Поиск

Маркировка товаров – чем она грозит рынку

Маркировка товаров – угроза рынку

Российский рынок зоопродукции всколыхнула внезапная новость о том, что нововведения, связанные с маркировкой товаров, уже вступили в силу. На официальном сайте государственной системы маркировки и прослеживания «Честный знак» появилась информация о том, что с 1 марта 2022 года начался эксперимент по маркировке и прослеживанию кормов и лакомств для домашних животных, расфасованных в непотребительскую упаковку. При этом на том же сайте указано, что, согласно проекту Постановления правительства, эксперимент проводится с 1 мая 2022 года по 28 февраля 2023 года.

Маркировка товаров: отрасль настроена отрицательно

Учитывая остроту проблемы с маркировкой товаров для отрасли, мы попросили Кирилла Дмитриева, председателя Комиссии по зообизнесу «ОПОРЫ России», прокомментировать информацию, появившуюся на сайте «Честного знака» (Центра развития перспективных технологий – ЦРПТ).

«Я удивлён, что такая новость появилась, – сообщил Кирилл Дмитриев. – Ещё нет окончательного Постановления правительства о проведении эксперимента, так что появление такой информации вселяет тревогу. Все прошедшие мероприятия по данному поводу – собрание в ТТП, Zoom-совещание отрасли с ЦРПТ – показали, что отрасль отрицательно относится не только к маркировке как таковой, но и к проведению этого эксперимента. На собрании зооиндустрии, которое состоялось буквально за день до совещания с ЦРПТ и где присутствовало несколько десятков крупнейших компаний зоорынка, была создана рабочая группа по маркировке товаров, которую мне предложили возглавить. Её задача – выработать позицию отрасли.

Как показали данные Роскачества, на рынке зоотоваров, в частности кормов, фальсификата нет. Система дистрибуции кормов построена таким образом, что каналы сбыта находятся в фискальной контролируемой плоскости. Автоматизированная информационная система “Меркурий” обеспечивает прослеживаемость поднадзорных государственному ветеринарному надзору грузов при их производстве, обороте и перемещении по территории Российской Федерации. Я – член Общественного совета РСН, и на каждом заседании мы видим отчёты, показывающие успешную работу этой системы и число нарушений, выявленных с её помощью.

Кроме того, РСН разрабатывает информационную систему, задачей которой будет прослеживание зерна от поля до прилавка, и сухие корма однозначно попадут под её контроль. Запуск новой ИС планируется на осень текущего года».

Производители кормов и импортёры попали под «смертельный» эксперимент
Кирилл Дмитриев рассказал, почему бизнес против эксперимента по маркировке товаров
Ввоз кормов и кормовых добавок: Россельхознадзор отвечает на вопросы

Маркировка увеличит цену товаров

Кирилл Дмитриев считает, что в текущей ситуации применение дорогостоящего дублирования прослеживаемости через маркировку товаров, которое приведёт к удорожанию продукции на рынке, просто преступно.

«Даже если не отрицать саму идею маркировки, нужно понимать, каким критериям должна соответствовать отрасль, чтобы попадать под необходимость этой процедуры. Есть риск-ориентированный подход, согласно которому определяются группы товаров, которые выгодно фальсифицировать: алкоголь, чёрная икра и так далее. Именно в этих отраслях и должен проходить эксперимент по маркировке и её последующее внедрение, чтобы посмотреть, как это снижает риски фальсификации и контрафакта. И только потом, при позитивных результатах, следует масштабировать результаты на другие отрасли.

По поводу детских игрушек, которые тоже сейчас собираются маркировать, есть мнение о том, что при внедрении маркировки товаров нужно исходить из средней цены продукта в сегменте. Например, в СМИ называют среднюю цену игрушки около 1 тысячи рублей. Если цена ниже – маркировать нет смысла, если выше – то маркировка необходима.

Уверен, если посмотреть среднюю цену в кормах, то у нас она будет ниже 1 тысячи рублей за единицу товара. Исходя из этой логики, маркировка кормов просто не нужна.

Есть ещё один немаловажный фактор: большинство оборудования для маркировки и считывания – импортные. Сейчас экономика России находится в сложной ситуации, на нас давят санкции, старые и новые, и курс валют. И затевать в этих условиях на рынке зоотоваров эксперимент, предполагающий покупку импортного оборудования, комплектующих и обслуживания, недальновидно и преступно. В той ситуации, когда и без маркировки стоимость продукции стремительно растёт, а потребление снижается, нужно помогать покупателям справляться с ситуацией, а не усугублять её.

ЦРПТ, опубликовав информацию о начале эксперимента, откровенно поторопился. Отрасль не подготовила свою позицию, не было широкого обсуждения вопроса маркировки товаров с индустрией, так что заявление о начале эксперимента – это попытка втянуть участников рынка зоотоваров в этот эксперимент, запугав отрасль.

У нас сформировалась большая группа, которая негативно высказалась по поводу эксперимента с маркировкой. Я призываю всех присоединяться к нам, контактировать со мной по данному вопросу. И очень важно отрасли наконец-то объединиться в новую общественную организацию, чтобы противостоять вызовам, которые ставит перед нами сегодняшняя ситуация в бизнесе».