Поиск

Сергей Середа: «Надеемся на лучшее»

Сергей Середа

ТЕКСТ: Андрей Ситников
В апреле состоится 24-й Московский международный ветеринарный конгресс (MVC). На этот раз его гостей и компании, которые участвуют в выставочной программе, ждут существенные перемены. О них рассказал Президент MVC Сергей Владимирович Середа. Также он поделился своими мыслями о рынке ветеринарных знаний в нашей стране и об эволюции самосознания российского ветеринарного сообщества. 

 

«Зообизнес в России» («ЗвР»): Насколько оправдывает Московский ветконгресс свой международный статус? 
Сергей Середа:
Оправдывает, но не в той степени, в какой нам хотелось бы. У нас присутствуют слушатели почти из всех стран бывшего СССР и лекторы из 8–10 стран, в основном из США и Европы. Многих специалистов из дальнего зарубежья останавливает визовый режим. Заинтересовано ли наше государство в том, чтобы к нам было выгодно и удобно ехать и лекторам и слушателями, чтобы российские ветврачи впитывали передовые знания, которые можно было бы применить на благо своей страны? Очевидно, нет. Россиянину получить визу в США легче, чем американцу российскую визу. Парадокс. Поэтому у нас проблема с лекторами. Мы приглашаем ведущих зарубежных специалистов читать у нас лекции, но их отпугивают сложные визовые процедуры — они привыкли свободно перемещаться по всему миру. 

«ЗвР»: А если представить, что нет проблемы с визами, была бы научная целесообразность для европейских врачей посещать Московский ветконгресс? 
Сергей Середа: Мы получаем знания у них, а не они у нас. Лишь в отдельных аспектах мы что-то можем им дать. Например, была интересная программа лекций совместно с испанцами по дирофиляриозу, но это исключение.

«ЗвР»: Как сказываются на финансовом состоянии конгресса обстоятельства последнего времени?
Сергей Середа:
В целом отрицательно, но конгресс никогда не был убыточным. Число спонсоров остаётся стабильным, одни уходят, другие приходят. В этом году один из крупных спонсоров, вероятно, откажется от участия, хотя вопрос пока открытый. Такое его решение связано с экономической обстановкой в России. Тем не менее, конгресс всегда был вне политики. Много лет у нас проводятся дни Украины в России, и в этом году целый день будет выступать украинский лектор. MVC, в свою очередь, участвует в Львовском ветконгрессе. Но число врачей из Украины упало в десятки раз, и наши боятся ехать туда.

«ЗвР»: Не привело ли всё это к сокращению масштабов Московского ветконгресса?
Сергей Середа:
По количественным показателям последние несколько лет он примерно одинаковый. Число участников — плюс-минус 200–300 человек, эти колебания связаны в основном с экономическими факторами и, наверное, с тем, что мы, организаторы, ещё недостаточно хорошо работаем. Сегодня рост конгресса сдерживается экономическими проблемами в стране — ехать в Москву из Новосибирска и тем более, с Камчатки, стало очень дорого. Мы, как можем, смягчаем эти обстоятельства — уже 3 года не меняем ценовую политику.

«ЗвР»: Насколько важна для конгресса его выставочная программа, и какие изменения в ней грядут?
Сергей Середа:
Она важна, но нельзя забывать, что не конгресс при выставке, а выставка при конгрессе. Наша главная цель — дать знания, выставка — это сопутствующая услуга. Тем не менее, каждый год в ней принимают участие до 100 компаний. Это число не увеличивалось уже много лет, и прежде всего потому что, не хватало помещений. В этом году проблема, я надеюсь, будет решена, по крайней мере, договорённости об этом есть. На улице перед концертным залом силами специальной компании, с которой уже подписан договор, будет возведён мобильный выставочный зал, он позволит расширить выставочные площади в 2 раза — до 2 тыс. м2. Это будет временное, но тёплое помещение. В результате мы рассчитываем увеличить и число экспонентов. Окончательно нельзя утверждать, что мы это сделаем, время теперь нестабильное, загадывать наперёд нельзя, но мы надеемся на лучшее.

«ЗвР»: Много ли удаётся заработать на выставочной части конгресса?
Сергей Середа: Нет, это незначительные средства, и вообще выставка проводится не для денег. Она привлекает народ, это удобно для тех, кто приезжает на конгресс из других городов. Даже если выставочная экспозиция станет убыточной, мы всё равно будем проводить её.

