Поиск

Всё о Национальном рейтинге зообизнеса

зообизнес

Беседовала Екатерина Липихина

12 января «Зооинформ» объявил о старте Национального рейтинга зообизнеса. Всю неделю мы получали от игроков рынка вопросы о разном: что это за проект, какой от него прок отрасли, кто может участвовать. На все эти вопросы отвечает Юлия Долженкова, руководитель проекта.

– Прежде чем мы перейдём к вопросам наших читателей, я хочу подчеркнуть, что каждый новый большой проект с чего-то начинается. Спрос на рейтинги в зооиндустрии в нашей стране возник давно. Поэтому как только мы придумали, как сделать его честным и прозрачным, мы решили стартовать. К сожалению, по времени это совпало с состоянием турбулентности, в котором рынок и бизнес в целом сейчас находятся. Так что мы сделали этот старт аккуратным. Начнём с самых значимых категорий и самых открытых показателей. Постепенно будем расширять и число номинаций, и пул показателей для ранжирования. В результате придём к масштабному национальному рейтингу, который нужен нашей отрасли.

– В чём его задача?
– Глобально – в развитии зообизнеса в России, конечно. Наличие рейтингов означает прозрачность, подвигнет компании развиваться, выходить на новый уровень. Прозрачность рынка позволит нам жить в более цивилизованном деловом мире, развиваться по правильным и понятным законам. Мы верим, что скоро игроки рынка будут заинтересованы в том, чтобы обнародовать результаты своей работы, делиться цифрами, объёмами и показателями роста, гордиться своими достижениями. А рейтинги позволят им показать эти достижения широкой аудитории.

Поскольку это проект новаторский – такого у нас ещё не было – наверняка сначала кто-то отнесётся к нему скептически. И это нормально. Думаем, компании к нему подготовятся. Просто потому что национальный рейтинг – это хорошо для отрасли.

Перейдём к вопросам от участников рейтинга зообизнеса или тех, кто думает подать заявку. Почему в него не включены аксессуары, корма для рыб, ветпрепараты?
 – В этом году мы начинаем с самых значимых категорий, которые составляют 90+% зоорынка. В будущем планируем расширять число категорий: добавим и аквариумистику, и аксессуары.

Что касается рынка ветеринарных препаратов, то он в прошедшем году радикально изменился, его до сих пор «трясёт». Дадим ему время устояться, прийти в себя и в 2023-м примем решение, включать ли их.

Хотим расширять и критерии для рейтингования, а это приведёт к увеличению номинаций. Обо всех изменениях мы будем держать наших читателей в курсе. А кто хочет оперативно узнавать обо всех изменениях, может подписаться на новости рейтингов (форма внизу страницы).

– «Зооинформ» считает, что этот проект простимулирует развитие всей отрасли. Разве рейтинг зообизнеса не будет лишний раз укреплять позиции сильных, а более слабых оставлять за бортом?
– Рейтинг работает на пользу всем без исключения. Он даёт возможность заявить о себе и небольшим локальным российским производителям, которые создают сложные формулы кормов, вкладываются в развитие производства и технологий. Это отличная площадка, чтобы заявить о себе и новичкам, которые только что вышли на рынок.

Лидеров и так все знают и работают или не работают с ними. Сейчас всем интересны продукты с высокой маржинальностью, что-то особенное, новое. В списке рейтинга зообизнеса дистрибьюторы и ретейлеры смогут найти тех, кто уверен в качестве своей продукции, инвестирует в коммуникации, заботится о здоровье и благополучии домашних животных. Тех, кто поможет им вести бизнес успешнее. А ведь мы все работаем именно для этого, правда?

Мне на днях написал представитель нового бренда, который в интернет-пространстве ещё не очень широко присутствует, «а корм лучший по всем параметрам, на выставке РКФ произвели фурор, даже производители это признали негласно. Но по этим критериям шансов у моего корма НОЛЬ».

Слушайте, ну да, шансов занять место в десятке у такого корма действительно пока нет. А вот шанс представить свой бренд, быть одном в списке с сильными брендами рынка, обратить на себя внимание – уникальный!

