Поиск

Подкастология: подкасты для бизнеса и разговоры по душам

подкасты для бизнеса

Текст: Татьяна Руппель

Подкасты для бизнеса – радиомутанты эпохи потребления или маленькие островки не напрягающего, но полезного аудиоконтента? Что российский потребитель видит в этом новом жанре – спасение от информационных цунами, «ламповое радио» с задушевными разговорами на кухне обо всём, пользу и ценность от собственного выбора? Пока подкасты для российского медиарынка «неведомые зверушки», которые многим непонятны и для большинства пока не очень заметны. И для авторов контента это тоже новый вид «питомцев», которых кто-то уже пытается «дрессировать», а кто-то «приручает», чтобы быть за жанр в ответе и рассказывать аудитории умные и не очень, добрые, грустные… разные истории, с пользой и во благо.

«Из Америки с любовью», или Подкастинг мёртв?

Доказано, что большинство из нас визуалы, и именно поэтому этот канал передачи контента всегда максимально использовался в сфере маркетинга и рекламы. Но сейчас, учитывая сильно расширившееся информационное поле, стать заметным для аудитории становится всё сложнее. Как же сегодня создать эффективную коммуникацию с целевой аудиторией? Выбрать другой канал и подключать слух и эмоциональный интеллект потенциальных слушателей.

подкасты о бизнесе

Культура подкастов начала формироваться ещё в 1990-х годах в Америке, и этот жанр там получил широкую популярность. Люди покупали MP3-плееры и формировали собственные плей-листы. Сначала это была только музыка, но со временем появился информационный контент, и он «зашёл» в аудиторию молодых аудиофилов. И не только в Америке, например, в 2011 году в Великобритании слушателей подкастов насчитывалось больше, чем пользователей «Твиттера».

Российский рынок подкастов в сравнении с западным развиваться начал гораздо позже и менее интенсивно, – так утверждает Светлана Новаторова, радиожурналист, один из основателей первой нижегородской FM-станции «Радио Рандеву» и автор подкастов. Пока в Америке выходил подкаст Serial, который суммарно прослушали 420 млн раз, российские пользователи фанатели от соцсетей, видеохостингов и не были готовы воспринимать аудиоконтент.

Первый российский подкаст-терминал Rpod просуществовал 10 лет, три из которых держал уверенное лидерство среди себе подобных. Он закрылся 1 января 2015 года с лозунгом «Подкастинг мёртв».

К счастью, пессимистичные пророчества российских подкастеров не сбылись, и новый жанр вновь начал обретать популярность. Во многом рост объясняется развитием цифровых технологий, которые упростили дистрибуцию аудиоконтента. Вместе с доступными функциональными гаджетами и повсеместным интернетом появились удобные платформы, где пользователь может слушать подкасты вперемешку с музыкальными треками в режиме онлайн – достаточно кликнуть кнопкой мыши или свайпнуть экран смартфона. И это очень органично вписывается в логику современной жизни – быстро, без заморочек, с пользой.

 «Карманный друг»

Среди российской аудитории встречаются люди, которые считают, что подкаст – «это как радио, только на современный лад». Но это не так. Традиционная радиопрограмма может освещать широкий спектр тем в рамках одного FM-диапазона – от музыкальных композиций до политических событий или кулинарных рецептов. Подкасты – история узкотематическая, из выпуска в выпуск авторы рассказывают истории на какую-то одну тему. Ну, например, если подкаст про то, как готовить каши, то рассказывают только про каши, но разные и в разных обстоятельствах. Это позволяет собирать вокруг подкаста не просто слушателей, а единомышленников, а это традиционно более преданная и вовлечённая аудитория. О способности подкастов удерживать внимание, кстати, в своих интервью неоднократно заявлял создатель известных на весь мир подкастов Panoply и Slate Энди Бауэрс. Слушатель, которого привлекла тема, стиль общения автора подкаста, будет слушать его снова и снова, уверен он.

Энди Бауэрс особо подчёркивает семейственность отношений автора с аудиторией. И это очень серьёзное отличие от радио, где дикторы обладают поставленными голосом, зачитывают заранее подготовленный текст. Ведущий подкаста общается с единомышленниками свободно и легко. Он может и должен быть самим собой, открыто выражать своё мнение. Такое компанейское общение интуитивно привлекает аудиторию, это как слушать рассказ друга, с которым встретился в кафе за чашкой кофе.

С американским радиожурналистом солидарна актриса, телеведущая, сооснователь студии подкастов «Либо/либо» Лика Кремер. «Способ восприятия этого вида медиа больше похож на взаимоотношения с неким “карманным” другом, где человек сам выбирает тех, кто ему симпатичен и близок», – говорит она.

Подкасты от радио выгодно отличаются тем, что их можно прослушать в свободное время. В любой момент можно остановиться, а потом вернуться к прослушиванию с того же места. Это отличное решение для современного человека, который, с одной стороны, всё время куда-то спешит, с другой стороны, проводит много времени в дороге и хочет это время использовать продуктивно.

