Поиск

Террариумистика на подъёме

террариумистика

Текст: Андрей Ситников, Александр Колчин

Рынок террариумистики в России слабо реагирует на влияние внешних неблагоприятных обстоятельств, будто самой природой своей приноровлён к постоянно меняющейся температуре окружающей среды. У такого «приспособленчества» есть несколько причин. Главная заключается в том, что массовый спрос на этом рынке возник не так давно, и сейчас наблюдается стадия естественного роста, так же как это было когда-то на рынке товаров для кошек и собак. Как результат – в последние несколько лет объём рынка террариумистики прибавляет ежегодно по 15–20%. И этот рост продолжается.

Ещё одна причина стабильности рынка террариумистики – особый характер владельцев экзотических животных. Их относительно мало, но они испытывают осознанную привязанность к своим питомцам. Кошка или собака вызывает умиление почти у любого человека, но чтобы завести «дракона», нужно по-настоящему этого хотеть, такая любовь преодолевает любые препятствия и, как правило, со временем усиливается.

Поставки

Весь рынок зоотоваров переживает кризис из-за нарушения поставок. Это или прекращение импорта, или логистические проблемы. Но ни один из иностранных поставщиков террариумных товаров (в том числе европейских) не ушёл из России, наоборот, их стало больше. Произошли перестановки в дистрибьюторских контрактах, что только улучшило снабжение террариумистов в России. Так, товары компании Exo Terra теперь распространяет компания «КонтинентЗОО», компания «АС-Капитал» начала сотрудничество с Lucky Reptile. А компания Simple Zoo добавила в свой ассортимент террариумной продукции ещё один бренд – PetPetZone. Правда, Repti Planet приостановила свои продажи в России ещё в период пандемии, а в прошлом году вообще ушла с российского рынка.

Инна Хромова, бренд-менеджер TRIOL GROUP, говорит: «Последние выставки “Рептилиум” показывают, что развитие этой группы товаров как шло по нарастающей, так и продолжает идти. Не беда, что темп снизился, главное – интерес у конечного покупателя к группе растёт. За последние годы на рынке появилось несколько торговых марок, которые немного потеснили двух флагманов террариумистики, и это прекрасно, поскольку говорит о том, что наши производители и импортёры чутко реагируют на спрос».

рынок зоотоваров

Два года назад из-за пандемии возникли проблемы с поставками из Китая, и сейчас есть длительные задержки на границе, но все давно приспособились к новому логистическому режиму, у оптовых компаний увеличились запасы, никаких перебоев или дефицитов террариумисты не испытывают.

Особая тема – животные. Примерно 15–20% рептилий до 2022 года завозилось в Россию с Украины, где активно развивались заводчики экзотов, теперь украинский канал перекрыт, но это не стало критической потерей для рынка, дефицит был восполнен поставками из Европы и от российских заводчиков.

В России давно и успешно разводят рептилий. Маточное стадо изначально (и частично впоследствии) привозили из Германии (выставка HAMM). Почти все животные, которые продаются сегодня в РФ – российского происхождения. Из-за рубежа, как правило, поступали зелёные игуаны фермерского разведения (Южная Америка), но сейчас их поголовье уменьшилось — это огромное животное, требующее отдельной комнаты.

Выросли цены на животных, причём существенно: в среднем на 50%, а на террариумы на 30%. Но, что удивительно, это не смутило конечных потребителей. Рынок быстро подстроился под новые реалии, и продажи не упали.

В связи со всё более активным импортом из Юго-Восточной Азии эксперты предостерегают импортёров от скупки там любых предлагаемых брендов и продуктов в погоне за дешевизной, чтобы не отпугнуть новых клиентов от террариумистики некачественными товарами. Это же касается и продукции местных производителей.

Спрос

импорт россии 2022Спрос на экзотических животных и товары для них стабильно растёт несколько лет, и главный фактор здесь – увеличение числа животных, а основные изменения происходят в спросе на конкретные их виды. Как рассказал нам Николай Чечулин, владелец розничного магазина «Планета экзотики» и оптовой компании Simple Zoo, раньше покупатели стремились приобретать редких и совсем уж экзотических для нашей страны питомцев, теперь сформировался основной пул из примерно 20 самых востребованных видов. Наиболее популярны королевские питоны, императорские удавы, молочные змеи, эублефары, бородатые агамы. Как и раньше, люди готовы платить больше за оригинальные «расцветки». Королевского питона окраса нормал продают за 12 тысяч рублей, а более редкие и яркие, например ivory или banana, стоят уже за 50–70 тысяч.

Очевидна тенденция последних двух лет: поклонникам рептилий не всегда интересно гоняться за редкими коллекционными видами, они покупают то, что есть в ассортименте магазина. И стремятся приобрести уже готовый, сформированный зоомагазином под их животное, комплект товаров для содержания. Поэтому сегодня, как утверждают специалисты, в зоомагазинах очень популярны примерно 20 базовых видов рептилий и типовые решения для оборудования террариума. Некоторые компании предлагают усовершенствованные комплекты с эксклюзивным оформлением, например, с водопадом и живыми растениями.

