Поиск

Производители кормов: ПАУЧительная история

Производители кормов

Текст: Андрей Ситников

В связи с сокращением импорта кормов в последние два года и с приостановкой рекламы глобальными игроками, случившейся недавно, российские производители кормов получили дополнительные возможности. Однако из-за внешнеполитических обстоятельств они сталкиваются с рядом проблем. В новых условиях наиболее интересными продуктами для роста продаж, вероятно, становятся влажные корма в паучах.

История пауча

Изначальное название пауча (англ. pouch — мешочек) — дой-пак. Это особого вида вакуумная упаковка, представляющая собой пластиковый гибкий пакет с многошовной конструкцией и гибким дном, что позволяет упаковке в наполненном виде стоять вертикально. Конструкция изобретена в 1963 году Луи Дуайеном (фр. Louis Doyen, отсюда — doypack), руководителем французской компании Thimonnier, которой и сегодня принадлежат права на торговую марку Doypack. Компания не стала продлевать патент на изготовление необычной упаковки, поскольку та не вызвала интереса у европейских производителей, поэтому технология изготовления дой-паков стала общедоступной. Напротив, японские компании оценили перспективы нового вида упаковки, развили и усовершенствовали технологию, начали производство дой-паков фольгированных, с комбинированными слоями, что положительно сказывалось на прочности упаковки и сроках хранения продукции. Дой-паки быстро стали популярны сначала в Японии, а вскоре и по всему миру.

Рынок влажных кормов и сегмент паучей

Общий спрос на влажные корма в России последние три года по данным NielsenIQ не стабильно, но рос. В 2021 году относительно предыдущего зафиксировано уменьшение продаж влажных кормов для собак, но корма для кошек с лихвой покрывают это падение. Сегодняшние отчёты производителей и владельцев торговых марок говорят, что тенденция к росту сохраняется, особенно увеличивается востребованность паучей как самого удобного вида упаковки для влажного корма.

Преимуществ у пауча несколько. Во-первых, стоимость единицы этой упаковки значительно ниже, несмотря на то что вход в этот бизнес выше (из-за сложного, дорогого и только импортного оборудования). Во-вторых, у пауча большая «рекламная площадь» относительно объёма продукта, и он лучше представляет товар на полке. В-третьих, это самая удобная упаковка именно для влажных продуктов. И наконец, в‑четвёртых, пауч соответствует глобальной тенденции — люди предпочитают покупать меньшие объёмы, но чаще, то есть это упаковка для одной порции. В этом смысле с паучами на зоорынке может соперничать только банка в 85 г, но в России они не производятся, а импортные неконкурентоспособны по цене.

В результате мы видим полное доминирование пауча в категории влажных кормов. Паучи для кошек и собак занимают большие доли как в специализированной рознице, так и в традиционных продовольственных магазинах (более подробно читайте об этом в отчёте NielsenIQ в этом же номере). Российский рынок влажных кормов, упакованных в паучи, специалистами оценивается в сумму до 100 млрд руб­лей.

Производители и владельцы брендов

В России влажные корма первой начала производить компания Mars в середине 1990‑х годов. К концу того же десятилетия многие отечественные мясоперерабатывающие заводы уже выпускали влажные корма в железных и стеклянных банках, но не в паучах. Приобретение фасовочных линий для этого вида упаковки требовало значительных вложений. С развитием рынка это стало возможным.

В России сегодня все крупные производители кормов для кошек и собак имеют заводы по выпуску влажных кормов, где, как правило, выпускают и паучи. Наиболее крупные — иностранные компании Mars, Nestlé и Aller Petfood. Первые две доминируют и в секторе влажных кормов в целом — по разным оценкам, за ними до 90 % всего российского рынка. Львиная доля влажной продукции этих трёх компаний производится именно в паучах.

В значительных объёмах выпускают влажные корма в паучах мясоперерабатывающие заводы, такие как «Наро-­Фоминский консервный завод», «Елецкий мясокомбинат», «МПК Атяшево» и другие.

