Поиск

Юрий Синица – генератор идей

ТЕКСТ: Андрей Ситников
ФОТО: из семейного архива Юрия Синицы

Он производит впечатление тихого и скромного человека и таким является на самом деле. Но при близком знакомстве вы будете поражены его харизматичностью и целеустремлённостью и ещё тем, как много идей и планов роится в его голове. Компания COLLAR, за 19 лет своего существования проделала головокружительный путь к успеху, и главную роль в этом сыграл и продолжает играть фактор личности. Компанию сделали нестандартность мышления, маркетинговая находчивость и неуёмная творческая энергия её основателя Юрия Синицы.

Он родился в небольшом украинском городе Чернигове, что в 150 км от Киева. Отец — инженер, мать — учитель русского языка и литературы. Советская интеллигентная семья. В детстве Юра мечтал стать футболистом, однако случилась травма, и родители запретили ему серьёзно заниматься спортом. Он рос обычным ребёнком, в школе учился без троек, но и в отличниках не ходил. Очень хотел иметь собаку или кошку на худой конец, но родители были против — семья жила в стеснённых условиях, и Юра «вымещал» свою любовь ко всему живому на рыбках, черепашках и ящерицах и даже начал думать, а не стать ли ему ветеринарным врачом.

 

20 лет тому назад

В 1993 году отец привез-таки из Москвы щенка ризеншнауцера — это был для Юры большой праздник с большими последствиями. Началось всё с проблемы: в Чернигове негде было купить ошейник, и шестнадцатилетний Юра вместе с отцом смастерил его из солдатского ремня.

— Ошейник получился добротный и прикольный — с заклёпками, и потому произвёл на местных собачников неизгладимое впечатление, — рассказывает Юрий Синица. — Несколько друзей попросили и им сделать такие. Денег за работу я не брал принципиально, но, когда стали обращаться друзья друзей, уже не мог просить у отца на «солдатское сырьё» и фурнитуру.

Так Юра Синица стал зообизнесменом. Хотя о бизнесе он тогда не думал — ему просто нравилось шить ошейники, радовало, что за эти ошейники люди искренне благодарят его. Когда появлялся очередной заказ, они выполняли его с отцом — вместе лучше получалось. За работой, часто в спорах, они искали ответы на самые трудные в жизни вопросы: как сделать лучше, как сделать то, что никто не делает? Младшему брату Николаю в тот момент было восемь, и он всегда крутился рядом, ему тоже было интересно и надо. Окончив школу, Юра Синица пошёл бы учиться на ветеринарного врача, но в Чернигове не было такого вуза, и он поступил на факультет экономики и управления. Первый год исправно ходил на лекции, но вечерами всё так же ваял индивидуальные заказы — каждое изделие было штучным, во многом оригинальным. А жизнь вокруг налаживалась, всё больше людей могли прокормить уже не только себя, но и свою собаку. Кустарная мастерская забирала всё больше времени и сил, отнимая их у других занятий, в том числе и у учёбы. Отец говорил ему: «Юра, какие ошейники? Надо окончить институт, стать специалистом и работать в нормальной профессии». Но душа и чутьё говорили другое. К 19 годам Юра Синица уже много чего попробовал делать и был убеждён, что заниматься надо тем, что нравится, — только такое дело даёт мотивацию и ведёт к успеху. Когда хобби стало регулярно приносить доход, сын сделал отцу предложение бросить основную работу и вступить в семейное предприятие. Юрий Петрович взвесил все за и против и согласился.

Настоящий бизнес — когда инвестиции и риск — начался с того, что Юрий Синица продал щенка из потомства ризеншнауцера, подаренного отцом, на вырученные $50 купил витамины для животных и, прихватив сумку с поводками-ошейниками, отправился на городской рынок – за прилавок.

 

Цветок сквозь асфальт

Все полученные на рынке деньги вкладывались в материалы — малюсеньким оптом Синица покупал кожу и фурнитуру. Чтобы увеличить производство, пригласил помощников из числа родственников и ближайших друзей отца и снял 2-комнатную квартиру.

— Это был романтический период, — вспоминает Юрий. — Всё было впервые: регистрация ЧП, отчёты в налоговую, первый трудовой коллектив. На лекции совсем перестал ходить, как сдавал сессии, как получил диплом… не помню, видимо, чудом. Хотя на втором курсе я мог понять, когда преподаватель учил неправильно банковскую платёжку заполнять.

