Поиск

Удар резолюцией по фальсификату, контрафакту и Ко

Контрафакт

О борьбе с контрафактом и фальсификатом (на любых рынках) говорят в России давно и много, однако воз с этими изделиями и ныне тут. По данным ФГБУ «ВГНКИ», ежегодно в России изымают из оборота до 14,5% ветеринарных препаратов, кормов, кормовых добавок, средств по уходу за животными. Причина изъятия — низкое качество, а также фальсификация и контрафакция. Много это или мало — не важно, потому что речь идёт о живых существах, которым угрожает опасность, иногда смертельная. Страшно подумать, сколько же опасных товаров не изымают. Не успокаивает и то обстоятельство, что эпидемия фальсификации касается всех рынков, всех производителей, всех стран и всех людей. И совсем уже невыносимо осознавать, что победить окончательно эту заразу, скорее всего, невозможно — подделывать, выдавать одно за другое, обманывать… присуще человеку от природы. Можно лишь минимизировать ущерб, который наносят обществу подделки.

 

Диагноз

Борьба с контрафактом и фальсификатом — это борьба с плохими людьми – вот ключевая мысль, прозвучавшая на «круглом столе» «Ветеринарные препараты: проблемы качества, противодействие контрафакту и фальсификату», который прошел 17 июня по инициативе Комитета по зооиндустрии Некоммерческого партнерства «Антиконтрафакт». Однако мысль эта не стала лейтмотивом обсуждения, иначе сугубо научно-практический разговор превратился бы в теологический и гуманитарный диспут. Основной поток свидетельств, мнений и предложений, которые были высказаны в свободной дискуссии, касался того нелепого и несовершенного, что творится в нашем царстве-государстве — в системе государственного управления, регулирования и контроля. В половине из 22 предложений резолюции, вынесенной по результатам «круглого стола», содержатся требования именно к этой больной системе.

Но сначала, как и положено при любой болезни, в резолюции поставлен диагноз: отсутствие законодательных актов и разъяснений, недостаточная база актуальных стандартов, несбалансированность системы государственного надзора и контроля, неравные условия конкуренции для добросовестных производителей, незащищённость интересов добросовестных участников рынка, снижение конкурентоспособности отечественной продукции. Докладчики, а это были лучшие научные и управленческие специалисты, заслуженные и авторитетные люди (список участников см. в конце), не сговариваясь, называли одни и те же государственные органы, которые многого не делают, многое делают не так, а кое-что делают и вовсе наоборот: это Роспотребнадзор, Минсельхоз, Россельхознадзор, правительство, президент. Последний (Дмитрий Медведев), например, несколько лет назад решил, что борьба с контрафактом и фальсификатом — забота общественных организаций, тогда как во всём цивилизованном мире за это отвечает государство. Нужно отметить, что никто из представителей власти на «круглом столе» не присутствовал, хотя они были приглашены и даже подтвердили своё участие. Выступающие в отсутствие чиновных оппонентов говорили горячо и смело. В определённые моменты могло показаться, что вот-вот зазвучат политические требования и революционные воззвания. Но коллегам всё же удалось сохранить политкорректность, выдержку и великое терпение.

 

На государство надейся…

Что необходимо сделать, чтобы остановить распространение подделок? Первая группа предложений участников «круглого стола» обращена к государственным органам. Для начала власть должна понять, что с контрафактом и фальсификатом нужно бороться, как бы высокопарно и банально это ни звучало. Особенно это важно в условиях вступления России в ВТО и функционирования Единого экономического пространства Таможенного союза. Этот союз доставляет нашему зоорынку массу проблем. Вот лишь один, но весьма показательный пример: из 180 ветеринарных препаратов, заявителям которых было отказано в получении регистрации в России, 160 благополучно получили её в Казахстане и всё равно попали на российский рынок.

Далее в резолюции записано прямое требование к властям: «Политика государства в сфере зоорынка должна включать разработанный комплекс сбалансированных мер по защите рынка на всём пути движения товара от изготовителя к потребителю от некачественной, контрафактной и фальсифицированной продукции, в том числе наступление неотвратимой, абсолютной и существенной ответственности частного лица, индивидуального предпринимателя или организации в цепи изготовитель — потребитель, позволивших себе произвести, ввести, использовать, реализовать контрафактную или фальсифицированную продукцию».

Никто, кроме государства, сделать это не может, однако оно этого не делает. За долгие годы известно только два крупных судебных процесса над фальсификаторами ветпродукции. Первый состоялся в 2008 году — реальные сроки лишения свободы получили руководители фирмы «Ирбис». Второй всё ещё идёт на Украине против мариупольских дельцов, которые крали деньги и честное имя у российских компаний «АВЗ», «ВЕДА» и «Апи-Сан». А пока власти гоняются лишь за мелкими продавцами фальсификата, заводят на них административные дела и штрафуют. Например, в Татарстане таких дел сейчас аж около 20.

Недавно пришла вроде бы хорошая новость с фронта — Президент России Владимир Путин 24 июня подписал закон, усиливающий ответственность за производство и продажу контрафакта. Закон вносит изменения в статьи 14.7 и 14.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Размеры штрафов по ст. 14.7. (обман потребителей) составят для граждан от 3 тыс. до 5 тыс. руб., для должностных лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. руб., для юридических лиц — от 20 тыс. до 40 тыс. руб. Статья 14.10 дополняется новым составом правонарушения и устанавливает ответственность за производство контрафактной и фальсифицированной продукции. В качестве наказания будет применяться конфискация товара и штраф: для физических лиц в размере стоимости конфискованного товара, для должностных лиц — в двукратном, а для юридических лиц — в трёхкратном размере конфискованного.

