Рынок зоотоваров активно растёт год от года. Согласно данным аналитиков из организации Euromonitor, объёмы продаж кормов, препаратов и принадлежностей для животных на территории России сохраняют динамику роста выше мировых показателей. При этом одним из главных трендов ретейла стали онлайн-продажи.
Рынок зоотоваров в РФ и в мире: соотношение статистики
Показатели в России | ||
Год | Рост продаж (%) | Оборот (руб.) |
2020 | 7,9% | ₽246,2 млрд |
2021 | 7,7% | ₽265,1 млрд |
2022 | 6,1% | ₽281,2 млрд |
Показатели в мире | ||
Год | Рост продаж (%) | Оборот (долл.) |
2020 | 7,2% | $145,8 млрд |
2021 | 5,4% | $153,6 млрд |
2022 | 4,4% | $160,5 млрд |
Таким образом, динамика роста продаж товаров для животных замедлилась как на территории Российской Федерации, так и во всём мире. Зоотовары активно пользуются спросом, а приток покупателей увеличивается, но не в таком высоком темпе, как в предыдущие годы.
Рынок зоотоваров: динамика сегментов
Пандемия оказала большое влияние на рынок зоотоваров: из-за увеличения числа питомцев в период пандемии выросла потребность приобретать больше разнообразной продукции для животных. Сыграла роль и тенденция к гуманизации любимцев: владельцы питомцев придают высокое значение здоровью и благополучию своих четвероногих друзей, покупая им качественные вещи и рационы.
Корма и лакомства
На рынке зоотоваров ежегодно расширяется ассортимент сухих и влажных кормов, а также лакомств для питомцев. В последнее время набирают популярность вегетарианские продукты для кошек и собак, которые изготавливаются на основе инсектопротеинов, полученных при переработке насекомых. Распространению вегетарианских рационов способствует растущий спрос на экологически чистые продукты.
Согласно прогнозам аналитиков из компании Future Market Insights, мировой оборот продукции с инсектопротеинами увеличится до $17,29 млрд к 2031 году.
Ветпрепараты
В 2021 году из-за инфляции произошёл рост рынка ветеринарных лекарств. В соответствии с данными аналитической компании RNC Pharma, объём рознично-коммерческого оборота ветеринарных ЛП в России составил 18,5 млрд рублей в период с января по октябрь 2021-го.
При этом динамика в минимальных единицах дозирования (МЕД) с января–октября 2020 года просела на 6,3%. В сравнении с данными сентября 2020-го продажи сократились на 8,4% (руб.) на 6,8% (МЕД).
Особенность сегмента в том, что спрос на медикаменты падает к концу года, в то время как весной и осенью наблюдается пик покупок. На продажи препаратов для животных повлияла и вторая волна COVID-19, спровоцировавшая увеличение спроса на отдельные виды ЛП.
Средства по уходу
Это шампуни, дезинфицирующая продукция для домашних животных и мест их содержания, средства для поддержания гигиены рта и пр. Причём в сегменте также наблюдается тенденция формировать натуральный состав средств.
Аксессуары и «умные» товары
Можно выделить несколько условных групп этого сегмента на рынке зоотоваров: туалеты и наполнители для них, товары для здоровья (противопаразитарные средства и пр.), а также игрушки, лежанки, одежду и специальные устройства.
Рынок технологичных сервисов и гаджетов для питомцев, для которого изобрели понятие PetTech, вызывает всё больше интересов владельцев домашних животных. В сегмент входят «умные» кормушки, туалеты, а также питьевые фонтаны, системы наблюдения и пр. высокотехнологичные товары для любимцев. В Америке за 2021-й объём продаж в этой нише составил $100 млрд.
Согласно статистике компании Euromonitor, мировой оборот в сегменте PetTech увеличился на 22% с 2018-го по 2020-й, достигнув $5,5 млрд. Специалисты дают хорошие прогнозы, заверяя, что к 2027-му он достигнет объёма в $20 млрд.