Ксения Воронина
10 апреля 2013 года в Москве прошёл очередной, X Форум субъектов предпринимательства в сфере зообизнеса. Многие проблемы, которые обсуждались на юбилейной встрече предпринимателей и представителей министерств и ведомств, были озвучены уже не в первый раз. Впрочем, некоторые вопросы, поднимавшиеся в прошлом году, удалось благополучно решить.
Пожалуй, самой больной и уже хронической проблемой остаётся закон «О ветеринарии», отсутствие которого тормозит регулирование отрасли. Причём вопрос о том, когда закон будет, наконец, принят, интересует не только предпринимателей, но и чиновников, взаимодействующих с Минсельхозом, в котором до сих пор находится проект. К сожалению, в ходе подготовки к форуму выяснилось, что чиновники этого министерства заняты более важными вопросами, чем общение с бизнес-сообществом и коллегами из других ведомств — на форуме ответить на вопросы о перспективах принятия закона было некому.
Миллиарды за формальность
В таком же «зависшем» состоянии остаётся проблема выдачи ветеринарных сопроводительных документов. После рассмотрения в Минэкономразвития регулирующего эту сферу приказа № 422 и его обоснованной критики Минсельхоз подготовил новый документ — приказ № 649. Однако Минюст, куда был направлен приказ, в его регистрации отказал, и проблема осталась нерешённой, а отрасль продолжает пользоваться приказом № 422.
Между тем, благодаря созданию Межотраслевого экспертного совета по ветеринарии, в который вошли крупнейшие отраслевые союзы и ассоциации (в том числе Союз предприятий зообизнеса), обсуждение проблемы вышло на новый уровень. В частности, было подготовлено обращение в Федеральную антимонопольную службу и в адрес Президента РФ с описанием всех последствий нынешней системы выдачи ветеринарных сопроводительных документов для государства и бизнеса. Несмотря на то, что процедура носит формальный характер и инспектор в большинстве случаев занимается лишь переписыванием справок на товар, — только на бланки высокой защиты ветеринарные службы РФ тратят 1,5–2 млрд руб. в год. И это ещё не учитывая оплату работы сотрудников, оформляющих ветеринарные сопроводительные документы, число которых в 2011 году составило 13 425 человек. Приблизительная величина расходов бизнеса составляет около 2,5 млрд руб. за год. Совокупные затраты, с учётом оплаты стоимости бланков, оплаты услуг по оформлению ВСД, договоров на обслуживание со станциями болезней животных и других расходов, составляют примерно 10 млрд рублей. Наверное, этим средствам и государство, и бизнес могли бы найти лучшее применение.
Процесс выдачи ветеринарных сопроводительных документов может стать контролируемым, прозрачным и бесплатным для предпринимателей благодаря внедрению электронной системы «Меркурий». Её использование активно поддерживает Россельхознадзор, но в настоящий момент «воз и ныне там».
Из-за того, что закон «О ветеринарии» попал в «бермудский треугольник» кабинетов Минсельхоза, не решается и важная для любого зоомагазина, торгующего животными, проблема выдачи справок на приобретаемых щенков, котят, хомячков и рыбок. Новый закон предполагает возможность выдачи таких справок ветеринарным врачом, входящим в штат магазина, тогда как по существующим правилам животных должен освидетельствовать государственный врач. И даже то, что животные поступают в магазин уже со справками и могут быть куплены уже через несколько минут после появления в торговом зале, не освобождает от необходимости новой проверки и получения справки «на выходе». Стоимость справки и вызова инспектора для осмотра превышает сотню рублей, но получать её необходимо и на животных стоимостью 30–50 рублей. На вопрос предпринимателей, продающих по 100 животных в день, включая рыбок, как на практике предполагается соблюдать законодательство, Николай Левкович, и. о. начальника Главного управления ветеринарии Московской области, предложил магазинам заключать договор с госветслужбой, чтобы государственный инспектор являлся в магазин по первому требованию или даже постоянно находился в магазине.
Такой ответ устроил не всех предпринимателей, и не только из-за сложностей (в том числе материальных) воплощения этого плана в жизнь. В частности, руководитель магазина, занимающегося продажей рептилий, посетовал, что государственные врачи часто не имеют необходимой квалификации для работы с экзотическими животными и даже отказываются осматривать, например, ядовитых пауков или змей. Осмотр таких животных становится формальностью ещё и потому, что они не являются переносчиками заболеваний, опасных для человека.
Аналогичные примеры привёл и представитель выставочной компании, организующей в том числе выставки экзотических животных. Компания вынуждена оплачивать труд государственного ветеринарного врача на выставке, чтобы соблюдать правила, а также дополнительно приглашать ветеринарного специалиста, который может провести квалифицированный осмотр животных. Красочным примером абсурда в практическом следовании букве закона стал рассказ участника форума из Санкт-Петербурга об участии в выставке хомяков. Из-за того, что в Северной столице введены обязательные требования к идентификации животных, маленькие зверьки, которых нельзя чипировать, после получения справки в местной ветслужбе запечатываются в контейнер и едут на выставку без доступа к воде и еде. Гуманным такой подход назвать сложно.
Способом решения перечисленных проблем может быть только введение института ветеринарных специалистов, прописанное в проекте закона «О ветеринарии», судьба которого, как уже говорилось, неясна до сих пор.
