Поиск

Рынок зоотоваров: главные российские тренды в 2021 году

Рынок зоотоваров

Текст: Александр Колчин

На развитие российской зооиндустрии в 2021 году оказывали влияние многие тренды. Большинство из них имеют распространение во всём мире, но есть и локальные особенности. Развитие отрасли и расширение рынка зоотоваров в прошлом году определяли продолжающаяся гуманизация зооиндустрии, увеличение популяции домашних питомцев в мире, развитие e-commerce, локализация производства, повышение потребительской требовательности к продуктам и рост экспорта кормов для непродуктивных животных из России.

Гуманизация продолжает задавать темп отрасли

Самым значительным трендом 2021 года можно назвать дальнейшее развитие гуманизации в мире, которая оказала большое влияние на рынок зоотоваров. Отношение к домашним животным изменяется, владельцы очеловечивают любимцев, считают их членами семьи, а себя часто называют «родителями» питомцев. В России, по данным исследования Mars Petcare, в крупных городах с населением больше 1 млн человек членами семьи собак и кошек считает уже больше 90% владельцев домашних животных. Самый высокий процент «родителей животных» в Москве – 98%.

Отношение к питомцам в России
(по данным Mars Petcare)
44% Член семьи 34%
24% Друг/компаньон 36%
19% Ребёнок 15%
12% Просто животное 14%

В прошлом году взлёт тренда мотивировал российских законодателей на разработку и обсуждение ряда законов по содержанию и разведению животных, ветеринарной деятельности. Госдумой был принят ряд законопроектов о животных. Президент дал более 10 поручений Правительству в этой сфере.

pet-friendly
Развитие pet-friendly культуры (по данным зарплата.ру)

Запрет импорта кормов в Россию, проблемы с доступностью путешествий с питомцами, желание «родителей» животных чаще быть со своими «детьми» дома, на работе и в общественных местах сконцентрировали внимание общества на исчезновении с полок зоомагазинов импортных кормов, авиаперевозке животных, развитии cat-friendly клиник и pet-friendly мест в городах России.

Давление общественного мнения на государственные и бизнес-структуры часто ускоряло решение вопросов, связанных с развитием гуманного отношения к питомцам.

Российские «родители» животных стали внимательнее к любимцам: 71% россиян тратят до 5 тысяч в месяц на содержание животных, 19% — до 10 тысяч. В 2021 году, по данным «Российской газеты», число посещений ветеринарных клиник выросло на 18%, а покупок в зоомагазинах на 54%. Постепенно растёт число pet-friendly офисов в России.

Затраты россиян на содержание домашних питомцев
(по данным Банка «Открытие»/ компании «Росгосстрах»)
до 5 тыс. р. 5–10 тыс. р. 10–20 тыс. р. 20–30 тыс. р. 30–50 тыс. р. от 50 тыс. р.
71% 19% 6% 2% 1% 2%

Рынок зоотоваров: влияние роста популяции домашних животных

Продолжается рост численности питомцев. Россия сохранила третье место в рейтинге стран по количеству кошек и переместилась с шестого на четвёртое место по числу собак. Рост популяции происходит за счёт новых владельцев домашних животных и увеличения числа питомцев в семьях. Основной вклад в рост количества домашних животных вносят населённые пункты с числом жителей менее 500 тысяч и сельская местность.

Рынок зоотоваров
Популяция собак и кошек в России (исследование Mars Petcare)

Увеличение числа домашних питомцев усиливает потребности в товарах и услугах для животных. Рост российского рынка зоотоваров в 2021 году, по оценке компании Euromonitor, составил 7,7%, а его объём достиг 265 млрд рублей в ценах 2021 года.

E-commerce ломает стереотипы

На рынке зоотоваров продолжает развиваться онлайн-торговля. Доля продаж продукции для животных в интернете в России в середине 2021 года оценивалась в 5,1% (NielsenIQ). Наращивают объёмы продаж зоотоваров маркетплейсы и неспециализированные интернет-магазины. Например, доля зоотоваров в общем обороте Vprok.ru в 2021 году достигла 2,1%, а количество SKU с 2019 года увеличилось в шесть раз и составило почти 6500 наименований.