подкасты для зообизнеса

Как показало исследование агентства Tiburon research, при выборе темы подкаста слушателей интересуют преимущественно новости. Не менее популярны, по словам Светланы Новаторовой, интервью с лидерами мнений. Очень востребованы образовательные подкасты.

Литературный критик и автор подкастов Fabula Rasa и «ВопЛи» Яна Семёшкина объясняет нарастающий интерес к подкастингу в России запросами на «экологичность». «Сегодня интернет-пространство всё больше начинает походить на мусорную свалку, где довольно трудно найти ценную, актуальную и достоверную информацию, – считает она. – Подкасты сегодня самый “экологичный” жанр, поскольку не конкурируют с другими формами передачи информации. Они здорово помогают человеку и экономят его ресурсы».

Пока, по данным статистики, подкасты в России слушает только каждый четвёртый поклонник аудиожанров, но почти 85% слушателей готовы согласиться на рекламу в подкасте в обмен на доступ к бесплатному контенту. Столичные жители слушают подкасты в два раза активнее, чем слушатели в регионах. Мужчины слушают подкасты чаще женщин, а средний возраст аудиофилов от 20 до 44 лет.

ВЫНОС «Мистер язык тела» Аллан Пиз, автор одноимённого бестселлера, утверждает, что успех в вопросе установления доверительного контакта на 38% зависит от невербального способа передачи информации – голоса, интонации и темпа речи.

Подкасты для бизнеса

По прогнозам PwC, объём рынка подкастинга в России к 2023 году превысит 10 млрд рублей. Российская аудитория подкастов, по мнению IAB Russia, продолжит активно расширяться и достигнет к декабрю 2024 года 27,9 млн человек. С экспертами согласна и Лика Кремер: «Думаю, миллионов десять слушателей подкастов у нас точно сейчас есть. И эта цифра растёт».

Бизнес активно использует потенциал подкастов для развития бренда. Одной из первых компаний, разглядевших возможности рынка подкастов для бизнеса, стала «Тинькофф». Итогом этой дальновидности стал подкаст «Жадный инвестор», который начиная с 2019 года занимает первую строчку по теме «Инвестиции» с момента размещения на Apple Podcasts и входит в топ-10 по запросу «Бизнес». Собственные подкасты производят телеканал «Дождь», «Эвотор», «Яндекс», Сбербанк, «Инвитро», Avito, «Росатом» и т. д.

Реалити-шоу о бизнесе «Либо выйдет, либо нет» и подкаст о финансах «Деньги пришли» выходят благодаря поддержке «Альфа-банка» и банка «Точка». «Мегафон», «ЮниКредит» тоже спонсируют выпуски подкастов.

Зооиндустрия не может похвастаться изобилием отраслевых подкастов. Радио «Маяк» в 2015 году выпустило 36 аудиопередач «Животные и закон». В рамках подкастов ведущие говорили о мифах дрессировки, опасностях неправильного питания для здоровья питомцев, рассказывали о чудесных историях спасения животных и т. д. Время от времени появляются подкасты от зоопсихологов, ветеринаров.

Единственным в России каналом подкастов для зообизнеса является «Зооинформ». Выпуски содержат обсуждения главных отраслевых событий, дискуссии и мнения экспертов, дают прогнозы развития зооиндустрии.

Зооинформ запустил свои отраслевые подкасты в мае 2020 года. Сегодня выходит новостной подкаст «Будь в курсе», который насчитывает больше 50 выпусков, информационный «Читаем вслух» и дискуссионное ток-шоу «поТрендим?». Аудитория подкастов «Зооинформа» – представители ретейла, производители товаров для животных, дистрибьюторы и даже просто любители животных.

Улавливая очевидный тренд, российский бизнес с интересом развивает подкастинг. Многие компании активно используют этот вид коммуникации с аудиторией. Причём и с внешней – для продвижения своего продукта, и с внутренней – для командообразования, вовлечения и удержания персонала. Это отличная альтернатива корпоративным газетам и журналам, которые нужно напечатать, организовать логистику, если речь идёт о компании с большой сетью региональных представительств. Внедрение корпоративных подкастов позволяет также оптимизировать бизнес-процессы и сэкономить бюджет.

Подкасты для бизнеса дают возможность выйти на любую, даже самую узкоспециализированную аудиторию и предложить тот контент, который будет иметь ценность именно для этого круга слушателей.

Статистика прослушивания подкастов, особенности аудитории, география и многое другое легко отслеживаются, а значит, бизнес в построении и управлении стратегией продвижения своих брендов или товаров может опираться не на интуицию и прогнозы, а на качественную аналитику. Компания становится гибче и пластичнее, может корректировать концепцию развития «по ходу пьесы».

Лика Кремер в медиасегменте видит огромные перспективы и для подкастеров, и для целевой аудитории, для бизнеса. «Это, безусловно, развивающийся рынок со всеми особенностями растущей отрасли. Местами возникают пузыри, местами – несовершенства статистики, законодательства. Это типично эволюционирующий рынок. Не в самой первой стадии развития, но ещё не сформировавшийся окончательно», – говорит она. Для бизнеса это означает, что лучшее время для освоения коммуникационной площадки – сейчас.