Поиск

Рынок труда 2022/23: от печали до радости

рынок труда

Текст: Анна Каминская

Как изменился рынок труда в 2022 году и чего ждать от наступившего 2023-го? Совершенно очевидно, что теперь мы живём в новой реальности. Как к ней приспособиться и достичь баланса? Разбираемся, опираясь на статистику профессиональных исследований.

Пертурбации на рынке труда: HR тревоги нашей

Когда в 2020 году мир охватила пандемия коронавируса и сотрудники массово переходили на удалённую работу, это с ног на голову перевернуло подход к рабочему процессу на рынке труда. Тогда казалось: COVID-19 закончится, и всё вернётся на свои места. Но на дворе 2023 год, а возвращаться к привычному графику мало кто собирается. Многие прогрессивные компании нашли в этом массу преимуществ: сокращение «посадочных» мест в офисе снизило расходы на аренду и содержание помещения, а работа из дома часто даёт сотрудникам ощущение комфорта и желание закрепиться в компании со столь лояльным руководством. Можно смело констатировать: удалёнка прочно и, скорее всего, навсегда вошла в нашу жизнь.

Согласно исследованию Atsearch и «Сбер.Здоровье», в 2022 году лишь 29% компаний отметили, что посещение офиса сотрудниками обязательно. У 38% респондентов есть возможность предоставить полностью удалённую работу, у 24% – гибридный график: обязательно посещать офис нужно несколько раз в неделю, и ещё 9% предоставляют сотруднику самому выбрать между работой в офисе и из дома. Среди опрошенных сотрудников 33% высказались за то, что возможность удалённой работы является важным критерием при поиске подходящей вакансии.

В 2022 году ещё не до конца оклемавшийся от пандемии рынок труда России ждали новые потрясения. Уход огромного количества зарубежных компаний из страны, мобилизация и массовый отъезд высококвалифицированных специалистов за границу вызвали переполох в сфере HR.

Статистическое исследование TalentTech «HR-шторм: реакция российских работодателей на новые условия. Весна 2022» показывает диверсификацию задач работодателей в текущих условиях. Здесь и подбор новых сотрудников (29%), и удержание ценных кадров (26%), и оптимизация расходов (10%), и инвестиции в развитие персонала (7%), и антикризисные меры (5%), и поддержка благополучия коллектива (14%).

Эта статистика актуальна и для зообизнеса, поэтому рассмотрим всё по порядку и выясним подробности, обратившись напрямую к авторитетным игрокам российского зоорынка.

Рынок труда: кто на новенького?

Отечественные компании вынуждены быстро перестраиваться под новые условия рынка труда. 40% организаций, участвовавших в исследовании TalentTech, назвали подбор персонала ключевой задачей HR-специалистов в 2023 году. Прежние инструменты поиска и привлечения сотрудников устарели, а значит, нужно искать и даже придумывать новые способы.


Жанна Королёва, руководитель по подбору и адаптации персонала AlphaPet:®
— «Сегодня на рынке зоотоваров наблюдается высокая востребованность квалифицированного персонала, особенно технических специалистов.
Мы уверены, что качественный продукт – это результат работы качественного персонала. Поэтому ставим в приоритет создание профессионального сообщества и системы обмена опытом внутри отрасли».


рынок труда

Зооиндустрия в 2022 году столкнулась, в частности, с сокращением числа квалифицированных ветеринарных врачей на рынке труда, общий уровень доверия хозяев питомцев к оставшимся специалистам снизился. Кошкам и собакам по-прежнему нужны своевременная ветеринарная помощь, уход и качественное питание. Кто теперь назначит витамины? Кто пропишет подходящий рацион питания и посоветует средство ухода за шерстью? На первый план выходит профессионализм рядовых работников ретейла. Доверие и лояльность конечного пользователя целиком зависят от качества оказанных в магазине услуг. Грамотный продавец проявляет участие, готовность выслушать и обладает достаточными знаниями для дельных рекомендаций. Только где же такого продавца найти? Этот вопрос задают себе и хозяева домашних животных, и владельцы зоомагазинов. Эксперты в своей области (и не только врачи и продавцы) и в более спокойные времена были на вес золота.


Наталья Рычкова, сеть магазинов «Зоозавр»:
— «Зоорынок был и остаётся специфическим направлением на рынке труда. Найти высококвалифицированных сотрудников в этой категории всегда было достаточно сложно. Кандидат должен обладать не только опытом продаж, но и основными знаниями по уходу за животными, а также товарному ассортименту».


