Рассказываем, как сделать курс для сотрудников зоомагазина, о пользе микроформата в обучении и о том, как нарезать на маленькие порции традиционный тренинг.
Мы в Skill Cup помогаем компаниям запускать мобильное обучение с помощью нашей платформы. За время работы у нас накопилось много рекомендаций по адаптации объёмных курсов под микроформат. Делимся ими с вами.
Люди не готовы изучать объёмный обучающий контент
Пользователи готовы потратить пару минут на короткий пост или аудиоподкаст, но статью на десятки страниц или двухчасовой ролик будут изучать только настоящие фанаты темы. Это касается и обучающего контента.
Но можно ли с помощью микроформатов обучать большим и сложным темам? В статье мы ответим на этот вопрос и расскажем, как на самом деле человек воспринимает информацию.
Почему короткие форматы притягивают людей и при чём тут микрообучение
Люди действительно склонны часто отвлекаться и выбирать контент меньшего размера. Но так было и до появления Instagram.
3–7 минут
человек может концентрировать внимание на чём-то одном.
Микрообучение — это формат обучения, который подстраивается под особенности человеческого внимания. Оно предполагает изучение материала маленькими порциями. Такой формат обычно используется на смартфонах и представляет собой короткие уроки длительностью 3–5 минут — столько, сколько человек может концентрироваться на одном деле.
Почему такой формат работает:
Традиционные курсы не учитывают фокус внимания
Микрообучение отличается от традиционного тренинга по продолжительности и предлагает за эти 5 минут изучить короткую тему. Так человеку легче концентрировать внимание — в отличие от традиционных курсов, где фокус теряется из-за большого объёма информации и длительного времени работы с ней.
Микрообучение подстраивается под текущие реалии
Раньше у человека было больше мотивации смотреть двухчасовое видео или читать 50-страничную методичку, ведь вокруг не было такого объёма интересной информации, которая отвлекала на себя внимание. Сейчас TikTok, Instagram и другие соцсети мотивируют переключаться на них, потому что контент там кажется более увлекательным. Весь более длинный и, к тому же, более скучный контент проигрывает.
Традиционное обучение не встраивается в современную жизнь
Если у сотрудника есть 5 свободных минут, он не захочет тратить 4 из них на листание десяти страниц огромного введения. Такой опыт только снижает мотивацию учиться дальше. Зато если сотрудник зайдёт в приложение и посмотрит трёхминутный ролик с законченной мыслью, он захочет это повторить.
Чтобы помнить, нужно регулярно повторять
Психолог Герман Эббингауз ещё в 1885 году изучал человеческую память. Учёный пришёл к тому, что информация поначалу забывается очень быстро. Чтобы сохранить её в памяти, нужны регулярные повторения. Микрообучение в этом помогает: каждую тему можно размещать несколько раз в разных форматах, а сам контент всегда под рукой для быстрого повторения.

Кривая забывания, или кривая Эббингауза: если не повторять информацию, объём запоминаемого сильно снижается. |
С преимуществами микроформата мы разобрались. Но можно ли так обучать объёмным темам? Да. И дальше мы расскажем, как это делать.
Как научить чему-то объёмному через микрообучение
Мало просто разделить большой курс на маленькие отрезки. Чтобы новый микрокурс лучше воспринимался и усваивался, важно показать сотрудникам его ценность.
1. Сформулируйте пользу курса и тему
Сформулированная польза поможет понять, что для сотрудников в курсе самое важное и как курс лучше подать, чтобы они захотели его пройти.
Название курса |
Польза для сотрудников |
Что самое важное |
Интересная для сотрудников тема курса |
Основные правила по работе с клиентами |
Продавцы-консультанты научатся повышать средний чек при продажах |
Скрипты и примеры общения с клиентами |
20 скриптов с примерами: как поднять средний чек каждой продажи за счёт игрушек для питомцев |
Методичка по новой линейке кормов для собак |
Продавцы-консультанты научатся продавать корма из линейки и зарабатывать больше на каждой продаже |
Кейсы: каким питомцам подходят корма из линейки и как выявить клиентов с такими питомцами |
Как продавцу зоомагазина зарабатывать больше на новых кормах |
Уже на этом этапе выделяются темы для отдельных публикаций. Если сотрудникам в первую очередь полезны скрипты или кейсы, можно начать публиковать их.
2. Разбейте курс на интересные подтемы
Так же, как вы сформулировали пользу всего курса, выделяйте пользу отдельных блоков внутри. Преобразуйте названия пунктов из методички в темы, которые будут интересны вашим сотрудникам. Для этого определяйте пользу каждого раздела.
