Наталья Волдинер
Выставка «Евразия–2013» стала большим событием не только для собаководов. Её посетили 100 000 человек (на 30 тысяч больше, чем в прошлом году) и более 80 компаний, работающих в сфере зообизнеса, сочли необходимым принять в ней участие. Площади, занятые участниками выставки, также увеличились — 42 тыс. кв.м с трудом вместили всех желающих представить свои товары и услуги для животных. В этом году на выставке было организовано online-вещание, и более 5000 человек, не имевших возможности посетить шоу, наблюдали за событиями на главном ринге в сети интернет.
Крупная международная выставка, на которой в этом году животных судили 65 экспертов из США, Финляндии, Австралии и Японии, Бангкока, Кипра, Эстонии и Израиля, предоставляет много возможностей заявить о себе. Спонсорство конкурсов и отдельных рингов, призы и подарки победителям и участникам, разного рода лотереи для посетителей — все эти варианты были представлены в полной мере. Достаточно сказать, что в ходе выставки были вручены более 19 000 призов и памятных подарков.
Уже традиционно стенды некоторых компаний становились эпицентрами зрительского интереса — эти участники выставки «Евразия-2013» привлекли немалое число посетителей интересными викторинами, симпатичными мелочами, подарками и фотосъёмкой. Однако такая активность на стендах имела и свою обратную сторону — «громкая» жизнь в двух шагах от главного ринга зачастую заглушала объявления и голос ведущего конкурсов и мероприятий, происходивших здесь.
На другом стенде ветеринарные врачи бесплатно осматривали собак и давали рекомендации по уходу и кормлению — и, конечно, выполнить эти предписания можно было тут же, приобретя специальный корм или лакомство.
«У кого в кармане тыщи, тратьте тыщи те…»
Общее праздничное настроение посетителей выставки «Евразия-2013» весьма способствовало покупательской активности — на таких мероприятиях люди легче расстаются с деньгами. Следы этой «покупательской лихорадки» видны были повсюду — люди ходили с пакетами и свёртками, а возле мест рядом с рингами покупки были сложены аккуратными горками. Как всегда, большой популярностью пользовались украшения и аксессуары для животных, сплошь и рядом посетители, купив что-то, тут же надевали обновку на собаку. Большой интерес вызвали «интеллектуальные игрушки» для собак и разного рода амуниция для кинологических видов спорта.
Можно было наблюдать и вдумчивых посетителей, выбирающих не просто разовую покупку, но партнёра для долговременного сотрудничества — особенно это относилось к представителям питомников, заинтересованных в кормах, амуниции и многом другом. Год от года происходят изменения в предпочтениях этой категории покупателей — собаководы становятся всё более искушенными и следуют последним тенденциям, и на выставках представители зообизнеса напрямую могут и изучать изменения спроса, и формировать его.
Впрочем, некоторые товары не справились с «полевыми испытаниями» — некие новехонькие переноски не выдержали проверки активными собачьими «детьми», и хозяева решили вернуть их продавцу. Значит, производителю ещё есть, над чем поработать.
«Всё течет, всё меняется»
В последние годы происходит плавное изменение состава наиболее популярных пород — серьёзные служебные собаки постепенно уступают места декоративным породам и собакам-компаньонам. Это со всей очевидностью следует из изменения «списочного состава пород» выставок «Евразия» последних лет. Вот как выглядит статистика по пяти наиболее популярным породам последних трёх лет:
2011 | 2012 | 2013 |
Лабрадор-ретривер (117) | Лабрадор-ретривер (202) | Лабрадор-ретривер (223) |
Американский стаффордширский терьер (146) | Золотистый ретривер (148) | Немецкий цвергшпиц/померанский шпиц (163) |
Итальянский кане-корсо (145) | Сибирский хаски (137) | Сибирский хаски (144) |
Йоркширский терьер (127) | Йоркширский терьер (137) | Итальянский кане-корсо (130) |
Золотистый ретривер (124) | Американский стаффордширский терьер (122) | Китайская хохлатая собака (120) |
Лидируют по-прежнему лабрадоры, однако всё более популярными становятся такие декоративные породы, как китайская хохлатая. Популярность сибирских хаски растёт не только в силу обаяния этих собак, но и в связи с распространением кинологических видов спорта и успехами российских спортсменов на этом поприще.
В здоровом теле – здоровый дух
Большой интерес у публики вызывали и стенды ветеринарных клиник и компаний, реализующих ветеринарные препараты. На выставке «Евразии–2013» присутствовало немалое число профессионалов от собаководства, для которых знания о новых препаратах, методиках лечения и способах диагностики очень важны. Да и образ, создаваемый клиникой на выставке, важен для клиента, принимающего решение, куда обратиться в случае нужды.
Спешите делать добро
На выставке «Евразия-2013» присутствовали многие благотворительные организации и фонды, помогающие попавшим в беду собакам найти новый дом и семью. Некоторые из них не просто получили разовую помощь, но договорились о полноценном сотрудничестве с компаниями-производителями корма и аксессуаров для животных. Сегодня благотворительность распространяется всё шире и становится «хорошим тоном» не только для частных граждан, но и для компаний, работающих в зообизнесе. И потребители явно симпатизируют компаниям, сделавшим помощь животным частью своей политики.
Такие крупные, привлекающие тысячи участников и зрителей выставки, как «Евразия», всегда являются отличным испытательным полигоном для новых товаров и позволяют собрать информацию об изменяющихся тенденциях в мире собаководства. Самые разные инструменты — от анализа статистики выставляющихся пород до проведения опросов профессиональных собаководов — позволяют более точно определять маркетинговую и ассортиментную политику компаний-участников зоорынка, способствуя, таким образом, дальнейшему развитию этого сектора бизнеса.