В помощь для подбора кадров в ретейл и не только в октябре 2022 года был запущен отраслевой портал для поиска работы и сотрудников – «Зооинформ.Работа», и уже сегодня его посещают 500 человек в день. Ресурсом удобно пользоваться за счёт отсутствия в базе случайных людей, не имеющих отношения к зооиндустрии. Входной фильтр по отрасли экономит время участников поиска, а ещё придаёт уверенности в успехе грядущего сотрудничества: приятно, когда люди говорят на одном языке и знают, чем могут быть друг другу полезны.

Создание подобной базы – ноу-хау рынка кадров: соискатели и работодатели зообизнеса могут найти друг друга, не обращаясь к помощи рекрутинговых агентств и платных digital-платформ по найму. Но что мешает другим отраслям использовать этот опыт применительно к рынку труда? Желание сэкономить время, силы и деньги кажется разумным при любых обстоятельствах, а когда у бизнеса и вне кадрового вопроса дел хватает – и подавно. Исходя из этого, узкоотраслевой рекрутинг имеет все шансы стать новым HR-трендом. И будет прекрасно, если так же, как и «Зооинформ.Работа», такие порталы станут бесплатными для пользователей как мера поддержки отрасли.

Говоря о современных тенденциях российского рынка труда, важно упомянуть ещё об одной: всё больше работодателей стараются осуществлять набор кадров по реферальному каналу, или, говоря простым языком, по акции «Приведи друга», только в проекции HR. Работающий в компании специалист, зная об открытой вакансии, может порекомендовать руководству своего знакомого из отрасли и получить вознаграждение, если последнего по результатам отбора возьмут в штат. Согласно российским и международным исследованиям, которые неоднократно проводили такие авторитетные компании, как LinkedIn и HR Technologist, нанятый по рекомендации сотрудник (или, по-другому, реферал) очень выгоден для компании:

    • Не надо платить комиссию рекрутинговому агентству (вознаграждение поручителю в любом случае будет меньше).
    • Сокращается период закрытия вакансии.
    • Рекомендованный сотрудник чувствует повышенную ответственность перед своим знакомым и поэтому работает эффективнее.
    • Дружеские контакты сплачивают коллектив и снижают текучку кадров.
    • Усиливается популярность внешнего HR-бренда.

приведи друга на работу

Среди компаний зообизнеса реферальный канал подбора из года в год всё более популярен на рынке труда. Это подтверждает руководитель HR компании «Валта» Татьяна Мушкина:


— «На 2023 год у нас несколько важных HR-проектов, в которых мы сами ставим себе амбициозные цели. Один из них – формирование внешнего кадрового резерва. Здесь ключевую роль играет реферальный канал подбора персонала, который мы активно развиваем и по которому планируем достичь уровня в 35% от общего числа нанятых сотрудников».


Ещё одно рекрутинговое новшество заключается в изменении принципов отбора кандидатов. После массового оттока мужчин по причине мобилизации компании готовы предлагать работу людям предпенсионного возраста, многодетным матерям и всем остальным категориям граждан, у которых традиционно были трудности с трудоустройством.

Изменения коснулись и требований как таковых: работодатели снижают планку, расширяя воронку поиска, многие представители бизнеса готовы самостоятельно доучивать новичков до нужного им уровня. Исключение составляет разве что IT-сфера, где наибольшим спросом по-прежнему пользуются специалисты уровня senior.

В поисках утраченной стабильности на трудовом рынке

Общая тенденция 2023 года на рынке труда сводится к удержанию сотрудников, 71% опрошенных компаний назвали эту задачу приоритетной (Исследование «HR-шторм. Часть 2. Вызовы второй половины 2022 и планы на 2023», организатор: IТ-холдинг TalentTech). В зообизнесе наблюдается аналогичный тренд.


— «Курс на удержание кадров для нас был и остаётся актуальным. Мы с удовольствием рассматриваем совсем молодых специалистов, только получивших дипломы, обучаем их и стараемся поощрить. Для этого расширяем социальный пакет и всячески поддерживаем наших сотрудников: и финансово, и нематериально», – сообщает Руслана Шамина (HR, «Апиценна»).


На втором месте – задача по повышению эффективности работы команд (66%) на рынке труда. Каждая вторая компания также намерена сосредоточиться на обучении персонала. Любопытно, что представители крупного бизнеса закладывают основной бюджет на подбор персонала, в то время как малый бизнес, наоборот, планирует сократить на него расходы и вложить средства в обучение имеющихся сотрудников.

