Татьяна Эглит: «Пандемия нас сплотила»

Текст: Татьяна Катасонова

Мы продолжаем «хроники кризиса» российского зообизнеса. Сегодня вести с Юга России, из Краснодара. Генеральный директор компании «Евро-Продукт- К» Татьяна Эглит и исполнительный директор Сергей Николаев рассказывают о том, как они переживают трудные времена, какие испытывают трудности, что делают для решения проблем, как меняется рынок и потребительское поведение.

– Расскажите для начала, как работает ваш офис?
Сергей Николаев. В центральном офисе всё по-прежнему, дистанционно не работает никто – все сотрудники на острие атаки. Частично на удалённую форму работы перешёл отдел импорта – это три закупщика, бридер-менеджер, периодически на «дистанционке» работает менеджер по продажам. В торговом отделе остался один человек, который выполняет бумажную работу, которую не сделаешь из дома.

– Какие меры защиты вы предприняли?
Татьяна Эглит. Мы закрыли проход на нашу территорию, попасть к нам можно только заранее согласовав встречу и соблюдая все меры безопасности – обработать руки и одежду, надеть маску. Наша уборщица работает в усиленном режиме. Теперь, помимо полов, дезинфицирующим средством обрабатываются все поверхности, которых может касаться сотрудник в офисе. И такая обработка проводится два раза в день. Все сотрудники розницы имеют защитные маски и перчатки. В магазинах выстроены специальные барьеры – покупатель не может подойти к кассе ближе, чем на полтора метра, между покупателями тоже предусмотрено такое же расстояние. На полу размещены предупреждающие знаки о соблюдении дистанции. В магазины запускаем по три человека, остальных просим ожидать снаружи. В каждой торговой точке на видном месте поставили флаконы с дезинфицирующим средством – люди могут ими воспользоваться совершенно бесплатно. Сложности с поиском масок и дезинфицирующих средств были, но мы их быстро преодолели. На складе также всем сотрудникам выданы маски и антисептики. Ни одного случая заражения в компании пока, слава богу, нет.

Сергей Николаев. Мы также оптимизировали график работы магазинов после того, как 1 апреля городские власти ввели карантин и установили время свободного перемещения внутри муниципальных округов с 10 до 16 часов. До пандемии это было самое вялое время посещения магазинов, а теперь самое активное. В соответствии с этим сократили и время работы магазинов, и количество рабочих часов для сотрудников.

– Сколько у вас сейчас магазинов, сколько из них работают? В каком эмоциональном состоянии находятся сотрудники, как они переживают эту ситуацию?
Сергей Николаев. Сейчас у нас уже 31 магазин, недавно, несмотря ни на что, открыли ещё один «Барсик». В данный момент работают 29 точек. Два магазина мы были вынуждены закрыть, в том числе один Animal Club, поскольку они находятся в торговых центрах С 1 апреля нам пришлось закрыть шесть зоомагазинов, потому что они располагались в торговых центрах, но после разъяснений от СПЗ и «Зооинформа» мы смогли открыть четыре из них, так как у магазинов были отдельные входы.

Некоторые компании в нашей отрасли стали принудительно отправлять сотрудников в неоплачиваемые отпуска. Мы решили спросить у людей, как им будет лучше в этих условиях. Кто-то, кому семейные доходы позволяют, пожелал уйти в отпуск за свой счёт, но большинство выбрали другой вариант и согласились на сокращение рабочего времени и зарплаты ради сохранения стабильного дохода. Зарплата наших продавцов складывается из почасовой оплаты и премии. Почасовая часть сократилась, но многие магазины перевыполняют план, и их сотрудники не потеряли в деньгах. Были продавцы, которые паниковали и боялись выходить на работу, но мы отнеслись к этому с пониманием и никого не уволили. Потом продавцы успокоились, стрессовая ситуация прошла, особенно когда они увидели, что мы сделали всё, чтобы обезопасить сотрудников.

