Роман Каплин, учредитель компании DOSTAVKA.GURU, выступил на Саммите с докладом «Логистика в эпоху перемен». Главный посыл его речи — мы столкнулись с множеством логистических проблем, которые мешают бизнесу и в ближайшем будущем будут только усугубляться. Однако изменения на рынке, вызванные затруднениями в логистике, порождают и новые возможности.
Импортный кризис
Сложности с ввозом кормов для домашних питомцев возникли ещё в прошлом году. Теперь пришло время полномасштабного кризиса импорта по всем направлениям.
Первая проблема — затруднение поставки товаров для животных всеми видами транспорта из множества европейских стран вследствие запретов Россельхознадзора.
Вторая проблема — прекращение сотрудничества России со многими крупными морскими перевозчиками (Maersk, CMA CGM, MSC и другие), которые ещё недавно доставляли значительный поток импортных грузов, в том числе зоотоваров. Их место постепенно займут китайские транспортные компании, но они осуществляют поставки только в дальневосточные порты.

Третья проблема — остановка авиасообщения со множеством стран. Среди оставшихся государств, доступных для этого вида транспорта (всего их 21) — Китай, Сербия, Арабские Эмираты, Турция.
Четвёртая проблема — увеличение сроков поставок по всем направлениям. В Латвии и Литве задержки на таможне составляют до двух-трёх недель. Пропускная способность Польши и Беларуси сократилась до трети от прежних показателей, загруженность порта в Санкт-Петербурге сократилась на 70%, и, наоборот, грузопоток через Турцию увеличился в три раза. В порту Кавказ более 60 судов три недели стоят без разгрузки в ожидании таможенного досмотра.
В результате всех этих обстоятельств грузопотоки всё более ориентируются на восточные регионы: крупнейшими грузовыми хабами в ближайшее время станут Турция и Иран. Правда, пока их логистические мощности не позволяют справляться со значительно выросшим потоком грузов.

Складская логистика
Стоимость складской логистики в России снижается и будет снижаться дальше. Из-за падения спроса начался процесс высвобождения складов. Причины этого — проблемы с импортом, уход с российского рынка многих компаний, а также переход от системы постоплаты на предоплату. Одновременно будут дешеветь торговые площади в онлайне и офлайне. В совокупности — это новые возможности для ретейлеров.
НОВОСТИ МАРКЕТПЛЕЙСОВ |
 |
• Отменена плата за приёмку в Коледино и Подольске, но при этом повышен тариф на логистику с этих складов.
• На 20% понижен тариф на логистику со складов в Электростали и на складах в Краснодаре, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Хабаровске.
• Сохранена скидка на быструю доставку заказов в центры по модели маркетплейс (DBS).
• Продлено бесплатное хранение на всех складах.
• Продавцы, которые заморозили цены на уровне февраля, будут платить пониженную комиссию (на 3–5%) и получат поддержку в продвижении на платформе.
• На пять дней сдвинут срок оплаты.
• Повышена стоимость хранения в пять раз для товаров без фото и заблокированных к продаже. |
Логистика в онлайн-продажах
Ключевыми каналами продвижения и продаж становятся мобильные приложения, социальные сети «ВК» и Telegram, а также контекстная реклама, сервисы «Яндекса» и рекламные интеграции YouTube. Но общемировой тренд на перетекание продаж в онлайн-канал в России тоже столкнулся с логистическими проблемами, хотя, казалось бы, внутри страны логистика полностью отечественная. Доставка, как обязательный элемент сервиса онлайн-продаж, начала дорожать в связи с прекращением импорта автомобилей, подорожанием отечественных авто на 70%, повышением ставки автолизинга на 20–25%, ростом цен на запчасти. Многие зоосети уже начали повышать стоимость доставки, например, «Четыре Лапы» увеличили порог бесплатной доставки до 500, Petshop — до 1000 рублей, «Бетховен» — до 2000 рублей.
НОВОСТИ МАРКЕТПЛЕЙСОВ |
 |
• Снижена стоимость хранения, обработки и доставки товаров весом от 15 до 25 кг. Для них будут действовать такие же тарифы, как и для мелкогабарита.
• С 5 апреля не нужно подтверждать заказы по модели DBS, при этом «Яндекс» просит своевременно обновлять товарные остатки.
• Введены оптовые продажи «квантами». (Квант поставки — это неделимое количество, которое может быть поставлено. Например, если пачки чая на производстве фасуются в коробку по 12 штук, а пачки сигарет в блок по 10 штук, то квантом поставки для них является 12 и 10 пачек соответственно.)
