Роман Каплин, учредитель компании DOSTAVKA.GURU, выступил на Саммите с докладом «Логистика в эпоху перемен». Главный посыл его речи — мы столкнулись с множеством логистических проблем, которые мешают бизнесу и в ближайшем будущем будут только усугубляться. Однако изменения на рынке, вызванные затруднениями в логистике, порождают и новые возможности.
Импортный кризис
Сложности с ввозом кормов для домашних питомцев возникли ещё в прошлом году. Теперь пришло время полномасштабного кризиса импорта по всем направлениям.
Первая проблема — затруднение поставки товаров для животных всеми видами транспорта из множества европейских стран вследствие запретов Россельхознадзора.
Вторая проблема — прекращение сотрудничества России со многими крупными морскими перевозчиками (Maersk, CMA CGM, MSC и другие), которые ещё недавно доставляли значительный поток импортных грузов, в том числе зоотоваров. Их место постепенно займут китайские транспортные компании, но они осуществляют поставки только в дальневосточные порты.
Третья проблема — остановка авиасообщения со множеством стран. Среди оставшихся государств, доступных для этого вида транспорта (всего их 21) — Китай, Сербия, Арабские Эмираты, Турция.
Четвёртая проблема — увеличение сроков поставок по всем направлениям. В Латвии и Литве задержки на таможне составляют до двух-трёх недель. Пропускная способность Польши и Беларуси сократилась до трети от прежних показателей, загруженность порта в Санкт-Петербурге сократилась на 70%, и, наоборот, грузопоток через Турцию увеличился в три раза. В порту Кавказ более 60 судов три недели стоят без разгрузки в ожидании таможенного досмотра.
В результате всех этих обстоятельств грузопотоки всё более ориентируются на восточные регионы: крупнейшими грузовыми хабами в ближайшее время станут Турция и Иран. Правда, пока их логистические мощности не позволяют справляться со значительно выросшим потоком грузов.
Складская логистика
Стоимость складской логистики в России снижается и будет снижаться дальше. Из-за падения спроса начался процесс высвобождения складов. Причины этого — проблемы с импортом, уход с российского рынка многих компаний, а также переход от системы постоплаты на предоплату. Одновременно будут дешеветь торговые площади в онлайне и офлайне. В совокупности — это новые возможности для ретейлеров.
Логистика в онлайн-продажах
Ключевыми каналами продвижения и продаж становятся мобильные приложения, социальные сети «ВК» и Telegram, а также контекстная реклама, сервисы «Яндекса» и рекламные интеграции YouTube. Но общемировой тренд на перетекание продаж в онлайн-канал в России тоже столкнулся с логистическими проблемами, хотя, казалось бы, внутри страны логистика полностью отечественная. Доставка, как обязательный элемент сервиса онлайн-продаж, начала дорожать в связи с прекращением импорта автомобилей, подорожанием отечественных авто на 70%, повышением ставки автолизинга на 20–25%, ростом цен на запчасти. Многие зоосети уже начали повышать стоимость доставки, например, «Четыре Лапы» увеличили порог бесплатной доставки до 500, Petshop — до 1000 рублей, «Бетховен» — до 2000 рублей.
Маркетплейсы в новой реальности
Маркетплейсы отказываются от убыточной модели. OZON по плану должен перейти на полностью окупаемую модель до сентября, а «Яндекс» — до конца года.
Связано это в первую очередь с обвалом цен на акции этих компаний на международном финансовом рынке. В результате маркетплейсы будут повышать комиссии, пытаясь на чём-то дополнительно заработать, — в основном за счёт повышения тарифов, тем более что им приходится значительно вкладываться в защиту от DoS-атак. Повышение маржинальности маркетплейсами ляжет на плечи селлеров, которые, естественно, увеличат цены. На этом фоне более устойчиво должен чувствовать себя «СберМегаМаркет», однако и в «Сбере» уже сокращают расходы, производя слияние отдельных e-commerce-структур.
Ещё одно неизбежное изменение: трафик покупателей у маркетплейсов будет снижаться, поскольку крупные производители снимают с их площадок свои продукты и стараются продавать самостоятельно, чтобы не платить комиссию. Пришло время розничных продаж напрямую от производителей.
Сейчас у них ещё есть время подготовить свои сайты, мобильные приложения, которые не зависят от маркетплейсов, выстроить логистику. И, конечно, наступает время фулфилмента — комплекса логистических услуг от заказа товара до его получения. Особенно быстро он будет расти в регионах.