Рынок зоотоваров: главные российские тренды в 2021 году

3

На развитие российской зооиндустрии в 2021 году оказывали влияние многие тренды. Большинство из них имеют распространение во всём мире, но есть и локальные особенности. Развитие отрасли и расширение рынка зоотоваров в прошлом году определяли продолжающаяся гуманизация зооиндустрии, увеличение популяции домашних питомцев в мире, развитие e-commerce, локализация производства, повышение потребительской требовательности к продуктам и рост экспорта кормов для непродуктивных животных из России.

Гуманизация продолжает задавать темп отрасли

Самым значительным трендом 2021 года можно назвать дальнейшее развитие гуманизации в мире, которая оказала большое влияние на рынок зоотоваров. Отношение к домашним животным изменяется, владельцы очеловечивают любимцев, считают их членами семьи, а себя часто называют «родителями» питомцев. В России, по данным исследования Mars Petcare, в крупных городах с населением больше 1 млн человек членами семьи собак и кошек считает уже больше 90% владельцев домашних животных. Самый высокий процент «родителей животных» в Москве – 98%.

Отношение к питомцам в России
(по данным Mars Petcare)
44% Член семьи 34%
24% Друг/компаньон 36%
19% Ребёнок 15%
12% Просто животное 14%

В прошлом году взлёт тренда мотивировал российских законодателей на разработку и обсуждение ряда законов по содержанию и разведению животных, ветеринарной деятельности. Госдумой был принят ряд законопроектов о животных. Президент дал более 10 поручений Правительству в этой сфере.

pet-friendly
Развитие pet-friendly культуры (по данным зарплата.ру)

Запрет импорта кормов в Россию, проблемы с доступностью путешествий с питомцами, желание «родителей» животных чаще быть со своими «детьми» дома, на работе и в общественных местах сконцентрировали внимание общества на исчезновении с полок зоомагазинов импортных кормов, авиаперевозке животных, развитии cat-friendly клиник и pet-friendly мест в городах России.

Давление общественного мнения на государственные и бизнес-структуры часто ускоряло решение вопросов, связанных с развитием гуманного отношения к питомцам.

Российские «родители» животных стали внимательнее к любимцам: 71% россиян тратят до 5 тысяч в месяц на содержание животных, 19% — до 10 тысяч. В 2021 году, по данным «Российской газеты», число посещений ветеринарных клиник выросло на 18%, а покупок в зоомагазинах на 54%. Постепенно растёт число pet-friendly офисов в России.

Затраты россиян на содержание домашних питомцев
(по данным Банка «Открытие»/ компании «Росгосстрах»)
до 5 тыс. р. 5–10 тыс. р. 10–20 тыс. р. 20–30 тыс. р. 30–50 тыс. р. от 50 тыс. р.
71% 19% 6% 2% 1% 2%

Рынок зоотоваров: влияние роста популяции домашних животных

Продолжается рост численности питомцев. Россия сохранила третье место в рейтинге стран по количеству кошек и переместилась с шестого на четвёртое место по числу собак. Рост популяции происходит за счёт новых владельцев домашних животных и увеличения числа питомцев в семьях. Основной вклад в рост количества домашних животных вносят населённые пункты с числом жителей менее 500 тысяч и сельская местность.

Рынок зоотоваров
Популяция собак и кошек в России (исследование Mars Petcare)

Увеличение числа домашних питомцев усиливает потребности в товарах и услугах для животных. Рост российского рынка зоотоваров в 2021 году, по оценке компании Euromonitor, составил 7,7%, а его объём достиг 265 млрд рублей в ценах 2021 года.

E-commerce ломает стереотипы

На рынке зоотоваров продолжает развиваться онлайн-торговля. Доля продаж продукции для животных в интернете в России в середине 2021 года оценивалась в 5,1% (NielsenIQ). Наращивают объёмы продаж зоотоваров маркетплейсы и неспециализированные интернет-магазины. Например, доля зоотоваров в общем обороте Vprok.ru в 2021 году достигла 2,1%, а количество SKU с 2019 года увеличилось в шесть раз и составило почти 6500 наименований.

Доля онлайн-продаж
(по данным NielsenIQ)
Корма для кошек 4,5%
Корма для собак 13,7%
Наполнители для кошачьих туалетов 9,6%
2,6% Лакомства для домашних животных

Онлайн в России ломает стереотипы в отношении основных пользователей онлайн-шопинга. Интернет-покупки привлекли значительную часть аудитории из числа представителей поколения 65+. По данным компании NielsenIQ, уже пятую часть продаж крупнейших онлайн-ретейлеров сегодня обеспечивают именно эти покупатели.