• Увеличена комиссия за перевод платежей до 1–2,2% (ранее максимальный процент был 1,75), при этом минимальная комиссия устанавливается при получении платежей раз в месяц.
• Поставки с транзитного склада в регионы считаются по минимальному тарифу. Он составляет 10 рублей за коробку или палету (стандартный тариф — от 150 до 5000 рублей). Минимальный тариф действует при поставке из Подмосковья в Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Самару и Новосибирск.
• Увеличена стоимость обработки заказов на СЦ с 30 до 45 рублей за заказ, последняя миля подорожала в среднем на 1%. Ставка за размещение в категории «Товары для животных» — теперь 6%.
• Расширил географию B2B. Теперь товары можно купить как юрлицо или ИП в более чем 40 регионах. |
Маркетплейсы в новой реальности
Маркетплейсы отказываются от убыточной модели. OZON по плану должен перейти на полностью окупаемую модель до сентября, а «Яндекс» — до конца года.
НОВОСТИ МАРКЕТПЛЕЙСОВ |
 |
• Подорожали транзакции по ежедневным, досрочным и разовым платежам, выросли ставки по кредитованию покупателей через «OZON Рассрочка». В среднем тарифы за перевод выросли в два-три раза.
• С 15 апреля 2022 года изменились структура и принцип расчёта стоимости доставки на FBS и FBO — OZON перевёл её большую часть в процентные значения, которые зависят от стоимости товаров и их габаритов. Для тяжёлых и габаритных товаров стоимость увеличилась на 1–2%.
• На региональные склады можно отгружать товары без платы за размещение до 30 июня. Это могут быть товары повседневного спроса, товары для детей и животных, электроника, товары для сада и огорода и др. Поставки принимаются в любом количестве.
• Частично отказались от фирменной упаковки. В дополнительной упаковке будут отгружаться заказы с ценными позициями, товары 18+, а также заказы, в которых более одного товара.
• Открыли доступ к 800 подкатегориям (одежда, аксессуары, товары для дома и т. д.) для самозанятых продавцов. |
Связано это в первую очередь с обвалом цен на акции этих компаний на международном финансовом рынке. В результате маркетплейсы будут повышать комиссии, пытаясь на чём-то дополнительно заработать, — в основном за счёт повышения тарифов, тем более что им приходится значительно вкладываться в защиту от DoS-атак. Повышение маржинальности маркетплейсами ляжет на плечи селлеров, которые, естественно, увеличат цены. На этом фоне более устойчиво должен чувствовать себя «СберМегаМаркет», однако и в «Сбере» уже сокращают расходы, производя слияние отдельных e-commerce-структур.
НОВОСТИ МАРКЕТПЛЕЙСОВ |
 |
• С 16 марта по 16 июня 2022 года «СберМегаМаркет» будет ежедневно выплачивать деньги партнёрам за доставленные заказы.
• Тарифная ставка за обработку платежей не меняется. Инициатива направлена на поддержку продавцов в нынешних условиях. При необходимости её продлят. |
Ещё одно неизбежное изменение: трафик покупателей у маркетплейсов будет снижаться, поскольку крупные производители снимают с их площадок свои продукты и стараются продавать самостоятельно, чтобы не платить комиссию. Пришло время розничных продаж напрямую от производителей.
Сейчас у них ещё есть время подготовить свои сайты, мобильные приложения, которые не зависят от маркетплейсов, выстроить логистику. И, конечно, наступает время фулфилмента — комплекса логистических услуг от заказа товара до его получения. Особенно быстро он будет расти в регионах.
НОВОСТИ МАРКЕТПЛЕЙСОВ |
 |
• Изменилась схема работы в связи с отказом от CAINIAO и переводом логистической и складской цепочки поставок на российское подразделение AliexpressRussia.
• Внедряется модель KazanExpress с развитой брендированной сетью пунктов выдачи.
• Продолжается привлечение селлеров на площадку: вывод средств по запросу и комиссия 0% на первые 100 товаров, комиссия 0% по заказам из внешнего трафика.
• Бесплатное хранение товара на складе в течение 60 дней (FBA).
• Единые субсидированные тарифы на доставку по всей стране (до 2 кг за 69 рублей). |
Подпишитесь на наш телеграм-канал и получайте важные отраслевые новости в удобном для вас формате.