Рынок зоотоваров России и мира: тенденции и перспективы

рынок зоотоваров

Рынок зоотоваров активно растёт год от года. Согласно данным аналитиков из организации Euromonitor, объёмы продаж кормов, препаратов и принадлежностей для животных на территории России сохраняют динамику роста выше мировых показателей. При этом одним из главных трендов ретейла стали онлайн-продажи.

Рынок зоотоваров в РФ и в мире: соотношение статистики

Показатели в России
ГодРост продаж (%)Оборот (руб.)
20207,9%₽246,2 млрд
20217,7%₽265,1 млрд
20226,1%₽281,2 млрд
Показатели в мире
ГодРост продаж (%)Оборот (долл.)
20207,2%$145,8 млрд
20215,4%$153,6 млрд
20224,4%$160,5 млрд

Таким образом, динамика роста продаж товаров для животных замедлилась как на территории Российской Федерации, так и во всём мире. Зоотовары активно пользуются спросом, а приток покупателей увеличивается, но не в таком высоком темпе, как в предыдущие годы.

Рынок зоотоваров: динамика сегментов

Пандемия оказала большое влияние на рынок зоотоваров: из-за увеличения числа питомцев в период пандемии выросла потребность приобретать больше разнообразной продукции для животных. Сыграла роль и тенденция к гуманизации любимцев: владельцы питомцев придают высокое значение здоровью и благополучию своих четвероногих друзей, покупая им качественные вещи и рационы.

Корма и лакомства

На рынке зоотоваров ежегодно расширяется ассортимент сухих и влажных кормов, а также лакомств для питомцев. В последнее время набирают популярность вегетарианские продукты для кошек и собак, которые изготавливаются на основе инсектопротеинов, полученных при переработке насекомых. Распространению вегетарианских рационов способствует растущий спрос на экологически чистые продукты.

Согласно прогнозам аналитиков из компании Future Market Insights, мировой оборот продукции с инсектопротеинами увеличится до $17,29 млрд к 2031 году.

Ветпрепараты

В 2021 году из-за инфляции произошёл рост рынка ветеринарных лекарств. В соответствии с данными аналитической компании RNC Pharma, объём рознично-коммерческого оборота ветеринарных ЛП в России составил 18,5 млрд рублей в период с января по октябрь 2021-го.

При этом динамика в минимальных единицах дозирования (МЕД) с января–октября 2020 года просела на 6,3%. В сравнении с данными сентября 2020-го продажи сократились на 8,4% (руб.) на 6,8% (МЕД).

Особенность сегмента в том, что спрос на медикаменты падает к концу года, в то время как весной и осенью наблюдается пик покупок. На продажи препаратов для животных повлияла и вторая волна COVID-19, спровоцировавшая увеличение спроса на отдельные виды ЛП.

Средства по уходу

Это шампуни, дезинфицирующая продукция для домашних животных и мест их содержания, средства для поддержания гигиены рта и пр. Причём в сегменте также наблюдается тенденция формировать натуральный состав средств.

Аксессуары и «умные» товары

Можно выделить несколько условных групп этого сегмента на рынке зоотоваров: туалеты и наполнители для них, товары для здоровья (противопаразитарные средства и пр.), а также игрушки, лежанки, одежду и специальные устройства.

Рынок технологичных сервисов и гаджетов для питомцев, для которого изобрели понятие PetTech, вызывает всё больше интересов владельцев домашних животных. В сегмент входят «умные» кормушки, туалеты, а также питьевые фонтаны, системы наблюдения и пр. высокотехнологичные товары для любимцев. В Америке за 2021-й объём продаж в этой нише составил $100 млрд.

Согласно статистике компании Euromonitor, мировой оборот в сегменте PetTech увеличился на 22% с 2018-го по 2020-й, достигнув $5,5 млрд. Специалисты дают хорошие прогнозы, заверяя, что к 2027-му он достигнет объёма в $20 млрд.