Ужесточение законодательства — это, конечно, прекрасно, однако проблему контрафакта и фальсификата такими «драконовскими» мерами не решить: слишком велики прибыли правонарушителей, чтобы они испугались и завязали со своим неблагородным делом. Упомянутые мариупольские фальсификаторы пытались дать украинским правоохранительным органам взятку в 1 млн евро. Будь они в российской юрисдикции, конфискация товара и штрафы по нашему новому закону их сильно рассмешили бы. А вот если бы штраф составлял несколько сотен тысяч евро, как в европейский странах, то многих потенциальных фальсификаторов это могло бы и предостеречь от преступления.

Следующее предложение участников «круглого стола» — обратиться к законодательной и исполнительной власти с инициативой дополнить и ужесточить Правила обращения лекарственных средств для животных. Речь идёт о необходимости организации такого же контроля продажи ветпрепаратов, как лекарств, или даже лучше. Например, можно создать сеть аккредитованных ветаптек (по аналогии с обычными аптеками), через которую и вести продажу ветпрепаратов и которую жёстко контролировать. Есть в этом плане положительный опыт, например в Дании многие годы функционирует система «Ветстат», которая ведёт контроль потребности, продажи, использования и эффективности ветпрепаратов. «Система прослеживаемости» ветпрепаратов есть и в США (контроль кормления и лечения животных). Также можно было бы уже давно ввести обязательную регистрацию животных, как предписывает Всемирная организация здравоохранения животных всем своим членам. Россия в эту организацию входит, но систему регистрации животных… не создаёт.

Далее – наше государство просто обязано создать действенные профилактические и заградительные барьеры на пути производства, ввоза, переработки и реализации контрафактной и фальсифицированной продукции. Скажем, таможенная служба может легко выявить ввозимый контрафакт, ведь его стоимость всегда в несколько раз ниже прототипа (иногда с тем же названием), продающегося на рынке.

Также необходимо закрепить на законодательном уровне, что изготовление упаковки для контрафакта тоже является преступлением. А пока типографии, которые без зазрения совести копируют упаковку честных товаров, вообще ни за что не отвечают, хотя играют ключевую роль в обмане покупателей.

Это лишь самые очевидные и самые простые меры, которые государство может и должно принять для защиты своей территории и своих граждан от подделок.

 

…а сам не плошай

Однако может ли государство, которое само поражено фальсификацией, бороться с этим злом? Можно ли быть уверенными в том, что чиновники вдруг возьмутся за ум и взвалят на себя хотя бы часть ответственности? Без давления с нашей стороны это вряд ли произойдёт. Поэтому отраслевому сообществу необходимо влиять на принятие государственными органами решений, настаивать на проведении справедливой и эффективной политики в отношении честных и нечестных участников рынка. Для этого нужна структура для организации и координации работы заинтересованных сил общества по созданию цивилизованного рынка, которая будет инициировать принятие нормативных документов, отстаивать интересы добросовестных производителей и продавцов в органах власти. На эту роль претендует Комитет по зооиндустрии НП «Антиконтрафакт». Его руководители говорили на «круглом столе» о том, что имеют значительные административные ресурсы. Однако известность этой организации среди участников зоорынка недостаточно велика, и без помощи СПЗ и других отраслевых организаций комитету явно не обойтись.

Для разработки методологии, внедрения специальных подходов и методов выявления фальсифицированной продукции, в том числе ветпрепаратов, не прошедших регистрацию в Россельхознадзоре, участникам рынка не нужна помощь государства. Также абсолютно самостоятельно мы можем организовать работу по проведению мониторинга рынка, по созданию и ведению баз данных фальсифицированных продуктов, производителей, импортёров, распространителей такой продукции. Никого и ничего не дожидаясь, можно готовить кадры, которые будут выявлять случаи контрафакта и фальсификата и обвинять причастных к этому людей в суде, создавать систему обратной связи с конечными потребителями, которая позволит выявлять факты производства и реализации контрафактной и некачественной продукции. Можно привлекать СМИ для создания нетерпимого отношении к нечестным производителям, заниматься разъяснительной работой среди населения об опасности использования подделок, а также о способах их распознавания. Уже сегодня некоторые компании внедряют современные методы и средства защиты от контрафакта и фальсификации, которые продолжают совершенствоваться. В конце концов все компании и частные предприниматели могут взять на себя обязательство не производить, не продавать и не покупать фальсификат и контрафакт, даже если это выгодно: деньги никого не спасут — если уж не от уголовного преследования, то от человеческого презрения точно.

***

В работе «круглого стола» приняли участие: генеральный директор НП «Антиконтрафакт» Сергей Столяров, председатель Комитета по зооиндустрии НП «Антиконтрафакт» Ольга Климова, директор ФГБУ «ВГНКИ» Александр Панин, зав. отделом ФГБУ «ВГНКИ» Борис Виолин, генеральный директор Союза предприятий зообизнеса Татьяна Колчанова, менеджер по обеспечению качества ЗАО «Байер» Ирина Волкова, начальник юридической отдела ООО «ВЕДА» Татьяна Четвернина, инженер по контрольным проверкам и рекламациям продукции ООО «ВЕДА» Наталья Дмитриева, начальник отдела качества ООО НПО «Апи-Сан» Екатерина Лебедева, начальник отдела экономической защиты и юридического сопровождения ООО «АлексАнн» (группа компаний «Хелвет») Сергей Слесарев и другие коллеги.