Поиск

Мы никогда не будем прежними. Десять мировых трендов потребительского рынка в 2021-м

Тренды потребительского рынка 2021

Исследовательская компания Euromonitor International опубликовала традиционный ежегодный обзор. В нём на основе опросов и маркетинговых анализов, проведённых в 100 странах, определены 10 главных тенденций на мировом рынке товаров и услуг, которые будут преобладать в наступившем году. По этим трендам можно судить, как меняется сегодня поведение людей, оказывающее в итоге влияние на бизнес.

Итак, вот эта десятка:

  1. Делайте лучше!
  2. Удобство превыше всего
  3. Острова спокойствия: дышите глубже!
  4. Расширенная (phygital) реальность
  5. Игры со временем
  6. Кризис доверия
  7. Безопасность как основа
  8. Скажите стрессу «нет»
  9. Думайте о центах…
  10. Удалёнка

В 2020 году мир стал другим. Пандемия повлияла на всех нас. COVID-19 изменил наши привычки, наше поведение: то, как мы отдыхаем и работаем, то, как зарабатываем деньги и как их тратим. Такими, как прежде, мы больше не будем никогда. Но люди не только приспосабливаются к обстоятельствам, но и пытаются менять их. Они хотят сделать мир, где так много неопределённости, комфортным и безопасным. Несмотря на все трудности 2020 года, никто не собирается опускать рук: люди продолжают стремиться к лучшему миру.

Делайте лучше

В соответствии с этой концепцией, компании стараются перестроиться таким образом, чтобы во главе угла стоял человек, а не прибыль. В основе их деятельности должна быть забота об обществе, а не обогащение за его счёт. До появления коронавируса главными экологическими проблемами, беспокоившими людей, были чрезмерное использование пластика (64,3% опрошенных) и изменение климата (61%). Во время пандемии акценты больше сместились в социальную сторону, где приоритетами стали здоровье и благополучие. Такой поворот сказался даже на поведении человека при совершении покупок. Люди с большей охотой начали приобретать продукцию социально ответственных компаний, ставящих человека выше получения дохода. Бизнес тут же отреагировал на это. В августе 2020 года 14 руководителей крупнейших брендов, таких, как, например, Danone, Philips, L’Oreal и Mastercard, подписали вместе с некоммерческой организацией Leaderson Purpose открытое письмо, в котором заявили о своей решимости представить план действий в рамках концепции «Делайте лучше».

Таким образом, вопросы социальной защиты и защиты окружающей среды в настоящее время идут рука об руку. Стремясь к лучшему будущему, потребитель всегда предпочтёт компанию, которая не на словах, а на деле не только социально ориентирована, но и хочет сделать планету чище, безопаснее, стабильнее. Ту, что нацелена на устойчивое развитие.

Удобство превыше всего

До пандемии многие вещи воспринимались как должное: поход за покупками, встреча с друзьями или ужин в ресторане. COVID-19 серьёзно ударил по нашим привычкам. То, что раньше было делом лёгким и приятным, стало настоящей проблемой. Бизнес в результате оказался под давлением. Ему надо приспосабливаться к новым временам, сгладить все шероховатости, найти новые формы, чтобы сделать привычные действия такими же приятными, как раньше. В этом суть концепции «Удобство превыше всего».

Пандемия ускорила цифровизацию. В частности, электронную торговлю. Однако не все поколения легко перешли на неё. Если для молодых людей, давно предпочитающих онлайн-общение, тут всё ясно и понятно, то для тех, кому за 60, заказать продукты, товары через интернет нередко головоломка. По статистике, 68% из них по-прежнему предпочитают живое, человеческое общение. Деловым людям, таким образом, следует крепко подумать, как удовлетворить в новой реальности потребности старшего поколения.

Тренды потребительского рынка 2021

Впрочем, у бизнеса есть тут и иные проблемы. COVID-19 негативно сказался на цепи поставок, что привело к задержкам в доставке потребителю нужной ему продукции. Чтобы сэкономить его время, гарантировать наличие продуктов и товаров, продвигать их доставку с помощью использования штрихкодов, компаниям ещё многое предстоит сделать.

Острова спокойствия: дышите глубже!

Ограничения на передвижения, масочный режим заставили как никогда прежде искать отдушины – места, где можно расслабиться и душой, и телом. Оказавшись в железобетонных ловушках, люди пустились на поиски оазисов, где можно перевести дух, поддержать своё физическое и духовное здоровье.