обучение сотрудников

Изменился и сам подход к обучению кадров – внешние обстоятельства вынуждают сделать акцент на навыки работы в условиях турбулентности. Среди наиболее важных управленческих навыков на 2023 год работодатели отмечают «стратегическое мышление, умение работать с удалёнными командами, способность предоставлять конструктивную обратную связь, а также мотивировать, поддерживать и удерживать сотрудников» (Исследование «HR-шторм. Часть 2. Вызовы второй половины 2022 и планы на 2023», организатор: IТ-холдинг TalentTech).

Согласно опросам (Исследование «HR-шторм. Часть 2. Вызовы второй половины 2022 и планы на 2023», организатор: IТ-холдинг TalentTech, 2) опрос Atsearch и «Сбер.Здоровье»), всё больше внимания на рынке труда уделяется корпоративной идентичности и самопрезентации компании для текущих и потенциальных сотрудников: 53% опрошенных представителей бизнеса ставят в приоритет развитие внутреннего HR-бренда. Это означает, что нынешнего соискателя одной хорошей зарплатой не заманишь. В 2023 году достойное финансовое поощрение – обязательное, но недостаточное условие для того, чтобы член команды хотел закрепиться на своём рабочем месте. Ему важно быть частью общего дела, разделять философию и ценности компании, работать во имя общего блага в дружном и нетоксичном коллективе. Работа отныне должна быть предметом личной гордости, а не местом, где отбывают повинность, и здесь владельцам бизнеса есть над чем потрудиться, потому что сколько ни тверди о важности своей миссии на собраниях – насильно мил не будешь.

Всё это отражено в статистике (Исследование «HR-шторм. Часть 2. Вызовы второй половины 2022 и планы на 2023», организатор: IТ-холдинг TalentTech, 2) опрос Atsearch и «Сбер.Здоровье») ключевых задач HR-департаментов, где значатся и психологический комфорт коллектива (21%), и адаптация новичков (20%), и развитие проектов well-being (10%).

Душа спокойна

Психологическое состояние и поддержка сотрудников, или well-being (англ. благополучие) – ещё один важный HR-тренд 2023 года. В непростые времена на рынке труда важно дать каждому участнику рабочего коллектива ощущение спокойствия, стабильности и единения с командой. Именно это чувство опоры, с точки зрения психологов, создаёт благодатную почву для эффективного выполнения сотрудником его обязанностей. Неудивительно, что компании в 2023 году планируют расширять корпоративные программы ДМС, включая в них регулярные сессии с психологом, или же внедряют иные способы психологической помощи – о таких намерениях заявили 43% компаний в опросе Atsearch и «Сбер.Здоровье».

благополучие сотрудников

Наполнение программ well-being вариативно и во многом зависит от специфики бизнеса, равно как и от размера компании:

– 32% уже пользуются услугами психологов и планируют пользоваться в дальнейшем;
– 28% популяризируют среди коллег спортивные марафоны;
– 27% в качестве моральной поддержки предоставляют сотрудникам дополнительные дни отдыха.

Среди прочих мер психологической стабилизации коллектива популярны клубные карты в спортзал, скидки на продукцию компании и партнёрские скидки, компенсация расходов на питание и транспорт, страхование жизни и юридические консультации по личным вопросам. Всё больше предприятий организуют «кафетерий льгот» – систему поддержки, при которой сотрудник сам выбирает важные для него методы поощрения из перечня доступных.

И на рынке труда наступят времена почище

Вполне вероятно, что в ближайший год мы увидим трансформацию на рынке труда похлеще той, что принёс COVID-19.

Наука – двигатель прогресса, а кризис – двигатель бизнеса. Уже очевидно, что события последних лет сделали для развития HR в России больше, чем несколько десятилетий до этого. Компании из самых разных отраслей берут курс на удержание кадров и масштабируют лояльное отношение к персоналу. Вынужденная сосредоточенность на внутреннем рынке – вызов для отечественного бизнеса, и каждая компания справляется с ним по-своему, применяя собственный комплекс креативных решений.

Внимание на рынке труда в 2023 году будет направлено на подбор и удержание сотрудников, формирование надёжного костяка компании, устойчивого к кризисам. Такие отраслевые HR-платформы, как «Зооинформ. Работа», упрощают поиск работы соискателям и набор персонала работодателям. Набирает обороты тренд на обучение, мотивирование и поддержку команды. Освободившиеся в результате массового оттока кадров рабочие места будут предложены льготным категориям граждан, а это имеет и сильный социальный аспект, и перспективу.

Справится ли рынок труда с новыми реалиями в 2023 году или через год нам понадобится новое переформатирование? Время всё расставит на свои места.