Поиск

Нечего на ВТО пенять…

Чуть более года назад Россия стала полноправным членом ВТО. Отечественный зообизнес вопреки ожиданиям дивидендов из такой перемены не извлёк.

Впрочем, то же самое можно сказать обо всей экономике страны. 20 июня 2013 года в Госдуме прошел «круглый стол», посвящённый последствиям вступления России в ВТО. Помимо депутатов и чиновников, в «круглом столе» приняли участие директора промышленных предприятий, руководители отраслевых союзов и эксперты. И практически все они едины в оценке ситуации: экономика России потеряла, а не выиграла.

Президент Промышленного союза «Новое Содружество» Константин Бабкин привёл показательную статистику: экспорт основных видов российской продукции сократился со времени вступления России в ВТО с 3 до 19%, только экспорт обуви и текстиля вырос, но всего на 1%. Темп роста потребительских цен увеличился примерно в 2 раза, хотя правительство обещало обратное.

От лица российского зообизнеса на круглом столе выступил генеральный директор ООО «ЦАМАКС» Олег Волков. Он заявил, что малый бизнес в производстве ветеринарных препараторов у нас невозможен, потому что налоговое бремя в четыре раза больше, чем в США, и зарегистрировать отечественный препарат гораздо сложнее, чем импортный. «Посмотрите, кто участвует в российских зоовыставках, — сколько отечественных производителей и сколько импортёров. Вступление в ВТО только усугубило положение — началось нашествие препаратов для домашних животных из Западной Европы и Америки». Как результат продажи компании «ЦАМАКС» за год сократились на 30%.

С другой стороны, не получили никаких выгод и импортёры зоотоваров. Продажи компании «Мосзооветснаб» выросли, однако это произошло только потому, что было увеличено число сотрудников и работать они стали больше. Генеральный директор компании Александр Сморугов надеялся, что завозить продукцию иностранных производителей после вступления в ВТО станет проще, но вышло наоборот — импортировать даже из стран ближнего зарубежья теперь сложнее, поскольку бумаг стало больше.

Президент Союза предприятий зообизнеса и генеральный директор компании «Конструктив» Кирилл Дмитриев также считает, что никакой пользы от ВТО мы не получили: «Меня, как импортёра, такое вступление не устраивает, оно декларативное. Ничего не изменилось и не упростилось. Процедуры регулирования со стороны Россельхознадзора и Минсельхоза только ухудшились — чиновники просто лютуют в отношении импорта. Для нас стали закрываться целые страны, например Испания, меж тем как вся Европа открыта для испанских товаров. Россельхознадзор ведёт борьбу за право контролировать всех и вся. А зачем тогда нужна армия чиновников, если им нечего контролировать? Тем временем мы продолжаем жить в абсолютно непонятном и нерыночном мире Таможенного союза, правила которого противоречат принципам ВТО. Одной рукой чиновник пишет нормативы для ВТО, а другой — для ТС. При этом все силы чиновничьего аппарата сегодня направлены на Таможенный союз, на дальнейшую, скорейшую и глубочайшую интеграцию с этой организацией. А ВТО отодвинули на второй план».

Если опустить политически мотивированные выводы, сделанные участниками «круглого стола» в Госдуме (он был организован фракцией «Справедливая Россия»), проблема и зообизнеса, и всей экономики России вовсе не в ВТО, а в том, как правительство реагирует на изменения во внешней торговле. «ВТО — это всего лишь инструмент, — говорит президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. — Но молотком можно гвозди забивать, а можно пальцы отшибать. Эффективность работы инструмента зависит от того, как мы его используем. Обнаруженные проблемы являются внутренними, и они никак не связаны с ВТО». Злочевский сравнил ВТО с лакмусовой бумажкой, которая просто выявляет проблемы, но не является их провокатором.

Чтобы наша экономика активно развивалась вообще и в рамках ВТО в частности, необходимо снижать стоимость кредитных и энергетических ресурсов; обеспечивать равные условия конкуренции между отечественными и зарубежными производителями — снижать налоги для производителей; поддерживать экспорт; разумно использовать резервные фонды — вкладывать их в свою страну, а не в чужую.

Это очевидный рецепт успеха для любой экономики, интегрированной в ВТО, только очевиден он далеко не для всех.