Доля онлайн-продаж
(по данным NielsenIQ)
Корма для кошек 4,5%
Корма для собак 13,7%
Наполнители для кошачьих туалетов 9,6%
2,6% Лакомства для домашних животных

Онлайн в России ломает стереотипы в отношении основных пользователей онлайн-шопинга. Интернет-покупки привлекли значительную часть аудитории из числа представителей поколения 65+. По данным компании NielsenIQ, уже пятую часть продаж крупнейших онлайн-ретейлеров сегодня обеспечивают именно эти покупатели.

Рынок зоотоваров и рост потребительской компетентности

В мире и в России растёт число владельцев животных, которые уделяют серьёзное внимание качеству продуктов для домашних питомцев, их качеству, составу, влиянию на здоровье питомцев. При выборе питания для своих любимцев владельцы в России стали чаще ориентироваться на репутацию торговой марки на рынке зоотоваров, состав продукта и рекомендацию ветеринарного врача. Ценовые факторы в рейтинге причин выбора того или иного корма для питомцев — на самых последних местах.

Многие поклонники здорового образа жизни (ЗОЖ) среди владельцев животных стремятся перенести принципы здорового питания на своих любимцев. При выборе рационов для них «родители» животных всё чаще обращаются к полнорационным промышленным продуктам, свежим и сырым кормам, вегетарианским брендам в соответствии со своими представлениями о здоровой еде.

На что ориентируются владельцы собак и кошек
(исследование MarsPetcare)
Корм определённой марки 60% 54% 55% 45% 34% 31%
Хороший состав 53% 50% 43% 46% 44% 53%
Рекомендация ветврача 33% 34% 32% 31% 27% 35%
Москва Санкт-Петербург Города 1 млн+

Владельцы животных сегодня тщательно изучают вопросы, связанные с содержанием домашних животных, их питанием и здоровьем. Интернет, советы ветеринарных специалистов, социальные сети, форумы и блогеры – лидеры среди «главных консультантов» при поиске нужных сведений о домашних любимцах.

Сделано в России. Локализация производства

тренды зообизнеса 2022
Исследование Mars Petcare

В 2021 году острым вопросом для выживания отрасли стал импорт кормов и кормовых добавок в Россию. Обнаружение Россельхознадзором в кормах незарегистрированных ГМО, отсутствие прослеживаемости ингредиентов на европейских и американских производствах, несоответствие содержания продуктов заявленному составу поставили рынок зоотоваров и владельцев питомцев в сложное положение. Одним из выходов из тяжёлой ситуации стала локализация производства в России.

Промышленная база для производства кормов в России увеличилась на 56 тысяч тонн в год: в 2021 году были построены два крупных завода по производству кормов Fava (18 тысяч тонн) и AlphaPet (38 тысяч тонн).

Помимо развития российских марок и производства, активизировался перенос кормов западных брендов в Россию. Так, например, было перенесено производство части продуктов торговой марки Brit с заводов компании Vafo Praha на российские предприятия Provimi и Елецкий мясокомбинат.

Производство кормов западных брендов в России – одно из перспективных направлений развития кормового рынка в стране, которое поможет сохранить ассортиментное разнообразие на полках отечественных зоомагазинов.

Развитие экспорта кормов на рынке

По данным информационно-аналитического агентства INFOLine, производство кормов в России за первые 10 месяцев 2021 года выросло на 10% (по данным компартии Altech, мировое производство кормов для домашних животных увеличилось на 8,2%). Основными причинами роста производства аналитики INFOLine назвали расширение сырьевой базы и рост потребления на фоне ограничения импорта, конкурентную цену отечественной продукции на внутреннем рынке зоотоваров и развитие экспорта.

Увеличение внутреннего производства кормов для домашних животных позволило увеличить их экспорт в страны СНГ, Европы и Азии. Всего за 2021 год было экспортировано кормов российского производства на $201 млн более чем в 30 стран мира.

Экспорт кормов для домашних животных
(по данным Федерального центра развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России)
  $ (млн)
Всего экспорт в 30+ стран мира 201
Республика Беларусь 61
Казахстан 32
Германия 22
Украина 21
Франция 20
Испания 0,52
Швеция 0,08
Финляндия 0,06
Гонконг 0,02
Прочие страны 44