Поиск

Роспотребнадзор отвечает

Роспотребнадзор

На сайте Роспотребнадзора размещены ответы на вопросы предпринимателей и частных лиц, полученные до и во время проведения 25 мая 2017 года публичных обсуждений результатов правоприменительной практики этого ведомства. Публикуем отдельные ответы на вопросы, которые задавались представителями СПЗ и участниками зоорынка. Мы позволили себе незначительно сократить и отредактировать их с целью более ясного изложения сути сказанного. 

 

Вопрос: Проверки различными ОЗПП (обществами по защите прав потребителей) магазинов на соответствие санитарным нормам и требованиям носят массовый характер, препятствуют работе, часто сопровождаются злоупотреблениями. Какими нормативными актами должны руководствоваться ОЗПП при проведении проверок?
Ответ:
Правовую основу деятельности общественных объединений потребителей определяет п. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей». При этом в целях практической реализации задач и достижения целей, закреплённых в их уставах, названные объединения вправе реализовывать полномочия, указанные в п. 2 ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей». Поскольку никакими функциями по осуществлению государственного контроля (надзора) и связанными с ними административными полномочиями общественные объединения потребителей не наделены, то осуществление ими общественного контроля производится в порядке, определяемом самими этими объединениями на основе положений трёх соответствующих уставов, что, однако, в любом случае должно исключать какие-либо противоправные действия с их стороны. Оспорить правомерность и обоснованность общественного контроля, проведённого общественной организацией, заинтересованное лицо вправе в судебном порядке либо посредством направления соответствующего мотивированного заявления в правоохранительные органы.

Вопрос: Будет ли Роспотребнадзор разрабатывать проверочные листы для использования должностными лицами при проведении плановых проверок? Где и в какие сроки будут опубликованы формы проверочных листов?
Ответ:
В соответствии с частями 11.1–11.5 ст. 9 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» введены положения об использовании органами государственного контроля (надзора) при проведении плановых проверок проверочных листов (списков контрольных вопросов). Общие требования к содержанию проверочных листов утверждены Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2017 г. № 177. На сегодняшний день в Правительстве РФ на рассмотрении находится проект постановления о внесении соответствующих изменений в Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре. Со списком контрольных вопросов можно будет ознакомиться на официальном сайте Роспотребнадзора.

Вопрос: Какие действия будут предприняты Роспотребнадзором при установлении анонимности или недостоверности обращения, являющегося основанием для проведения проверки?
Ответ:
Частью 3 ст. 10 Закона № 294-ФЗ установлено, что в случае, если изложенная в обращении или заявлении информация может являться основанием для проведения внеплановой проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора) при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве обращения обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица. Обращения, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации. В случае если орган государственного контроля (надзора) установит анонимность или недостоверность обращения, то по решению руководителя или заместителя руководителя территориального органа Роспотребнадзора предварительная проверка, внеплановая проверка прекращаются. Если после начала проверки выявлена анонимность обращения или заявления, явившихся поводом для её организации, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении, Орган государственного контроля (надзора) вправе обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина, в том числе с юридического лица, ИП, расходов, понесённых органом государственного контроля (надзора) в связи с рассмотрением поступивших заявлений, обращений указанных лиц.

Вопрос: На основании каких данных происходит отнесение организаций и объектов надзора к определённому классу опасности?
Ответ Роспотребнадзора:
Отнесение организаций и объектов надзора к определённому классу опасности выполняется на основании системного, в том числе экспертного, анализа многолетней информации государственной статистики, данных государственной и отраслевой статистической отчётности, федерального и регионального информационного фонда СГМ. Установление потенциального риска причинения вреда здоровью базируется на следующих принципах:

  • риск причинения вреда здоровью возникает в условиях нарушения объектом надзора требований, установленных законодательством в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей;
  • нарушение законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей определяет вероятность ухудшения параметров среды обитания человека, безопасности товаров и услуг и связанную с этим вероятность нарушения здоровья населения, работающих, потребителей, находящихся под воздействием объекта надзора;
  • оценка риска является процедурой объективной, прозрачной и основанной на материалах государственной статистической отчётности и иных проверяемых данных;
  • потенциальная опасность объектов, подлежащих федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, зависит от характера осуществляемой деятельности.

Оценка потенциального риска причинения вреда здоровью выполняется в отношении определённого вида деятельности юридического лица или ИП. На основании проведенного анализа формируется классификатор объектов риска путём однократного отнесения организаций (хозяйствующих субъектов) к той или иной категории групп риска. Класс опасности организации по риску причинения вреда здоровью устанавливается по наиболее опасному виду деятельности. Отнесение организации к конкретному классу опасности является основанием для установления периодичности плановых проверок, объёмов и содержания надзорных мероприятий. Порядок и критерии отнесения объектов к тому или иному классу опасности по риску причинения вреда здоровью являются единообразными для всех юридических лиц и ИП независимо от вида деятельности и форм собственности. При планировании надзорных мероприятий внутри класса определяются приоритеты с учётом результатов предыдущих контрольно-надзорных мероприятий в отношении конкретной организации, включая результаты лабораторных исследований. Отнесение организаций к тому или иному классу опасности по потенциальному риску причинения вреда здоровью выполняется по результатам контрольно-надзорных мероприятий за период не менее чем три года. Результаты санитарно-эпидемиологического аудита могут быть использованы для изменения периодичности проведения мероприятий по надзору.

Вопрос: Имеются ли критерии, позволяющие заменить меру административной ответственности в виде штрафа на предупреждение в отношении лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства?
Ответ Роспотребнадзора:
Порядок замены административного штрафа предупреждением установлен статьёй 4.1.1 КоАП. При этом административный штраф подлежит замене предупреждением при наличии одновременно следующих условий:

  • правонарушение выявлено в ходе осуществления контроля в отношении субъектов малого или среднего предпринимательства;
  • совершённое правонарушение не нанесло вреда здоровью людей, окружающей среде или не создало угрозу нанесения такого вреда, а также не повлекло причинение имущественного ущерба;
  • состав правонарушения не соотносится с составами правонарушений, предусмотренных статьями 19.5, 19.6, 19.33 КоАП;
  • за совершённое правонарушение санкцией соответствующей статьи раздела II КоАП не предусмотрено наказание в виде предупреждения.