«ЗвР»: Теперь о научной программе конгресса. На какие лекции вы хотели бы обратить особое внимание? 
Сергей Середа: Как всегда, несмотря ни на что, будет много иностранных докладчиков. Приедут крупнейшие учёные и врачи-практики из Англии, Германии, Франции, Эстонии, Польши, Украины и США. Американский профессор Рональд Кох целый день будет читать «Основы акупунктуры в ветеринарии», эта тема никогда не звучала в России. У нас много говорят об акупунктуре, и кто-то пытается применять её, но в основном это самоучки. Мы лишь обозначим тему, как в своё время обозначили тему стоматологии. Нам тогда говорили, мол, зачем ерундой занимаемся, а теперь только ленивый не оказывает полноценные стоматологические услуги. Акупунктура до сих пор даже в российской медицине воспринимается скептически, а про ветеринарию и говорить не приходится. Мы хотим показать, что это научно-обоснованная и эффективная технология, просто ей нужно серьезно заниматься. Другие американские лекторы будут вести секции урологии, гастроэнтерологии, ортопедии и кардиологии. Профессор Майкл Дей из Великобритании читает лекции об инфекционных заболеваниях собак и кошек, поляк Ержи Гавор, президент FECAVA, прочитает курс ветеринарной стоматологии.

После трёхлетнего перерыва мы вновь пригласили Светлану Белову из Эстонии, вместе со своими учениками она будет вести секцию дерматологии. Любопытно взглянуть ретроспективно на развитие дерматологии на постсоветском пространстве. В 1998 году мы пригласили выступить на конгрессе французского дерматолога Карлотти, Белова стала его ученицей. Потом у неё училась Кузнецова, а у той выросли уже свои ученики. Вот так почти за 20 лет возникла школа дерматологии, начало которой было положено на Московском ветконгрессе.

Секции офтальмологии, анестезиологии, онкологии и паразитологии будут вести российские лекторы. Кстати, паразитологии на этот раз будет отдан целый день, никогда прежде мы не уделяли столько времени этой теме. В новом формате — с элементами игры — попробуем провести лекции по лабораторной диагностике. Вести эту секцию будет доцент Белановская.

«ЗвР»: Тем не менее, не все темы конгресса «выстреливают», на некоторых лекциях залы полупустые. Как это можно объяснить? 
Сергей Середа: Да, такое бывает. В 2014 году мы привезли замечательных докладчиков во главе с президентом Ордена ветеринарных врачей Франции Мишелем Бисье, которые рассказывали о статутарных организациях в ветеринарии. Это некоммерческие профессиональные объединения, которым государство делегировало право регулирования определённого вида деятельности — лицензирование, контроль за профессиональным образованием и так далее. Но народу было человек 15. А ведь это сегодня самая животрепещущая для нас тема. Если мы не пойдем по европейскому пути, анархия на рынке продолжится. У нас нет регулятора, никто не контролирует клиники, у нас нет профессиональных стандартов. Вот мы и пригласили французов, чтобы они рассказали, как это все сделать.

«ЗвР»: А разве Ассоциация практикующих ветеринарных врачей, которую вы возглавляете, не может всем этим заниматься? 
Сергей Середа:
В Европе такие организации, как наша, называют техническими, они проводят конференции, налаживают контакты с зарубежными коллегами и тому подобное. А статутарная организация — это регулятор, игнорировать стандарты и требования которого нельзя, членство в такой организации не добровольное, а обязательное, по крайней мере, во Франции именно так. Мы хотели, чтобы коллеги услышали о таких организациях, о том, как они создаются и работают. Но люди не пришли. Мы конечно тоже виноваты, реклама лекций была явно недостаточной. Но главная причина, думаю, — в низкой сознательности нашего ветеринарного сообщества, в разрозненности, в местечковости наших интересов, в нежелании объединяться и проводить согласованную политику. Надеюсь, мы вернёмся к этой теме в будущем.

«ЗвР»: Как появляются темы конгресса, имеют ли они прямую связь с лечебной деятельностью ветклиник, учитывают ли программы других ветеринарных мероприятий? 
Сергей Середа:Специальной методики составления программы конгресса нет, мы ориентируемся главным образом на то, какие лекции и лекторы есть на рынке, какие темы востребованы на других ветеринарных мероприятиях, это и даёт возможность оценивать потребности ветеринарных клиник в знаниях. Мы действуем рыночными методами — изучаем спрос и предложение. Например, в России не читают серьёзные лекции по паразитологии, поэтому мы проводим такую секцию. По другим темам лекций достаточно, но, к сожалению, их зачастую читают непрофессиональные люди. А молодые врачи, которые не разбираются в предмете, начинают верить этим лекторам и лечат, как им читают. Поэтому мы стараемся приглашать людей проверенных. В этом году стоматологию, например, читает Ержи Гавор, который известен во всей Европе.

У нас никогда не было и не будет лекций по гомеопатии, потому что мы — конгресс доказательной медицины, а гомеопатия к ней не имеет отношения.