Молчание — знак согласия?
Самая важная черта форумов СПЗ — живой диалог бизнеса и власти, в ходе которого о своих претензиях могут заявлять не только предприниматели, но и представители профильных ведомств. Настоящий «нагоняй» получили руководители зоомагазинов от Натальи Кузьмичёвой, начальника отдела лицензирования и оказания государственных услуг Роспотребнадзора. Несмотря на постоянное взаимодействие ведомства с нашей отраслью, в результате которого были получены исчерпывающие разъяснения требований к соискателям лицензий на фармацевтическую деятельность, к использованию рентген-аппаратов в ветеринарии и т. д., «перегибы» в регионах, к сожалению, не редкость.
Зачастую камнем преткновения становится участие в процессе получения лицензии Центров гигиены и эпидемиологии. Несмотря на разъяснения Роспотребнадзора, в которых чётко говорится, что проведение исследований для выдачи санитарно-эпидемиологических заключений в целях лицензирования является бесплатным, некоторые руководители ФГУЗов вымогают у предпринимателей деньги. Каждый год некоторые зообизнесмены рассказывают на Форуме СПЗ о том, какие средства пришлось отдать нерадивым ФГУЗам. Но зачем руководителям ФГУЗов останавливать принятую практику, если предприниматели готовы платить? Госпожа Кузьмичёва рассказала, что в этом году была получена всего одна официальная жалоба на вымогательство — и ситуация была благополучна разрешена: виновные наказаны, а деньги возвращены. Желание же быстро решить вопрос за деньги и приводит к злоупотреблениям. Наталья Кузьмичёва напомнила, что ФГУЗы являются подведомственными Роспотребнадзору учреждениями, поэтому в случае вымогательств следует в первую очередь воздействовать на нарушителя через региональное отделение Роспотребнадзора. Следующим шагом должен стать центральный аппарат. Вариант безмолвной оплаты рассматриваться не должен.
Лекарства для ветеринарии: перспективы
Отдельного подробного обсуждения в этом году заслужили перспективы импорта и производства в нашей стране лекарственных средств для ветеринарного применения. В начале встречи директор СПЗ Татьяна Колчанова рассказала о проекте внесения изменений в закон «Об обращении лекарственных средств». Поправки были подготовлены Минздравом и проходили активное обсуждение, в котором участвовали, правда, только фармацевтические компании — производители «человеческих» лекарств. К счастью, участники СПЗ оперативно подключились к обсуждению проекта и высказали свои замечания. По плану законопроектной деятельности на 2013 год проект должен быть внесён в Правительство РФ уже в мае, а в Думу — в июне.
Серьёзными осложнениями в работе изготовителей лекарств для животных может грозить переход России на новые стандарты контроля производства и качества. В рамках присоединения России к Организации экономического сотрудничества и развития вводится единая методика контроля и правила проведения доклинических и клинических исследований (речь идёт о GMP и GLP).
Проблема состоит в том, что к введению стандартов не готовы не только производители, но и сами государственные органы. В настоящее время правила разрабатывает Минпромторг, осуществляющий лицензирование производства лекарственных средств для медицинского применения. Однако кто будет заниматься проверкой предприятий, как будет выстроено взаимодействие Минпромторга и Россельхознадзора — пока неизвестно. Серьёзные опасения вызывает и отсутствие аккредитованных для работы с лекарственными препаратами для ветеринарного применения лабораторий. К сожалению, какое практическое воплощение получит введение правил, остаётся под вопросом. Если российским производителям (а заодно и министерствам) не будет дан большой переходный период, компании останутся без возможности разработки и введения в оборот новых лекарств, что будет иметь непоправимые последствия и для отрасли, и для конечных потребителей, на долю которых останутся только дорогие лекарства иностранного производства.
В непростой ситуации остаются и продавцы ветеринарных препаратов. Годы идут, а правил хранения, отпуска, оптовой и розничной торговли, перемещения лекарственных средств для ветеринарного применения до сих пор нет. В условиях правового вакуума к ветеринарным аптекам применяются самые разные нормативы, в том числе и как для обычных аптек (а иногда и более строгие). Об опасности сложившегося положения говорит случай судебного разбирательства в отношении одной аптеки, оштрафованной инспектором Россельхознадзора. Несмотря на то, что Россельхознадзор признал неправоту своего сотрудника и наказал его, суд вынес следующее решение: «Поскольку отдельных правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения не установлено, то организациями, осуществляющими деятельность в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, должны соблюдаются Правила хранения лекарственных средств, утверждённые Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н».
Работа продолжается
Все рассмотренные на форуме темы были отражены в принятой по итогам заседания резолюции и определили направления деятельности СПЗ на ближайшее время. Главный же вывод, который нужно сделать по результатам форума, — предприниматели должны активнее участвовать во взаимодействии с властью, не только раз в год рассказывая о своих проблемах, но и стараясь предотвратить их возникновение путём участия в рассмотрении проектов законов, становясь участниками рабочих групп на базе СПЗ и т. д. Да, некоторые проблемы напоминают неподъёмный камень, но если даже не пытаться его подвинуть — дорога для развития будет закрыта навсегда.