Рынок зоотоваров и рост потребительской компетентности

В мире и в России растёт число владельцев животных, которые уделяют серьёзное внимание качеству продуктов для домашних питомцев, их качеству, составу, влиянию на здоровье питомцев. При выборе питания для своих любимцев владельцы в России стали чаще ориентироваться на репутацию торговой марки на рынке зоотоваров, состав продукта и рекомендацию ветеринарного врача. Ценовые факторы в рейтинге причин выбора того или иного корма для питомцев — на самых последних местах.

Многие поклонники здорового образа жизни (ЗОЖ) среди владельцев животных стремятся перенести принципы здорового питания на своих любимцев. При выборе рационов для них «родители» животных всё чаще обращаются к полнорационным промышленным продуктам, свежим и сырым кормам, вегетарианским брендам в соответствии со своими представлениями о здоровой еде.

На что ориентируются владельцы собак и кошек
(исследование MarsPetcare)
Корм определённой марки 60% 54% 55% 45% 34% 31%
Хороший состав 53% 50% 43% 46% 44% 53%
Рекомендация ветврача 33% 34% 32% 31% 27% 35%
Москва Санкт-Петербург Города 1 млн+

Владельцы животных сегодня тщательно изучают вопросы, связанные с содержанием домашних животных, их питанием и здоровьем. Интернет, советы ветеринарных специалистов, социальные сети, форумы и блогеры – лидеры среди «главных консультантов» при поиске нужных сведений о домашних любимцах.

Сделано в России. Локализация производства

тренды зообизнеса 2022
Исследование Mars Petcare

В 2021 году острым вопросом для выживания отрасли стал импорт кормов и кормовых добавок в Россию. Обнаружение Россельхознадзором в кормах незарегистрированных ГМО, отсутствие прослеживаемости ингредиентов на европейских и американских производствах, несоответствие содержания продуктов заявленному составу поставили рынок зоотоваров и владельцев питомцев в сложное положение. Одним из выходов из тяжёлой ситуации стала локализация производства в России.

Промышленная база для производства кормов в России увеличилась на 56 тысяч тонн в год: в 2021 году были построены два крупных завода по производству кормов Fava (18 тысяч тонн) и AlphaPet (38 тысяч тонн).

Помимо развития российских марок и производства, активизировался перенос кормов западных брендов в Россию. Так, например, было перенесено производство части продуктов торговой марки Brit с заводов компании Vafo Praha на российские предприятия Provimi и Елецкий мясокомбинат.

Производство кормов западных брендов в России – одно из перспективных направлений развития кормового рынка в стране, которое поможет сохранить ассортиментное разнообразие на полках отечественных зоомагазинов.

Развитие экспорта кормов на рынке

По данным информационно-аналитического агентства INFOLine, производство кормов в России за первые 10 месяцев 2021 года выросло на 10% (по данным компартии Altech, мировое производство кормов для домашних животных увеличилось на 8,2%). Основными причинами роста производства аналитики INFOLine назвали расширение сырьевой базы и рост потребления на фоне ограничения импорта, конкурентную цену отечественной продукции на внутреннем рынке зоотоваров и развитие экспорта.

Увеличение внутреннего производства кормов для домашних животных позволило увеличить их экспорт в страны СНГ, Европы и Азии. Всего за 2021 год было экспортировано кормов российского производства на $201 млн более чем в 30 стран мира.

Экспорт кормов для домашних животных
(по данным Федерального центра развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России)
$ (млн)
Всего экспорт в 30+ стран мира 201
Республика Беларусь 61
Казахстан 32
Германия 22
Украина 21
Франция 20
Испания 0,52
Швеция 0,08
Финляндия 0,06
Гонконг 0,02
Прочие страны 44

 

Перейти на страницу автора

Подпишитесь на наш телеграм-канал и получайте важные отраслевые новости в удобном для вас формате.
Оценить материал
Нравится
Нравится Поздравляю Сочувствую Возмутительно Смешно Задумался Нет слов
3
Теги

Подписка на журнал

Зообизнес в России


Первый российский журнал для тех, кто работает в сфере торговли зоотоварами и услуг для животных. Здесь печатаются аналитические материалы, информация о современных технологиях производства товаров для животных, сообщения о новых продуктах, событиях отрасли, статьи о фирмах, обзоры зарубежных профессиональных журналов и многое другое.


Оформить подписку

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Close