По сути, слово «бренд», использованное в названии нашего проекта, прежде всего, обращено именно к таким компаниям. Ведь для того чтобы марка стала брендом, то есть получила дополнительную ценность, за которую люди готовы платить больше, компания должна выделиться. И рейтинг – один из инструментов, помогающих в этом.

– То есть рейтинг зообизнеса, помимо получения компанией или брендом какого-то места, является ещё и маркетинговым инструментом?
– Конечно! Помимо места в списке брендов каждый участник получает ещё одну ценную точку присутствия. «Площадку», где может о себе заявить: посетители сайта, кликая на название бренда, будут переходить на персональную страничку, содержащую детальную информацию.

Да, кстати, были вопросы о том, как будут представлены результаты рейтинга и где будут объявлены.
– Результаты рейтинга в каждой номинации будут представлены в виде списка от первого места с максимальным числом баллов до места с минимальным баллом. На каждый бренд можно будет кликнуть и перейти на страничку с описанием деятельности компании и ассортимента.
Объявлять результаты мы будем в марте на сайте рейтинга, на всех ресурсах «Зооинформа», на партнёрских ресурсах и в СМИ.

На сайте рейтинга зообизнеса описана методология, можешь пояснить самые важные детали и ответить на вопрос, кто определяет, например, какие соцсети или платформы рассматриваются?
– Да, в каждом рейтинге подробно представлены формула, методология расчётов и все критерии.
Будет собрана и проанализирована статистика с января по декабрь 2022 года. Общий балл будет складываться из оценок следующих критериев:

– бренд-запросы, связанные с конкретным брендом за 12 месяцев;
– число подписчиков в соцсетях и точки присутствия в интернете, а также средний балл на отзывных площадках.

Перечень соцсетей и платформ, на которых присутствует бренд, определяют несколько экспертов из рабочей группы, затем он утверждается экспертным советом Рейтинга зообизнеса. В его составе люди, не имеющие отношения к продажам, но хорошо знающие рынок, тенденции его развития и имеющие вес в бизнес-сообществе. Мы очень ценим то, что они поддержали этот важный для отрасли проект и доверяют нам.

– Некоторые волнуются: а что если показатели у новичков и небольших компаний окажутся низкими? Не сыграет ли это против них?
– Как сказал один из участников другого рейтинга, не в зообизнесе, «конверсия с 99-го места у нас была даже выше, чем с 73-го, наверное, дело в более заметном месте в конце списка из 100 участников».

Видите, во всём можно найти положительные моменты, даже в последнем месте 😊

А если серьёзно, то, на мой взгляд, быть в списке из топ-100 российских брендов гораздо лучше, чем НЕ быть в нём. Сколько у нас марок и брендов? Наверняка не меньше тысячи в каждой категории. Разве плохо быть в первом эшелоне? Мы пока не знаем точно, сколько брендов примет участие, но, я думаю, примерно в диапазоне сотни.

И даже если в этом году позиции будут не самыми высокими, не беда. Зато компания выявит свои точки роста и поймёт, над чем поработать. И в следующем году у таких компаний будет повод для гордости, когда их рейтинг вырастет. Этот прогресс также будет отличным информационным поводом для них!

Вы запускаете очень интересный и своевременный проект, игрокам зообизнеса сейчас требуется поддержка. Напоследок, ещё один вопрос от аудитории – почему вы именно так назвали рейтинг?
– Мы считаем, что делаем очень важный шаг и что эта новая инициатива будет расти и развиваться.
А национальный он потому, что в нём будут участвовать бренды из любой точки нашей страны, а также потому, что мы рассматриваем только бренды, представленные в отечественных магазинах онлайн и офлайн и доступных владельцам домашних животных по всей стране.

Если у вас остались вопросы, пишите и звоните нам. Подавайте заявки на участие в рейтинге, а если мы вас в этом не убедили, значит, ещё не время. Будем рады вам в следующем году!