Значительно меняется география спроса. Два года назад мы писали («Зообизнес в России», 2020, №5), что на 60–70% рынок террариумистики в России сосредоточен в Москве, ещё 20% приходилось на Петербург. Все остальные города, за редким исключением, не были включены в рынок. Но уже тогда специалисты отмечали, что начался процесс вовлечения регионов. Теперь эта тенденция проявилась в полной мере. С небольшим запозданием, но рыночный тренд на террариумистику захватывает и регионы. Николай Чечулин отмечает, что в прошлом году оптовые продажи его компании Simple Zoo в регионы выросли в несколько раз.

Одной из возможных причин роста спроса на рептилий в зоомагазинах и товары для них директор гипермаркета «Красный Кролик» в Новосибирске Марина Егошина считает «усталость» владельцев от традиционных домашних питомцев. «Многие владельцы животных сегодня не хотят связывать себя многочисленными заботами, связанными с содержанием, например, крупной собаки, – считает она. – Некоторых рептилий можно кормить раз в неделю, они не требуют интенсивного ухода и ежеминутного присутствия владельца, а эстетическое удовольствие от содержания и общения можно получать такое же, как от кошек и собак. Возможно, это заставляет любителей животных смотреть в сторону террариумистики и менять свои приоритеты в приобретении любимцев».

Розница подстраивается под запросы покупателей и меняет ассортимент торговых точек.

террариумистика 2022

Генеральный директор компании «АС-Маркет» Андрей Симонов тоже считает, что потенциал роста продаж в зооретейле может сместиться от традиционных товаров к более экзотическим. «Пока террариумистика не полностью раскрыла свой потенциал, – говорит он. – Мы прилично отстаём от европейских стран. Когда общаемся с коллегами из зооретейла, довольно часто складывается ощущение, что многие сильно недооценивают категорию террариумистики. Это не может не расстраивать, ведь только через представленность на полках и профессиональных консультантов, с поиском которых ретейл испытывает трудности, категория может сделать большой шаг вперёд».

Меняются региональные маркетплейсы: прежде они предлагали скудный ассортимент товаров для террариумистики, теперь же у них выбор очень большой, и базовые вещи люди предпочитают покупать там.

И всё же основным двигателем в развитии террариумистики остаются офлайн-магазины. Только там можно купить животных и получить полноценную консультацию. И здесь одновременно отмечаются две тенденции. Первая – появляются новые специализированные террариумные салоны, например «Пантерик», «Экзоменю» и «Планета Экзотики», которые работают на высокопрофессиональном уровне. Вторая – универсальные зоомагазины проявляют всё больше интереса к террариумистике и начинают открывать специализированные отделы. На прошлой выставке «ПаркЗоо» Николай Чечулин обратил внимание на изменения в отношении владельцев обычных зоомагазинов к террариумистике: «Раньше клиенты спрашивали: “И кто покупает рептилий?” и просто дивились ассортименту. Теперь же люди постоянно просят специальные товары для экзотов, и дистрибьюторы готовы ввести их в ассортимент, но, увы, пока многие не знают, как правильно подойти к теме».

Мастер-класс «Как открыть отдел террариумистики», проведённый Николаем Чечулиным в онлайн-режиме, позволил его оптовой компании по продаже товаров для рептилий Simple Zoo собрать более 100 откликов – особый интерес проявили участники из регионов. До конца года компания планирует открыть школу для региональных зоомагазинов, в которой продавцы смогут пройти трёхдневный онлайн-курс, чтобы получить всю базовую информацию для консультации покупателей по террариумистике. 

Производство товаров

Товары для террариумистикиТовары для террариумистики в России выпускаются давно, но долгое время этим занималось полукустарное производство. В последние годы многие компании увеличили производственные мощности, освоили выпуск новых для себя товаров, а также многое сделали для повышения качества своей продукции. Так, компания Simple Zoo сегодня производит террариумы европейского уровня. Несколько компаний в качестве импортозамещения начали выпускать очень востребованные кормовые добавки для рептилий, которые раньше поставлялись под брендом Repashi из Европы. Например, «Акваменю» выпускает высококачественные витаминные и кальциевые подкормки, а также сухие корма для черепах.

Есть в террариумистике продукты природного происхождения (грунты, коряги), поставщиков которых несложно найти у нас в стране. Однако Инна Хромова предостерегает магазины от работы с непроверенными поставщиками: «Необходимо выбирать качество. Товары природного происхождения опасны тем, что с ними в хрупкий биотоп террариума можно занести паразитов, грибки, к которым у террариумного животного нет иммунитета».

***

Итак, рынок террариумистики уверенно растёт, несмотря на массу неблагоприятных внешних обстоятельств.


Благодарим экспертов рынка террариумистики
Николая Чечулина («Планета экзотики», Simple Zoo), Инну Хромову (TRIOL GROUP),
Андрея Симонова («АС-Маркет»), Марину Егошину («Красный Кролик»)
за помощь в подготовке материала.