Татьяна Эглит. Когда было ещё непонятно, запретят работать зоомагазинам или нет, у нас была лёгкая паника, мы приняли решение животных из наших магазинов перевезти в помещение на первом этаже офисного здания. Мы назвали его «Ноев ковчег». На площади в 50 м2 было собрано много крупных попугаев, ещё больше мелких, другие птицы, кролики, шиншиллы и так далее. И все они щебетали и кричали. Представляете, какое удручающее впечатление это производило на сотрудников? Хорошо, что это длилось недолго, как только ситуация прояснилась, всех отправили по магазинам.

– Как сейчас чувствует себя ваша розничная торговля, если можно, в цифрах, пожалуйста.
Сергей Николаев. До конца марта, как, наверное, и у многих, у нас был космический подъём продаж. Средний чек стал больше тысячи рублей, при том, что до этого он колебался в пределах 650–670 рублей. Увеличение почти на 50%. Одновременно на 21% сократилось количество чеков. То есть, люди стали приходить реже, но покупать больше. Общие показатели продаж в марте были гораздо лучше, чем даже в декабре 2019 года, когда шли акции, розыгрыши, лотереи и прочее – рост в рознице составил более 20%. Потом был провал в продажах, а со второй недели апреля начался рост. Возможно, мы подхватываем покупателей у закрывшихся торговых точек, не все зоомагазины работают в режиме карантина. Думаю, по итогам этого месяца приблизимся к объёму продаж который показали за апрель прошлого года, даже несмотря на закрытие двух магазинов, которые были одними из лучших по выручке.

– А есть данные по отдельным категориям товаров? И что происходит с покупательной способностью ваших клиентов в зоомагазинах?
Сергей Николаев. Корма, лакомства, наполнители и ветеринарные препараты превышают объёмы продаж прошлого года примерно на 20%. Значительно хуже стали продаваться аксессуары: клетки, игрушки, туалеты, ошейники и т. д. Этот сегмент упал на 40%, а в нашей рознице он составлял довольно неплохую долю. Смещения интереса покупателей в сторону продуктов эконом-класса мы не наблюдаем. Возможно, это произойдёт в мае-июне, если пандемия к этому времени не закончится. Те, у кого были деньги и кто раньше покупал дорогие зоотовары, перестали ходить по ресторанам, торговым центрам и кинотеатрам, но в зоомагазинах они не меняют своих предпочтений. Те, кто покупал продукты эконом-класса, и сейчас выбирают самые дешёвые товары или вообще ничего не покупают. Покупатели, которые и в обычное время не смотрели на цены, как правило, и в кризисы особо этим не страдают и остаются достаточно стабильными в своих предпочтениях, а все остальные, кто даже имел денежную подушку на 2-3 месяца, возможно, через какое-то время начнут экономить.

– Меняется ли ситуация в оптовых продажах? Вы же работаете и как дистрибьютор, и как сервисная компания. Все ли ваши клиенты продолжают работать?
Сергей Николаев. В марте по сравнению даже с декабрём 2019 года рост объёмов продаж в опте составил 15%. А рост продаж марта 2019 года к марту 2020 года составил 27%. С начала апреля в опте была такая же ситуация, как и в рознице. Падение оборота в опте составляет около 8% к апрелю прошлого года, но мы считаем его некритичным. Одновременно на 14% в апреле у нас увеличилась доходность продаж за счёт переоценки в марте товаров, купленных по старым ценам. Так, насколько мы знаем, поступили многие оптовики. Клиентская база выросла на 4,8%. Думаю, что в этом месяце мы покажем цифры аналогичные апрелю 2019 года. Апрельский рывок в доходности был искусственным – за счёт повышения цен, поэтому в мае, чтобы объём продаж был сопоставимым с показателями прошлого года, нам нужно будет наращивать товарооборот.

Татьяна Эглит. Мартовский всплеск продаж дал нам возможность создать подушку безопасности, позволил оглядеться и понять, что происходит. Ежедневно мы получаем данные от всех руководителей отделов. Сергей делает общую аналитику по продажам, главный бухгалтер отчитывается о движении денежных средств. И сразу же принимаем оперативные решения. Если где-то есть сокращение продаж, мы моментально принимаем меры. Сейчас очень важна оперативность – возникают нестандартные ситуации, каждый день что-то меняется, поэтому нужно быстро адаптироваться и делать правильные шаги. Мы, конечно, понимаем, насколько сложная сейчас ситуация в экономике и в нашей отрасли, но то, что происходит, очень интересно, это новый неожиданный вызов, который не даёт нам закостенеть, стимулирует думать, развиваться.