Он изучал экономику в реальной жизни, поэтому впитывал знания моментально. И никогда не действовал спонтанно, всё продумывал и просчитывал. Институт дал умение получать и обрабатывать информацию. Но развитие Юрия Синицы как бизнесмена и как личности происходило за счёт внутренней мотивации: он читал книги и специальную литературу, интересоваться всем, что происходит в зообизнесе и в мире. Маркетинг изучал не по Коттлеру, а по самым современным и актуальным авторам, а также за прилавком. Идеи, почерпнутые из жизни и книг, он превращал в свои дела.

Торговля на рынке позволяла развиваться, но очень медленно. Синица чувствовал, что продавать можно больше. Поехал в Киев, показал тамошним зоомагазинам свою продукцию и услышал в ответ как приговор: «У нас таких, как ты, сто штук, и ошейники твои ничем не лучше». Его выстраданные, сделанные своими руками ошейники в столице никому не нужны? Ладно, сказал себе Юрий Синица, я вам ещё покажу. Это была первая в его жизни сложная маркетинговая задача, которую нужно было обязательно решить.

— Я стал разбираться, изучил продукцию конкурентов и обнаружил, что вся продукция безы­мянная и ни у кого нет товарных кодов. Тогда у меня возникла идея повесить на ошейник бирку, на ней написать код товара и в прайсе коды поставить, чтобы заказывать стало удобно. И название родилось просто: я открыл русско-английский словарь и нашёл, что «ошейник» переводится как «сollar». И логотип с ризеншнауцером я сам нарисовал, со своей собаки. В следующий раз столичные зоопираньи раскрыли широко глаза, подумав, что им привезли фирменный товар.

 

Остановка запрещена

Иметь в постоянных клиентах несколько киевских зоомагазинов — это, конечно, круто, особенно для молодого предпринимателя-самоучки из маленького Чернигова. Но не об этом мечтал Юрий Синица. И тут очень кстати произошёл счастливый случай: в 1999-м состоялась первая зоовыставка на Украине. Ошейники с маленькими бирками, а также большая вывеска и первый каталог продукции сделали своё дело. Юрий сказал тогда с гордостью отцу: «Смотри, папа, в моём блокноте 29 новых клиентов», — и потом три месяца они работали по ночам, чтобы выполнить все заказы. Ошейники Сollar стали известны по всей Украине. Магазины, первыми начавшие ими торговать, срезали с ошейников жёлтые бирки с телефоном и адресом производителя, чтобы избежать или хотя бы отложить на время конкуренцию.

В начале 2000 года Юрий Синица и девять его сот­рудников производили уже 100 ошейников в день. Торговля витаминами и ветеринарными препаратами развивалась также успешно, в ассортимент постепенно добавлялись всё новые товары, их хватило бы… на собственный магазин. А почему нет? Синица сказал, что это будет самый большой и самый красивый зоомагазин в городе. Чтобы влюбить в себя покупателей, прямо в торговом зале устроили постоянно действующий мини-зоопарк: крокодилы, черепахи, питоны — такого в Чернигове ещё не было.

Осенью 2000 года вместе с отцом они поехали на выставку «Зоосфера» в Санкт-Петербург — хотели продавать свою продукцию в России. На самолёте дорого, а на поезд билетов было не достать, поэтому ехали зайцем. Это была судьбоносная поездка — «Зоосфера» поразила и воодушевила. Оказывается, рынок зоотоваров огромный, и на нём одновременно может существовать множество брендов и производителей. Сейчас мысль сия кажется банальной, но тогда она стала прозрением. Юра Синица возвращался в Чернигов с миллионом идей и стратегическим планом развития.

Первым делом начали производить лежанки и домики для собак. Для нового производства сняли ещё одну квартиру. Одновременно бросились развивать продажи зоотоваров других производителей, да так энергично, что в 2002 году доход от сервисных продаж превысил прибыль от собственной продукции. Это был уже серьёзный бизнес. Но Синица не думал почивать на лаврах. Его цели всё время подрастали, видоизменялись, переходили в более тяжёлую весовую категорию.


