Поиск

Судебные иски ФАС на право кошек иметь свой коронавирус

Текст: Александр Колчин

ФАС России возбудила ряд дел по факту распространения рекламы ветеринарных клиник, предлагавших услуги диагностики и лечения коронавируса у кошек и собак

Федеральная антимонопольная служба считает данную рекламу недобросовестной. В ней московские и региональные ветклиники предлагали провести тесты на коронавирус у кошек и собак, а также вакцинировать или вылечить домашних животных от этой болезни. Данные о такой рекламе ФАС предоставило ООО «Яндекс», промониторив интернет-ресурсы на определённые сочетания слов через «Яндекс.Директ».

Удивление этот факт вызывает потому, что многие ветеринарные клиники в стране уже много диагностируют и лечат коронавирус кошек и собак и дают соответствующую рекламу об этом. Так, например, Московское УФАС в определении о возбуждении производства в отношении одной из ветеринарных клиник Москвы указало, что реклама, которую считают некорректной из-за использования в ней слова «коронавирус», распространялась в системе «Яндекс.Директ» в период с апреля 2019 года, то есть началось это больше года назад, когда ни о какой пандемии не было и речи. Ирина Абутова, управляющая сетью ветклиник имени Е. Мамоновой из Тюмени, которая тоже получила постановление о возбуждении дела по факту недобросовестной рекламы, говорит о том, что клиника размещала такую рекламу в январе 2019 года, когда о пандемии ещё никто не слышал. «Мы давно работаем с коронавирусами кошек, диагноз ставим на основании анализа ПЦР, который делаем в „Инвитроˮ, – говорит Ирина. – Никогда прежде никаких упреков со стороны ФАС в нашу строну не было».

Коронавирус у собак впервые был обнаружен в 1974 году в Германии, у кошек был идентифицирован в 1978 году в Нидерландах. То есть коронавирусы кошек и собак были описаны раньше, чем впервые обнаруженный коронавирус человека (SARS-CoV). Существование кошачьего FCov является научным фактом: он зарегистрирован Международным комитетом по таксономии вирусов (ICTV), может иметь как кишечную форму, так и форму, из которой потом может развиться инфекционный перитонит кошек. Помимо этого, известно, что диагностические методы и системы для определения коронавирусных инфекций животных разработаны ещё в прошлом веке и применяются в ветеринарной практике довольно давно.

Но, несмотря на всё это, ФАС считает, что именно сейчас слово «коронавирус», пусть и в старой рекламе, говорит о желании ветеринарных клиник получить выгоду от сложившейся ситуации и нажиться на страхах, связанных с пандемией.

В настоящее время ветклиники собирают необходимые документы для доказательства своей правоты, юристы штудируют научные работы по вирусологии, а кошки продолжают болеть «своим коронавирусом», в который не верит антимонопольное ведомство.

Чтобы ситуация с исками ФАС к ветеринарным клиникам не переросла в фарс, общественные ветеринарные организации, СПЗ и отраслевое информационное агентство «Зооинформ» направили в адрес руководителя Федеральной антимонопольной службы РФ Игоря Артемьева письмо, в котором просят оказать содействие в прекращении дел региональных УФАС в отношении ветеринарных клиник. Просят обязать опровергнуть публикации в СМИ, в которых от лица ФАС и региональных управлений все ветеринарные клиники обвинялись в недобросовестных действиях, обязать откорректировать материалы о коронавирусе кошек и собак на сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве, а также скорректировать формулировки, которые касаются ветеринарных клиник и врачей.

Письмо подписали:

Е. Н. Бурмистров, президент Национальной ветеринарной палаты;
К. И. Дмитриев, председатель правления Союза предприятий зообизнеса;
А. М. Ермаков, президент Донской ассоциации ветеринарных врачей мелких домашних животных, д. в. н., профессор;
Т. В. Катасонова, издатель журнала «Современная ветеринарная медицина»;
В. С. Кузнецов, президент Уральской ассоциации практикующих ветеринарных врачей, к. в. н.;
Д. А. Милютин, председатель Карельской региональной общественной организации развития ветеринарной медицины;
А. В. Паламарчук, председатель Ассоциации ветеринарных клиник Санкт-Петербурга;
С. А. Плеских, президент Кубанской гильдии практикующих ветеринарных врачей, к. в. н.;
В. Я. Подолянов, президент Оренбургской ассоциации практикующих ветеринарных врачей;
Р. Х. Равилов, президент Гильдии практикующих ветеринарных врачей Республики Татарстан, д. в. н., профессор;
С. В. Середа, президент Ассоциации практикующих ветеринарных врачей, к. в. н.;
Г. В. Стешенко, президент Приморской Ассоциации практикующих ветеринарных врачей;
А. В. Ткачёв-Кузьмин, президент Гильдии ветеринарных врачей, к. в. н.;
Р. А. Усманов, руководитель Поволжского ветеринарного общества, к. в. н.;
С. Н. Хижняк, президент Гильдии практикующих ветеринарных врачей г. Воронежа, к. в. н.

Трудно сказать точно, с чем связан такой всплеск интереса ФАС к ветеринарным клиникам, которые диагностируют и лечат коронавирус кошек и собак. Не исключено, что это может быть связано с появлением на рынке тест-наборов для диагностики СOVID-19 у животных, разработанные специалистами ФГБУ «ВНИИЗЖ» и ФГБУ «ВГНКИ», и возможной конкуренцией в связи с этим в ветеринарной сфере. Хочется надеяться на здравомыслие государственного регулятора, который должен досконально разобраться в ситуации.