Ещё в 2000‑х стали появляться специализированные фабрики, изначально спроектированные и построенные для производства кормов для домашних животных, в том числе и влажных кормов в паучах — это компании «ПродКонтрактИнвест», «Велкорм», «Гатчинский комбикормовый завод», «Форсаж» и другие. В последние несколько лет введены в строй новые заводы, производящие влажный корм для собак и кошек также и в паучах — Russian-­Holland Manufacturing (RHM), «ПетКорм», AlphaPet. Все предприятия в настоящий момент полностью или почти полностью загружены.

Опрошенные нами производители наращивают мощности или оптимизируют производственные процессы, планируя увеличивать выпуск влажных кормов в паучах. Например, линия по их производству на заводе «ПетКорм» полностью загружена и работает круглосуточно, «ГАТЧИНСКИЙ ККЗ» также рассматривает возможность оптимизации и расширения производства.

Развитию влажных кормов в России очень способствует запрет на импорт кормов из многих стран. Например, компания «Валта» ещё в 2019 году начала процесс локализации производства своих торговых марок, а до этого вообще не пользовалась услугами российских заводов. Сегодня влажные корма в паучах под ТМ «Мнямс» производятся в России.

Локализовала производство паучей Brit Premium в России и компания «Континентзоо».

В целом у владельцев СТМ большие планы на влажные корма в паучах. «Компания АКАНА» обещает в нынешнем году увеличить объёмы выпуска влажных кормов ТМ Blitz на 50 %: производятся они только в России. Постоянно расширяют линейки влажных продуктов и планируют увеличивать объёмы выпуска компании «Валта» (ТМ «Мнямс»), Karmy (ТМ Karmy), «Афина» (ТМ Solid Natura). Примечательно, что многие производители и владельцы СТМ нацелены на инновационность. Так, Гатчинский ККЗ недавно начал выпускать влажные корма для собак в паучах с весом упаковки 300 г. До него другие производители освоили паучи на 400 и даже 1200 г. ТМ Solid Natura выпускает ветеринарные влажные корма и в ближайшее время, вероятно, первой из российских компаний начнёт фасовать их в паучи.

Общие характеристики российского рынка зоотоваров весьма способствуют росту оборотов влажных кормов и его ключевому сегменту — продуктам, упакованным в паучи. Около 70 % животных в наших домохозяйствах — кошки, по данным за прошлый год почти 75 % всего российского рынка зоотоваров — товары для этих животных, а их питание более чем на 60 %, если считать в руб­лях, состоит из влажных кормов.

Растёт популярность мелких пород собак и влажного корма для них, и, следовательно, в этом случае удобнее использовать паучи для порционного питания.

В целом владельцы животных считают влажный корм более приближённым к натуральному питанию. И наконец, его выгоднее продавать, он, как правило, маржинальнее сухого.

Корма в паучах: трудности нашего времени

Для производства и фасовки влажных кормов в паучи требуется сложное высокотехнологичное оборудование, которое у нас не выпускают. Все компании, производящие влажные корма в России, используют оборудование из Германии, Дании, Швейцарии, Италии, Испании, Франции. Теперь прямые контракты на поставку европейского оборудования крайне затруднительны, а также невозможно официальное сервисное обслуживание. Для расширения мощностей существующих предприятий специалисты рассматривают возможность покупки копированного оборудования в Китае, а также приобретения техники, бывшей в употреблении. Однако оба варианта увеличивают производственные риски. Для кормовых заводов, которые выполняют контракты федеральных сетей, они будут огромными.

Совладелец завода «ПетКорм» Роберт Имангулов считает, что проблемы с оборудованием есть и будут: «Для электроники мы ищем альтернативные пути, пока готовых решений нет. Для всего, что из металла, нашли российского подрядчика, который пытается копировать отдельные узлы. В итоге мы обновляем и ремонтируем машины своими силами, постоянно “танцуем с бубнами” вокруг оборудования, непрерывно ­что-то модернизируем, переделываем. Думаю, другие заводы в такой же ситуации».