С дочерью Наташей. Фото Анатолия Кулагина

Следующим шагом стали новации в производстве ошейников. С начала 2000-х на Украине появилась качественная, но дорогая европейская амуниция из нейлона. Юрий Синица решил освоить этот материал, и в 2004 году родилась торговая марка DOGextreme, которая благодаря качеству и невысокой цене сразу пошла в гору. А за год до этого освоили производство совершенно нового для Украины продукта — древесного наполнителя. Supercat стал очередным прорывом. В тот момент на Украине глиняные наполнители продавались уже больше 10 лет и повсеместно. Синица и его друг Богдан Мирошниченко начали интересоваться технологией производства древесных наполнителей и узнали, что специальное оборудование стоит более 100 тысяч евро. Тогда для них это были сумасшедшие деньги. Придумали, как приспособить оборудование, которое применялось в производстве корма для сельскохозяйственных животных. К слову сказать, оно и сейчас работает, только многократно модернизированное и почти полностью автоматизированное. Чтобы начать продавать по сути новый для рынка наполнитель, во все свои торговые точки (тогда их было уже 6, из них 2 магазина) разослали образцы. Те ответили: плохо идёт, народ привык к глине. И тогда Синица предложил: каждому, кто покупает глиняный наполнитель, давать в подарок килограмм древесного. В 2003 году это было смелым маркетинговым ходом. Через пару месяцев половина из «глиняных» покупателей полностью переключились на древесный наполнитель. Положительный опыт распространили на все партнёрские магазины, и вскоре производство уже не могло удовлетворить спрос. Сегодня, несмотря на то, что производителей древесного наполнителя на Украине около 20, Supercat остаётся лидером, потому что был первым и потому что его качес­тво стабильно улучшается.

 

Кто не рискует, тот не пьёт шампанского

В 2005 году объёмы продаж собственной продукции вновь превысили выручку от оптово-сервисной деятельности. В компании работали уже 50 человек, появились настоящий офис, производственные цеха, склад. Компания двигалась уверенно вперед, но Юрий Синица не успокаивался. Надо делать больше, идти дальше.

— Я уже давно думал о Европе и в 2006-м поехал туристом на выставку Interzoo, — продолжает рассказывать Юрий. — Эффект был примерно такой же, как после первой «Зоосферы». Я увидел, что мировой зоо­бизнес колоссальный и даёт огромные возможности всем, кто делает оригинальную и качественную продукцию. Одновременно не давало покоя осознание того, что моей компании нужно ещё лет 20 работать, чтобы добиться европейского качества, что сегодня мне нечего предложить Европе.

Но новая большая цель появилась. Уже в 2008 году Синица набрался наглости и поехал на Interzoo участником экспозиции. И вновь не было успеха, а лишь мысли и прозрение: «Мы занимаемся всем, и если не сфокусируемся на чём-то одном, то во всём будем середнячками». Проанализировав все обстоятельства, Юрий Синица вместе с отцом, отвечавшим за производство, вместе с другими коллегами решил, что их основная сила именно в производстве таких товаров, которые никто не делает. Нужно отказываться от опта товаров других производителей. Все очень боялись этого шага, потому что чужие продукты занимали 40% оборота. Все понимали, что продажи обрушатся. Очень не хотелось увольнять людей, и никого не уволили. Но нужно было время, пока все перестроятся, пока каждому найдётся новое дело. Перестроились, смогли. Осенью 2008 года компания полностью отказалась от дистрибьюторских контрактов и сконцентрировалась на производстве и внедрении инноваций.

Для кого-то кризис 2008 года стал настоящей трагедией, а для Юрия Синицы и его компании он был наградой за маркетинговую интуицию и постоянный творческий поиск.

— Многие дистрибьюторы, чьи цены были привязаны к стоимости валюты, сильно пострадали, а то и вовсе прекратили существование, — говорит Синица. — А компания COLLAR, отказавшись от сервисной торговли, сделала очередной счастливый прорыв. За полгода мы вернулись к докризисным объёмам продаж, но теперь исключительно за счёт собственной продукции.

 

Создание легенды

Быстрый рост компании после её переформатирования вызвал эйфорию и привёл к некоторой запутанности в делах, финансовым разрывам. Поэтому в 2009 году родилось простое и эффективное решение разделить компанию на три самостоятельных юридических лица: производственное подразделение, оптовую компанию для продажи своей продукции и сеть собственных зоомагазинов. И сразу всё встало на свои места. У Юрия Синицы появилась возможность полностью сконцентрироваться на инновациях и открытии новых рынков.

С 2005 года компания COLLAR пыталась наладить экспорт в Россию. Но таможенные препоны, необходимость оформления множества бумаг, сложная логистика, взлетевшие из-за всего этого цены отпугивали клиентов. В 2011 году была создана компания в России, ответственная за все эти хлопоты. И дело пошло. Вскоре такие же компании появились в Варшаве, Филадельфии (США) и Гонконге. Сегодня почти половину своей продукции компания COLLAR экспортирует.