«ЗвР»: Как сегодня устроен и функционирует в России рынок передачи знаний в ветеринарной отрасли?
Сергей Середа: У нас есть два основных мероприятия на всю страну — это наш конгресс и Национальная ветеринарная конференция (NVC). Также есть множество локальных мероприятий. В Петербурге их несколько, но, к сожалению, там много некачественного материала. Отслеживать такие явления как раз и должен регулятор. Есть в Петербурге «Балтийский форум», который в этом году был неплохой, и по тематике и по организации, но основная его аудитория — государственные ветслужбы, поэтому нельзя сказать, что это конгресс по мелким домашним животным. Доктор Сотников проводит «Санкт-Петербургскую ветеринарную терапевтическую конференцию». У меня к ней двойственное отношение, и сотрудничество с ней у NVC и MVC не получается. Может время ещё не пришло. Также есть множество обучающих мероприятий в других городах — в Екатеринбурге проводит конференцию доктор Кузнецов, это локальная, но очень качественная конференция. В Ростове-на-Дону уже нет Южно-Русского ветконгресса, а жаль. Вице-губернатор Ростовской области сделал большую государственную глупость — сначала он помогал Ермакову и Карташову создать замечательное мероприятие, и оно начало набирать силу, но потом в один момент передумал. Есть документы, которые подтверждают, что врачам было категорически запрещено посещать этот конгресс. Более того, руководство ветеринарии Ростовской области запретило врачам ездить на ветконференции в Москву — «В связи со сложной эпизоотической ситуацией в Ростовской области ….», мол, им надо здесь быть, а не ездить за знаниями.

«ЗвР»: Изменилось ли самочувствие Московского ветконгресса с появлением его прямого конкурента NVC?
Сергей Середа: Конечно. Это заставило нас лучше работать. Раньше мы были единственным мероприятием подобного масштаба, а теперь должны быть в тонусе. В целом я оцениваю NVC положительно. Сегодня это качественное и очень важное мероприятие для ветеринарии.

«ЗвР»: Что будет дальше на рынке ветеринарных знаний? 
Сергей Середа: Думаю, что в следующие 5–6 лет очень многое поменяется, и изменения будут позитивными. В будущем я вижу только два крупных мероприятия, которые уже есть сегодня. Но двух больших конгрессов для нашей страны недостаточно. В ближайшие годы на рынке появятся новые сильные люди, которые вольются в уже существующие проекты или сделают что-то свое. Это люди, которые не хлебнули советского прошлого, я их вижу и знаю, им сейчас примерно по 30 лет. Они в настоящее время растут профессионально и у них растут амбиции. Вообще, всё, что появляется в нашей отрасли, связано с конкретными людьми, которые стали лидерами. Сначала Середа с Ткачевым организовали MVC, потом свои проекты создали доктор Тиханин и доктор Сотников в Петербурге, в Казани есть Равилов, он проводит конференцию, за ним ветклиника «Солнышко» там же организовала что-то своё, и наконец, Мендоса начал проводить NVC. Но есть большая проблема — разобщенность между нами. Отношения групп и группировок ветврачей — это слепок того, что происходит в стране. Как не могут объединиться демократические партии, так и MVC не может объединиться с NVC, Равилов с «Солнышком», Сотников с Тиханиным. Почему так происходит? Менталитет у нас такой. И нет ещё человека, который нас объединит. Но он обязательно проявится, он уже где-то есть.

«ЗвР»: Пусть медленно, но ведь идёт процесс улучшения качества работы ветклиник и врачей, постепенно сплачиваются ряды ветеринарного сообщества, и Московский ветконгресс вносит в эти процессы свою большую лепту. 
Сергей Середа: Конечно, вносит, вот уже в 24 раз будет вносить. В этом году мы проведём встречу выпускников Санкт-Петербургской ветакадемии. Это будет первый шаг к сотрудничеству конгресса со старейшим в России отраслевым вузом с огромной научной школой. В следующем году сделаем такой же день и для Московской ветеринарной академии. Влияем мы и на жизни отдельных врачей. Пару лет назад «Золотой скальпель» получил доктор из ветклиники в городе Ливны Орловской области. Недавно он позвонил мне и сказал: «Жизнь изменилась. И бизнес по-другому начал развиваться». И он не один такой. Я не знал этого человека, случайно оказался в этом городе, случайно зашел в его клинику, случайно начал общаться с ним. Сколько таких случайностей в России? Мы не можем всех врачей отследить, потому что опять-таки у нас нет регулятора и составленного им реестра ветклиник. Наши государственные и общественные инстанции не знают, сколько в стране ветеринарных врачей и клиник в частном секторе. Мы, конечно, движемся к созданию статутарной организации, но очень медленно. В государственных кабинетах ничего не происходит, так же как и в ветеринарном образовании. Нужна личность, которая нас объединит. Главное требование к этому человеку — чтобы умел говорить и договариваться с властью. В нашей стране можно что-то сделать, только с помощью государства.