не более двух – в салоне первого класса.

Более того, некоторые перевозчики не разрешают на одном рейсе везти совместно собак и кошек, то есть в отдельно взятом самолёте могут лететь или собаки, или кошки.

В салоне самолёта животные или птицы должны находиться в контейнерах, клетках или сумках-переносках. У каждой авиакомпании имеются свои требования к весу и габаритам такого контейнера. Но, как правило, его вес вместе с весом животного должны составлять до 8 кг, а размеры – по сумме трёх измерений в пределах 90–135 см. Например, «Аэрофлот» с 14 февраля 2019 года уменьшил размер контейнеров для перевозки животных в ручной клади. Теперь сумки-переноски по сумме трёх измерений не должны превышать 126 см, а жёсткий контейнер не может быть больше 44х30х26 см по длине, высоте и ширине. Отдельно оговаривается, что животному должно быть комфортно в контейнере, то есть такая переноска позволяет питомцу вставать и поворачиваться внутри неё.

Закрытый контейнер с животным или птицей должен постоянно находиться под сиденьем впереди стоящего кресла или у ног пассажира во время всего полёта. Размещать его на пассажирских креслах (даже если они свободны), в багажных полках и на откидных столиках строжайше запрещено. Клетка с птицей должна быть накрыта толстой светонепроницаемой тканью или чехлом. Кормить питомцев и выпускать их из переносок во время полёта тоже нельзя. В одном контейнере разрешается перевозить нескольких животных, если их совместное размещение не ограничивает их движений и не превышает допустимый вес.

Некоторые авиакомпании не пускают пассажиров с питомцами в салон бизнес-класса, объясняя это тем, что под сиденьями нет места для клеток.

В багажном отделении
Итак, если питомец не подходит по весу или другим критериям, установленным перевозчиком для перелёта в салоне самолета, то он полетит в багажном отсеке. Туда же могут отправить собаку агрессивной породы, даже если по весу она проходит в салон. Максимальный допустимый вес животного и контейнера в данном случае также различается в зависимости от компании, но обычно не превышает 50 кг (хотя для стран Евросоюза действует ограничение в 32 кг). Более крупных животных рекомендуется перевозить грузовыми рейсами.

instagram.com/orfey_sweetycat/

Контейнер для перевозки животного в багажном отсеке должен отвечать стандартам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) и авиакомпании, выполняющей перелёт. Как правило, его размер не должен превышать 203 см в сумме трёх измерений. Требования к прочности клетки, корму и воде для животного на время полета у каждой авиакомпании свои и подробно описаны на их сайтах. Там же могут быть даны рекомендации о том, где можно приобрести такие контейнеры.

 

#БроНеБагаж, или как животные переносят полёт в качестве «груза»

История с котом Виктором породила в интернете очередную порцию страшных сообщений про иней на клетках, воспалении лёгких у питомцев и о других неприятных последствиях после перелёта в багажном отсеке. Трудно сказать, насколько это соответствует действительности, но все как один перевозчики уверяют, что багажные отсеки проветриваются и отапливаются. Температура внутри зависит от модели самолета и может составлять от +10 до +25 °C.  Её точное значение можно узнать в службе поддержки авиакомпании.

А вот то, что животные нервничают, а иногда и впадают в настоящую панику в незнакомом месте без хозяев, — правда. Поэтому, чтобы питомец перенёс перелёт спокойнее, подготовить его следует заранее. Нужно дать ему привыкнуть к клетке в домашних условиях, положив в неё знакомую подстилку и игрушки.

Применять успокоительные и снотворные средства следует крайне осторожно, обязательно посоветовавшись с ветеринаром. Если препараты были использованы, то на контейнере нужно закрепить табличку с названием средства, дозой и временем его введения.

При транспортировке животного в багажном отсеке большинство авиаперевозчиков возьмут с хозяина расписку об уведомлении его в том, что они не несут за питомца никакой ответственности.

 

Цена вопроса

Животные не входят в норму багажа и не перевозятся бесплатно ни одной авиакомпанией мира. Как было уже отмечено выше, без доплаты летают только собаки-поводыри, служебные собаки и иногда животные психологической поддержки.

Оплата за остальных питомцев бывает двух видов, и будет ли она фиксированная или по весу, зависит от авиакомпании. Напомним, что взвешивают животное всегда вместе с контейнером.

В 2019 году за перевозку комнатного животного или птицы на внутренних рейсах «Аэрофлот» взимает 3750 руб., «Победа» – 1999 руб., S7 Airlines – от 2500 до 5000 руб. (прямой или трансферный рейс), Utair – от 3000 до 6000 руб. На международных рейсах стоимость перевозки животного у «Аэрофлота» составляет €75, на рейсах «Победы» – €55, S7 и Utair – €50–100. В зависимости от дальности перелёта Delta Airlines попросит за провоз животного $125–200. Japan Airlines взимает сбор в размере от $50 (на внутренних рейсах) до $400 (на международных направлениях). China Eastern Airlines рассчитывает оплату провоза животных и птиц по тарифам сверхнормативного багажа.

 

Необычные пассажиры

Ежегодно по всему миру в качестве авиапассажиров путешествуют сотни тысяч самых разнообразных домашних питомцев. Только в прошлом году крупнейшая авиагавань Великобритании – аэропорт Хитроу принял порядка 17 500 котов и собак и около 786,6 млн беспозвоночных животных.

Это что касается регулярных авиарейсов, но бывают ещё и перевозки в особых условиях. Например, рейс в Саудовскую Аравию с 80 соколами на борту считается одним из самых дорогостоящих в истории – тогда стоимость одной птицы составляла $8000.

Несколько лет назад над подготовкой перелёта двух панд из Китая в Шотландию в течение 21 месяца работала группа специалистов из трёх стран. Они постарались сделать все, чтобы перелёт как можно меньше отразился на здоровье животных.

Согласно американским законам, почти все животные, от белок до рогатого скота, могут считаться животными-терапевтами. Но в авиакомпании US Airways посчитали, что многие коммерческие фирмы предоставляют подобные справки питомцам, на самом деле не имеющим таких прав, и заявили, что в будущем компания не позволит сельскохозяйственным животным находиться в салоне самолёта. Поводом для такого заявления послужила история с карликовой свинкой, которая устроила дебош на борту. Экипаж посчитал, что вред от присутствия животного в салоне самолёта не сравним с пользой, которую оно приносит хозяйке, и высадил питомца.