Разработка новых товаров всегда была целью компании, и в 2010 году по инициативе Юрия Синицы был создан отдел развития с собственным внушительным бюджетом, призванный решать именно эту задачу. Результат превзошёл все ожидания — появилось множество инновационных продуктов, два из которых широким фронтом перешли границу: это LED-светильник AquaLighter собственной конструкции (разработчик Юрий Хрущ), который успешно продаётся даже в Японии, и Puller (разработчик Сергей Шкот), на который получено более 20 патентов во множестве стран. Несмотря на такой ошеломляющий успех, наш герой и не думает зазнаваться. С радостью делится своими идеями и опытом с конкурентами, да и конкурентов, если честно, считает партнёрами и друзьями. «Зообизнес – душевная и открытая отрасль, мы же все делаем общее дело, — считает он. — Встав на путь создания инноваций, мы не просто делаем новые продукты, мы открываем новые ниши, расширяем границы зообизнеса. Все остальные могут этим смело пользоваться, мне не жалко!»

 

Сугубо личное

Портрет Юрия Синицы будет незаконченным без нескольких важных штрихов. Его детская страсть к футболу 11 лет назад реализовалась в любительской команде, в которой он играл до прошлого года и которая в этом году вышла в финал чемпионата Украины и теперь претендует на то, чтобы играть в профессиональной лиге. Для команды и для всего Чернигова Синица намерен построить стадион.

С детства Юрий мечтал объездить весь мир и теперь реализует эту свою мечту, которая, к счастью, несбыточна — мир оказался бесконечно большим и разнообразным. Предпочитает путешествовать он дикарём с полным погружением в природу, местные условия, нравы и обычаи, поэтому его поездки полны приключений и большого риска. Таким образом уже исследованы Мадагаскар, Мексика, Доминикана, Индия, Китай, Филиппины, все остальные страны ждут своей очереди.

У Юрия так много душевного тепла, что ему мало заботиться о своих близких. Бездомные животные, дети-инвалиды — пожалуй, наиболее уязвимые в нашем мире — не обойдены его вниманием. Фонд помощи приютам для бездомных животных пополняется от продаж самых популярных товаров компании COLLAR. На средства фонда уже 5 лет проводится стерилизация бездомных животных Чернигова, у городских властей для этого средств нет.

Второй фонд — «Цветы жизни» — развивает канис­терапию. Однажды собака Синицы принесла щенков, и один из них был слабым и едва не умер при родах, но Юрий сумел его реанимировать и выходить. Щенка назвали Ника. К Юре собака привязана как хвостик, сопровождает в поездках по стране, а к незнакомым людям она относится очень добродушно — у неё напрочь отсутствует агрессия, одна сплошная любовь. Однажды Синица заехал с Никой в местный детский дом. Все дети сразу влюбились в Нику, и только один мальчик стоял в сторонке, боялся, потому что его однажды укусила собака. Юра взял мальчика за руку и подвёл к Нике. Тот погладил собаку, назвал её имя и навсегда избавился от страха. До этого Ника работала ночным сторожем, а кроме того, была моделью на выставках. Теперь было решено, что она должна служить детям. В Чернигове есть центр, где лечат детей с аутизмом и ДЦП. Юрий пригласил психолога и вместе с ним пришёл к руководителю этого центра. С его разрешения провели несколько занятий с детьми. И во всех случаях фиксировались серьёзные положительные результаты. Персонал детского центра был в шоке в самом лучшем смысле этого слова. С тех пор два раза в неделю Ника и её помощник (работник компании Михаил Кулько) проводят такие занятия. В этот детский центр привозят детей со всей Украины, Ника помогла уже более чем 100 из них. Сегодня Юрий думает о том, как развить это дело, — одной Ники недостаточно, чтобы помочь всем нуждающимся.

Если спросить Юрия Синицу о его дальнейших планах, он тактично переведёт разговор на другую тему. Лучше, говорит, сначала сделать, а потом рассказывать. Нам остаётся только ждать, что ещё придумает семейная компания COLLAR. А придумывать в ней есть кому: 300 сотрудников, включая главного генератора идей Юрия Синицу, его отца и младшего брата Николая, который возглавляет розничную сеть, а также 14-летнюю дочь Наташу, которая пытается создавать новые модели ошейников. Судя по всему, ожидать следует чего-то принципиально нового, революционного. Поживем, увидим.