Для методички по новой линейке кормов для собак:
Пункт оглавления |
Польза для сотрудников |
Вариант интересной темы |
Введение |
В разделе перечисляются корма из линейки с их кратким описанием |
Каким питомцам подойдут корма из линейки |
Состав кормов |
Помогает ответить на вопросы придирчивых покупателей |
Ответы на самые распространённые и самые сложные вопросы покупателей |
Описание аудитории |
Помогает определить, кому продавать этот корм |
Кому можно беспроигрышно советовать корма из новой линейки |
3. Определяйте самое полезное внутри отдельных блоков
Когда вы понимаете пользу раздела, легче увидеть, что несёт эту пользу. Это и будут отдельные публикации в микроформате.
Тема |
Польза для сотрудников |
Самое ценное |
Каким питомцам подойдут корма из линейки |
В разделе перечисляются корма из линейки с их кратким описанием |
Список кормов с кратким описанием каждого |
Ответы на самые распространённые и самые сложные вопросы покупателей |
Помогает ответить на вопросы придирчивых покупателей |
Описание состава и производства в формате карточек с ответами на разные вопросы покупателей |
Кому можно беспроигрышно советовать корма из новой линейки |
Помогает определить, кому продавать этот корм |
Кейсы с примерами продажи корма |
Обычно части, ради которых и создаётся весь курс, выделяются на фоне остальных. Это могут быть:
- инструкции и чек-листы по выполнению ежедневных обязанностей;
- таблицы с ключевой информацией из курса;
- кейсы и скрипты с примерами выявления потребностей покупателей.
Как определить полезность материала? Прикиньте, будет ли сотрудник использовать его в повседневной работе. Например, короткий чек-лист по закрытию магазина будет полезен и для новичков, и для опытных продавцов. А статью с детальным описанием настроек охранной системы сотрудники вряд ли будут читать повторно.
4. Делайте ресайз: публикуйте один контент в разных форматах
Ресайз — это переупаковка контента в другой формат. Из лонгрида делаем видео, из видео — тест, из теста — инструкцию.
Ресайз помогает решить проблему с запоминанием. Вы публикуете один и тот же контент в разных форматах, чтобы сотрудники не забывали важную информацию после первого знакомства с ней.
Старый формат |
Ресайз |
Кейс: подбираем корм для взрослой собаки |
Тест: как правильно подобрать корм |
Видео с описанием новой игрушки для кошек |
Статья с основными пунктами из видео |
Лонгрид с описанием скрипта продаж |
Кейс с применением скрипта во время общения с клиентом |
Подавайте контент заново, но в более лаконичном или интерактивном виде. Опубликовали лонгрид — сделайте по нему тест. Опубликовали видео с подробным разбором — переведите его в короткие текстовые кейсы.
Резюме
Ещё раз сравним традиционное и микрообучение:
Традиционное обучение |
Микрообучение |
Не учитывает особенности работы человеческого внимания. |
Подстраивается под работу мозга — человеку легко фокусироваться на обучении. |
Не подходит под современные реалии. За 5 минут из длинного курса ничего не почерпнёшь. |
Встраивается в современное окружение человека. Чтобы получить цельную порцию информации, не нужно тратить больше 5 минут. |
Не может обеспечить быстрый доступ к информации. |
Можно достать смартфон из кармана и найти нужную рабочую инструкцию. |
Не учитывает особенности памяти: с контентом сотрудник знакомится один раз. |
Учитывает кривую забывания: информация подаётся в разных форматах для лучшего запоминания и всегда доступна для повторения. |
Как адаптировать традиционные курсы под микроформат:
- Переформулируйте тему курса и отдельные подтемы на основе их пользы для сотрудников. Делайте темы в мире ваших сотрудников — покажите, зачем им проходить этот курс и его отдельные фрагменты.
- Выделите то, что несёт пользу, внутри отдельных блоков. Выделяйте то, ради чего сотрудники будут проходить каждый блок, и делайте из этого отдельные публикации. Обычно это те материалы, которые легко использовать в ежедневной работе.
- Делайте ресайз. Чтобы информация лучше запоминалась, выпускайте заново контент в других форматах. Делайте новые публикации более лаконичными и интерактивными.
Источники
Мы подготовили эту статью на основе материалов:
Также мы опирались на кейсы клиентов платформы Skill Cup.
***
Чтобы узнать больше о создании обучающего контента и о корпоративном обучении в целом, подписывайтесь на наш канал в телеграме — https://t.me/micro_learning_rf.
Подпишитесь на наш телеграм-канал и получайте важные отраслевые новости в удобном для вас формате.