Некоторые даже задумываются о переезде из густонаселённых городов в сельскую местность. Распространяющаяся форма работы на удалёнке вполне позволяет такие перемещения.

Бизнес ищет, как ответить на этот вызов. Он подвиг деловых людей серьёзно заняться перепланировкой городских пейзажей, сделав их более комфортными, создавая повсеместно острова спокойствия. Кафе, рестораны, кинотеатры, фитнес-центры всё чаще переносят свою активность на открытые площадки. Всё более популярными становятся кемпинги, загородные пешие прогулки, люди с удовольствием вовлекаются в агротуризм, пересаживаются с общественного транспорта на велосипеды и скутеры.

Переориентация бизнеса на новые потребности людей в данной области – дело непростое и дорогостоящее, зависящее от многих факторов, включая погоду, но окупится оно сторицей.

Расширенная реальность

Цифровая техника, прочно вошедшая в нашу жизнь, невероятно расширила горизонты. Находясь дома, можно легко общаться с кем-то, кто находится в тысячах километров от тебя. По сути, она соединила два совершенно разных мира: реальный и виртуальный. Онлайн-общение стало нормой. По официальной статистике, 87% людей имеют смартфон. Этим активно пользуется бизнес, соединяя два мира. Например, те компании, что были вынуждены из-за COVID-19 закрыться, быстро наладили онлайн-торговлю. Неудивительно, что в прошлом году люди потратили $1,5 млрд долларов на приобретение разных аксессуаров через интернет.

Тренды потребительского рынка 2021

Виртуально мы рядом, а физически – далеко друг от друга. Есть и издержки. Немало людей, прежде всего молодых, настолько увлеклись этой игрой, что потерялись, запутались. Они перестали видеть разницу между онлайн- и офлайн-общением.

Как бы то ни было, интеграция двух миров будет только продолжаться, и бизнес будет делать всё необходимое, чтобы это использовать, придумывая всё новые и новые технологии.

Игры со временем

Цифровизация, новые технологии высвобождают свободное время. Жизнь у людей всё больше протекает в четырёх стенах. В связи с чем остро встаёт вопрос: что с этим свободным временем делать, как его наиболее полезно и креативно использовать? Для большинства людей (57%) личное время – один из трёх важнейших жизненных приоритетов. Бизнес должен искать пути и средства для того, чтобы помочь человеку заполнить его свободное время чем-то интересным.

Один из ответов – сервис 24 часа в сутки. Это уже своеобразная круглосуточная культура, которая прочно вошла в жизнь современного человека. В любое время дня и ночи он может заказать любые продукты и товары, посмотреть любые фильмы, виртуально побывать в театрах, на концертах, операх… Это – с одной стороны. С другой – активность необходимо проявлять и традиционному бизнесу. Доказано: если человек вышел из дома, всё, что он хочет получить, должно находиться в 15 минутах ходьбы от его дома. Значит, бизнесу надо перемещать свою деятельность – небольшие продуктовые магазины, ателье, фитнес-центры – в густонаселённые кварталы.

Кризис доверия

Люди сыты по горло политиками и их лживыми заявлениями. Ложь, дезинформация вызывают кризис доверия. Всё больше тех, кто с откровенным цинизмом относится к своим правительствам. В США, например, лишь 17% граждан страны доверяют властям, в Чили таких лишь 5%. Всё это благодатная почва для появления неугомонных бунтовщиков. Насилие всё чаще вспыхивает на улицах многих городов мира, по мере того как политические партии не в состоянии успокоить разочарованных людей, ответить на их чаяния. Молодёжь вообще не чувствует никакой общности с власть предержащими, считая, что они утратили связь с реальностью. Социальное негодование бродит по странам и континентам, выплёскиваясь в уличные беспорядки, потасовки, погромы.

Впрочем, эта борьба идёт и на просторах интернета. Бизнес должен объединить усилия с основными игроками в области социальных сетей, чтобы до потребителя доходила правдивая, взвешенная информация, иначе он рискует потерять поддержку, доверие, уверенность потребителей в нём. В 2020 году 37% людей активно участвовали в трафике в социальных сетях, обмениваясь информацией. И эта тенденция будет год от года усиливаться.