В целом оборудование и технологии для производства влажных кормов и упаковки их в паучи на всех российских заводах принципиально одинаковые. Как результат — чаще всего делают кусочки в соусе и кусочки в желе. Альтернативные текстуры пока труднодоступны. Исключение — российские заводы Mars и Nestlé — в кормах Sheba и Felix кусочки имеют волокнистую структуру. Гатчинский ККЗ производит паштеты, но упаковывает их в ламистер. Если смотреть на опыт других стран, то видно, что пауч — наиболее универсальная упаковка, которая может быть использована практически для всех текстур влажного корма. Например, на заводе Landguth успешно производят паштеты в паучах. В России такие продукты тоже производят, например, на заводах Mars. Вероятно, ­когда-­нибудь паштет в паучах получит широкое распространение и в России.

Российское производство влажных кормов в значительной мере ограничено ингредиентной базой. Все заводы с гордостью рапортуют о полной или почти полной ингредиентной независимости. Это хорошо и плохо одновременно. Внутри страны много курицы и индейки, нет дефицита говядины, но значительные объёмы импортируются, что делает её дороже. Это три самых популярных вкуса во влажных кормах. Случаются перебои с бараниной. Россия производит много свинины, но она совершенно не используется в кормах. Сергей Муравьёв, совладелец торговых марок «Мамонт» и Solid Natura, считает, что эта традиция неправильная с точки зрения ветеринарии и диетологии — свинина весьма перспективна для кормового рынка.

Экзотические виды мяса, такие как фазан, например, нам практически недоступны. В последнее время возникли проблемы с рыбой — лосось был в основном норвежский. Смогут ли производители влажных кормов найти поставщиков в России, пока непонятно.

Внутренний рынок ингредиентов в прежние годы не был настроен на потребности pet-индустрии, никто ничего не выращивал для неё специально. Стабильные поставщики были только у двух крупнейших производителей. Теперь, вероятно, ситуация должна измениться.

Самые больше проблемы в деле производства влажных кормов в паучах — с упаковкой. Об этом говорят представители всех опрошенных нами заводов, даже наиболее оптимистично настроенные. Раньше плёнку импортировали из Италии или Израиля. Плёнка для паучей состоит из трёх слоёв, все три вида уже делают в России, но клей, которым эти слои соединяются, всё равно нужно импортировать. Поэтому российские производители этого материала сегодня работают нестабильно. Хуже всего то, что никто не знает, как наша плёнка себя поведёт в эксплуатации, а ведь от неё зависит репутация брендов и производителей кормов.

Если инвестировать, то в пауч

Опрошенные нами специалисты и участники рынка в основном осторожны в своих прогнозах относительно развития производства кормов в паучах. Факторы, возникшие в результате изменения внешнеполитической ситуации, не дают возможности загадывать даже на среднесрочную перспективу. Если ситуация будет развиваться в благоприятном ключе и доходы населения не обрушатся, спрос на влажные корма, а следовательно, и на паучи будет расти и дальше, и тогда все положительные тенденции окрепнут — будут появляться новые виды влажных кормов, обогащаться их составы, открываться новые заводы. Причём мощностей для удовлетворения спроса на суперпремиальные влажные корма сейчас в России уже достаточно.

Под большим вопросом возвращение рекламы на федеральный уровень транснациональных компаний. От этого во многом будет зависеть судьба российских торговых марок и СТМ. С разных сторон раздаются мнения, что как только реклама вернётся, небольшие игроки уйдут с рынка, не выдержав конкуренции с гигантами. Те бросят свои сэкономленные рекламные бюджеты на борьбу друг с другом, и в этой схватке титанов мелкие заводы и бренды просто будут раздавлены. Пока это прогнозы и догадки.

Как бы то ни было, влажные корма в целом остаются растущим сегментом кормового рынка, а паучи — всё более популярной формой для их продажи. Если верить в позитивный сценарий развития российского зоорынка, то они имеют отличные перспективы, и российским зоопромышленникам стоит инвестировать именно в паучи.


Благодарим за помощь в подготовке статьи компании
«ПетКорм», «Валта», Solid Natura, «ГАТЧИНСКИЙ ККЗ», Karmy, «Компания АКАНА».


Читайте по теме:
Опубликован отчёт: влажные корма для кошек на мировом рынке
Влажные корма для кошек
Производители влажных кормов: типы игроков рынка, перспективы отрасли