– Некоторые компании жалуются на перебои поставок из Китая. Как у вас обстоят дела с импортом из этой страны?
Сергей Николаев. Всё нормально, чему мы, честно говоря, удивляемся. Вероятно, сказывается то, что наши поставщики не находятся в горячих точках пандемии.

Татьяна Эглит. Очень приятно было получить огромную коробку масок от одного из наших китайских поставщиков. Это его характеризует не только как делового партнёра, но и как человека. Сейчас мы относимся к нему с особой теплотой, потому что он думает о нас не только как бизнесмен.

– А что происходит с импортом из Европы? Неужели не возникали проблемы на границах?
Сергей Николаев. Небольшие задержки поставок были, но потом всё наладилось. В целом по импорту мы вновь вышли на нормальные показатели: 85-90% ассортимента есть в наличии. 100% – это нереально ни для какой компании даже в спокойные времена.

Татьяна Эглит. Мы никогда не использовали заёмные средства. Осенью прошлого года, когда валюта была дешёвой, мы её активно закупали и создали резерв, который сейчас компенсирует нынешнюю курсовую разницу. Мы сегодня пользуемся этим запасом и сглаживаем ситуацию с ценой. Говоря о наших европейских партнёрах, хочу привести пример того, как мы взаимодействуем с одним из них. Мы стали больше общаться, лучше согласовывать и прогнозировать наши действия. Партнёры дают нам информацию о ситуации с пандемией и реакцией на неё зоорынка в Литве. Поскольку у них пандемия началась раньше и опережает события в России, для нас это очень ценная информация.

Нужно отдать им должное: они смогли оперативно организовать на своём заводе карантинную зону, обеспечив жильём сотрудников прямо на территории фабрики, чтобы не занести вирус и продолжить работу. Мы оперативно получали информацию о том, как развиваются события на производстве, и это способствовало нашей уверенности в поставках. Пандемия нас сплотила, думаю, это относится ко многим зоокомпаниям.

– Как вы думаете, меняется ли ситуация в связи с карантином на зоорынке Юга России, где вы являетесь одним из ведущих игроков? Будет ли передел рынка? Как ведут себя другие зоокомпании? Вы, наверняка, внимательно следите за конкурентами.
Татьяна Эглит. Сейчас говорить об изменении долей рынка основных игроков рано, и по большому счёту для нас это неважно. Наша задача – расти за счёт собственных усилий. Некоторые компании в начале карантина либо не получили необходимой информации, либо восприняли её слишком буквально и приостановили свою работу. Этот позволило нам приобрести новых клиентов и увеличить продажи у уже существующих.

Должна отметить, что благодаря информации, которую оперативно получали от СПЗ и «Зооинформа», мы подготовились к кризису, у нас не было паралича в работе опта и розницы. Получали документы и тут же пересылали их клиентам, сообщали , куда обращаться в случае возникновения проблем. Сейчас вопрос выживания ни у нас, ни у других компаний, с которыми мы работаем, не стоит.

Сергей Николаев. Хочу сказать всем нашим коллегам – не нужно впадать в отчаяние и строить пессимистичные планы. Нужно продолжать работать, и тогда мы выдержим.

Татьяна Эглит. Сейчас нестандартная ситуация, и руководители бизнеса должны проявить себя. Компании, чьи руководители сейчас работают быстро и грамотно, смогут пережить трудности. Проблемы будут у тех, кто сложил руки. Нужно набраться терпения и идти дальше.

 

Перейти на страницу автора

Оценить материал
Нравится
Нравится Поздравляю Сочувствую Возмутительно Смешно Задумался Нет слов
Теги

Подписка на журнал

Зообизнес 5/2021 читать на зооинформ.ру

Зообизнес в России


Первый российский журнал для тех, кто работает в сфере торговли зоотоварами и услуг для животных. Здесь печатаются аналитические материалы, информация о современных технологиях производства товаров для животных, сообщения о новых продуктах, событиях отрасли, статьи о фирмах, обзоры зарубежных профессиональных журналов и многое другое.


Оформить подписку

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Close