Безопасность как основа

Эта концепция – краеугольный камень современного здорового образа жизни. Страх быть инфицированными заставил людей больше внимания уделять вопросам гигиены, строго соблюдать социальное дистанцирование. Частое мытьё рук и непременное ношение масок стало повседневной нормой. За последний год в мире резко возросло потребление жидкого мыла, антивирусных препаратов, разных гигиенических товаров. Бизнес быстро сориентировался в ситуации, увеличив производство специальной продукции, как то: самостерилизующихся кондиционеров, вакуумных пылесосов… Причём большинство покупок совершается через интернет. А по официальной статистике, 44% людей даже предпочли бы, чтобы товары и продукты им доставлял не человек, а роботы или дроны.

Тренды потребительского рынка 2021, вопросы гигиены и социального дистанцирования, мытьё рук и непременное ношение масок

Скажите стрессу «нет»

 Пандемия повлияла на все стороны жизни человека. Шок, вызванный ею, не мог не сказаться на психическом состоянии людей. Стресс превратился в постоянный фактор. Он бьёт отовсюду. У него много граней. Люди бояться заразиться, они теряют работу, испытывают разные финансовые трудности, большую часть времени проводят в изоляции. 73% опрошенных заявили, что депрессия стала их ежедневной спутницей.

Конечно, люди пытаются что-то противопоставить негативу, сбалансировать свою жизнь, внести в неё светлые, яркие краски. По статистике, например, большинство старается расходовать средства не на покупку вещей, а на образование, получение новых опыта, квалификации, знаний, ощущений, наконец. Неудивительно, что наблюдается заметный рост онлайн-продаж музыкальных инструментов, спортивного инвентаря. Даже, казалось бы, такая мелочь, как любимая еда из детства, может поднять настроение! Профессионалы едины во мнении, что смещение фокуса на себя, на улучшение своего психического состояния – то, что реально может помочь справиться с побочными эффектами пандемии. Бизнесу следует помогать людям ориентироваться в океане услуг и товаров, подсказывать им, что способно отвлечь от мрачных мыслей, поднять настроение, вызвать улыбку.

Думайте о центах…

Эта известная поговорка стала ещё одним трендом поведения людей после COVID-19. Наступившая экономическая неопределённость вынуждает людей крепче держаться за свои кошельки и крепко подумать, прежде чем тратить деньги. Рациональность – вот ключевое слово. Потребитель стал осторожен и скромен. В этих условиях бизнес обязан повысить свою ответственность. Компаниям следует внимательно относиться к проводимой политике цены и качества. Надо соблюдать баланс, предлагаемые по приемлемым ценам товары и продукты ни в коем случае не должны быть низкого качества. Отвечая на новые покупательные привычки людей, бизнес также ищет новые формы продаж своей продукции. «Покупайте сегодня, платите позже» – один из лозунгов многих компаний, стремящихся привлечь потребителя. Единой схемы поведения для бизнеса сегодня нет. Ясно одно, что в борьбе за потребителя ему надо перестраивать всю свою структуру – ассортимент, каналы распространения, цепи поставок.

Удалёнка

Работа вне офиса приобрела в 2020 году абсолютно новое значение. Удалёнка произвела эффект разорвавшейся бомбы. Она полностью изменила всё, к чему привык человек, работающий в офисе, начиная с того, во что он всегда одевался, заканчивая тем, где и как он ел во время обеденных перерывов. Удалёнка стала вызовом, на который теперь ищут ответы как сами сотрудники и их руководители, так и бизнес, чья основная задача – помочь гармонично перенести всё лучшее, что было в офисах, в дома, которые отныне стали для большинства их рабочими местами. Речь идёт не только об инновационных системах, позволяющих всегда быть на связи с коллегами, но и, например, об установке в квартирах удобной офисной мебели, необходимой аппаратуры… Удалёнка, конечно, изменила и стиль одежды. Деловые костюмы уже ни к чему. Вырос спрос на спортивную одежду, в которой легко работается дома.

Тренды потребительского рынка 2021

Кстати, справедливости ради надо заметить, что отношение к удалёнке нельзя назвать однозначным. Оно у всех разное. Одним нравится, что не надо ехать в офис, и время, уходившее раньше на дорогу, теперь можно потратить более приятно и с пользой. Другие – скучают по коллегам и непосредственному общению с ними, совместным походам во время перерывов в магазины или в кафе, вечерним посиделкам.

Но, будучи большую часть времени дома, надо, конечно, уметь проводить чёткую грань, находить правильный баланс между профессиональной деятельностью и отдыхом. Это – серьёзная проблема. Ведь, как свидетельствует большинство специалистов (64%), эта форма работы всё больше будет становиться приоритетной.