Поиск

Рост популяции питомцев в России

питомцы в России

Текст: Андрей Ситников

На прошедшем в Сочи Саммите зообизнеса компания Mars Petcare презентовала результаты исследования популяции домашних питомцев. Проект реализуется совместно с агентством Ipsos и охватывает более 50 стран, в том числе Россию. В нашей стране исследование проводилось уже в третий раз (в 2014, 2017 и 2020 годах), но широкой профессиональной общественности представлено впервые.

По мнению Марианны Онуфриенко, директора по работе с государственными органами и общественными организациями Mars Petcare, которая делала доклад на Саммите, результаты этого уникального исследования будут оказывать влияние на российский зообизнес в течение как минимум пяти лет.

Исследование популяции питомцев в России проводилось путём телефонных опросов и затронуло более 7 тысяч граждан старше 16 лет. Была получена репрезентативная выборка по городской и сельской России на уровне федеральных округов и городских кластеров. Изучены размеры популяции животных в России, количество семей с домашними питомцами, отношение владельцев к собакам и кошкам, характеристики питомцев и рационы питания.

Pet-популяция

На сегодняшний день более половины россиян — 70 млн человек — являются владельцами домашних питомцев. Согласно данным исследования, в 59% российских семей есть кошка или собака, а в 20% — и кошка, и собака. Преобладают семьи с кошками — 48%, собак содержит 31% домохозяйств. За три года численность домашних кошек и собак выросла на 23% и достигла почти 64 млн особей (далее динамика роста приводится также относительно 2017 года). Конечно, не только количество животных определяет объём рынка, но именно этот показатель является фундаментом для его дальнейшего роста.

число питомцев в России

Две трети прироста всей популяции дали кошки, за три года их стало больше на 8,1 млн, и рост составил 25%. Число собак выросло «всего» на 4 млн, но и здесь динамика оказалась рекордной — 23%. Максимальный вклад в увеличение популяции внесли семьи, которые впервые завели кошку или собаку. По мнению экспертов, именно они сегодня наиболее ценны для зооиндустрии, потому что открыты всему новому.

Особого внимания заслуживает география увеличения числа домашних питомцев в России. Города показали прирост в 25%, сельская местность — 22%. В Москве популяция увеличилась только на 2%. Число домашних любимцев в «миллионниках» выросло на 20%. Наибольший рост популяции домашних животных отмечен в городах с числом жителей от 500 тысяч до 1 млн — 42%. В городах с населением менее 500 тысяч человек прирост составил 24%.

рост популяции питомцев в РФ к 2020-му

Эксперты зоорынка предполагают, что в Москве и в других крупнейших городах увеличение объёмов продаж кормов для кошек и собак будет происходить за счёт премиумизации. У компаний, которые работают в городах с населением до 1 млн, будет два источника роста — премиумизация и пенетрация категории.

Любопытную динамику показывают популяции домашних собак и кошек в разрезе населённых пунктов и федеральных округов. Так, в городах живёт почти 26 млн кошек, популяция увеличилась на 23%, и 12,7 млн собак, число которых возросло на 29%. В сельской местности проживает 14,9 млн кошек, рост популяции — 28%, и 9,9 млн собак, численность которых увеличилась на 13%.

Наибольший рост популяции отмечен в Дальневосточном, Уральском, Приволжском и Южном федеральных округах.

популяции кошек и собак

Популяция собак в России - цифры-данные

Pet-отношения

Один из самых важных выводов исследования — гуманизация отношения к домашним питомцам окончательно победила на всей территории России. Более 85% опрошенных относятся к питомцу как к члену семьи, как к ребёнку, другу или компаньону. Особенно показательны цифры, говорящие об отношении к собакам. Гуманизация — основной драйвер повышения культуры содержания питомцев, ответственного к ним отношения.

Исследование затронуло и барьеры, препятствующие приобретению питомца (52% семей не имеют кошки, 69% — собаки). Почему люди их не заводят? Причин много, но основных — три. Первые две относятся к собакам: нет времени заниматься животным и мало места в квартире. Главная причина, почему не заводят кошек — аллергии.

барьеры против заведения питомцев в России

Пандемия подтолкнула многих к приобретению домашнего питомца. Но владение кошкой гораздо менее хлопотно, поэтому исследование показало всплеск численности именно котят. «Ковидных» щенков практически нет.

Pet-профиль

Среднестатистическая кошка в России — здоровая, нестерилизованная, среднего возраста, беспородная — россияне любят «дворняжек», породистых животных только 26%. В пятёрке самых популярных пород британская, сиамская, шотландская, сибирская и мейн-кун. Популяция кошек в РФ увеличивается как за счёт новых владельцев — драйверы роста: сельская местность и города с населением менее 1 млн человек, так и за счёт пенетрации — увеличивается среднее количество кошек на одно домохозяйство.

Большинство владельцев считают своих кошек здоровыми. Однако часто такое представление связано с отсутствием культуры обращения за ветеринарной помощью. Рост процента животных с проблемным здоровьем говорит о развитии привычки обследовать животных. Поскольку за пределами крупных городов регулярные обследования животных ещё не вошли в образ действий владельцев, у ветклиник, а также у сегмента диетических кормов и ветпрепаратов есть высокий потенциал для развития в результате проведения просветительской работы.

Стерилизованных кошек в городах — менее половины, в сельских населённых пунктах ещё меньше. В этом отношении России очень далеко до развитых стран: во Франции — почти 80% кошек стерилизованы, в Англии — 83%.

Владельцы кошек — люди разного возраста и социального статуса, но 61% из них женщины. По мнению экспертов, они являются чуть более ценными покупателями, поскольку проводят в магазине больше времени, легче расширяют ассортимент покупок, с удовольствием беседуют с консультантами.

80% владельцев кошек используют промышленные корма, и только 24% — лакомства промышленного приготовления. Эта категория товаров даёт огромные бизнес-возможности.

питание кошек

Среднестатистическая домашняя собака в России сегодня — это породистый самец среднего размера и среднего возраста (ближе к преклонному), здоровый и нестерилизованный. Основной рост происходит за счёт новых семей, заводящих собаку. Несколько животных в семье содержат редко. В последнее время заметно падает популярность карликовых пород в пользу мелких. Самая распространённая порода в России по-прежнему — немецкая овчарка. В топе также йоркширский терьер, чихуахуа, той-терьер и среднеазиатская овчарка.

Большинство «собачников», как и многие владельцы кошек, считают своих домашних любимцев здоровыми, но исследование говорит, что доля собак с выявленными проблемами здоровья составляет почти 20% и увеличивается. Это также связано с доступностью ветеринарных услуг. В сельской местности здоровых животных больше — это явный признак «недообследованности». Среди основных недугов — проблемы с органами чувств, пищевые аллергии, заболевания ЖКТ и суставов.

питание собак

Среди владельцев собак есть люди всех возрастов. Обращает на себя внимание поколение 55–64 лет — люди, которые ещё вчера не задумывались о приобретении собак, сегодня активно их заводят. Примечательно, что мужчин среди «собачников» чуть больше, чем среди «кошатников», но покупательское поведение у них такое же. В магазине они точно знают, что им нужно, и придерживаются «списка покупок». При этом мужчины часто покупают большие упаковки и технически сложные продукты.

52% домашних собак в России питаются промышленными кормами. Это большой плюс для e-com-игроков и специализированного канала, которые несут основное «бремя продаж» сухих кормов для собак. Что касается лакомств промышленного изготовления, это направление, как и в случае с кошками, имеет огромный потенциал роста для производителей и продавцов.

пенетрация кормов

Общие выводы

Категория «Товары для домашних животных» в ближайшие 3–5 лет будет чувствовать себя достаточно хорошо и оставаться привлекательной для бизнеса. Прошедший год доказал, что этот сектор экономики — устойчивый и активно развивающийся для всех основных представителей зооиндустрии: производителей, дистрибьюторов, ретейлеров. Желательно, чтобы фундаментальные основы категории — число питомцев и их владельцев — были усилены ещё и «активаторами» — профессиональной и более интенсивной работой участников рынка.