ТЕКСТ: Юлия Долженкова
25–27 января в Варшаве (Польша), состоялся 18-й Global Pets Forum. В этом году здесь собралось 230 владельцев и руководителей бизнеса, в том числе 20 российских представителей. Для многих форум стал ежегодной площадкой для встречи и общения, однако в этот раз состав участников обновился почти на 40%, что придало мероприятию ещё большую ценность.
Российские участники Global Pets Forum
Речь шла о природе, о бизнесе как об экосистеме, которая функционирует и развивается в соответствии с законами природы. Будучи самостоятельным организмом, любая компания, тем не менее, представляет собой живую систему, интегрированную в окружающую среду.
Бизнес — живой организм
Почти все компании, все модели бизнеса, созданные в XX веке, не рассматривали себя, как часть системы: бизнес рассматривался как отдельная от окружающей среды и общества единица. Начало XXI века изменило ситуацию, и компании стали находить точки соприкосновения с ценностями общества и среды. Но всё быстро меняется и теперь успешными в XXI веке имеют шанс стать только компании, которые плотно связаны с окружающим миром, а скорее даже являются ядром системы «бизнес — общество — окружающая среда».
Это возможно путём вовлечения в бизнес-процесс всех «заинтересованных» единиц: от руководителя и всех сотрудников компании, поставщиков до клиентов, конечного покупателя и даже конкурентов. Другими словами — всё зависит от всего, всё взаимосвязано, как в природе. Казалось бы, что страшного в том, чтобы убить дьявола океана — акулу. Но на самом деле, если убить акулу, может умереть целый риф. Она перестанет поедать рыб, которые в свою очередь перестанут охотиться на других рыб, влияющих на жизнь микроорганизмов, обеспечивающих жизнеспособность рифа. Абсолютно такая же ситуация складывается и в бизнесе. Рассмотрим розницу. У ритейла есть три основные «акулы»: ассортиментная политика, создание благоприятной атмосферы для шопинга, взаимодействие (построение эффективной работы) с поставщиками. «Убей» одну из этих «акул», и розница (зоомагазин) перестанет быть эффективной.
Более того, структура компании сама по себе должна строиться как функционирующая живая система, где каждый сотрудник не просто несёт исполнительную функцию, а полноценно участвует во всех бизнес-процессах. Ведь, в конце концов, самое главное — это слушать и слышать людей, доверять им принятие решений.
Награда Global Pets Award в этом году была вручена компании West Paw Design (CША), также организаторы вручили специальную награду Lifetime Award Джиму Майерсу, CEO крупнейшей розничной сети США Petco.
Корин ван Винден вручает награды
Глобальные вопросы: определение видения компании (кем вы хотите быть), её стратегии и тактик (как вы хотите этого достичь), брендинг; специализированные вопросы: ассортиментная политика, ввод новинок, частные вопросы и методы их решения — во всё это можно и нужно вовлекать всех сотрудников. Ставить задачи, находить их решения, самостоятельно их исполнять и нести ответственность за них — это основа мотивированности сотрудников, это и есть правила функционирования компании как живого организма. Децентрализация и расширение полномочий — это то, что стимулирует развитие и постоянное обновление. Это главные тренды и главные двигатели будущего современного бизнеса.
Мотивированные, целенаправленные сотрудники, работающие не только головой, но и сердцем, гораздо более эффективны, нежели те, кто просто следует инструкциям.
Децентрализация и взаимодействие. Как создать экосистему?
Прогрессивную компанию, представляющую собой экосистему, Джайлс Хатчинс предложил изобразить так:
Как видите, это не прямолинейная иерархичная схема, а сложные «творческие» взаимоотношения. Биолог Менно Шильтхузен предложил биомимикрировать, а именно, учиться у природы и интегрировать её процессы в свой бизнес. Он продемонстрировал, как существуют экосистемы и как можно использовать их связи в бизнесе. Итак, как же построить устойчивый, регенеративный (развивающийся) бизнес, который будет нацелен на будущее? Специалисты, выступавшие на форуме, дали несколько рекомендаций, о которых стоит задуматься, а ещё лучше — начать претворять в жизнь компании уже сейчас. Все они основаны на изучении процессов, происходящих в природе.
1. Децентрализовать компанию, отпустить тотальный контроль. Доверять ведение процессов команде. Возьмите муравейник: там каждый делает своё дело, но в общем получается функционирующая система, а не анархия. Среди удачных бизнес-проектов, созданных по этой модели, — Википедия.
2. В традиционных, «линейных», компаниях, как правило, рациональное мышление доминирует и не даёт развиваться остальным. Чтобы избежать этого, подумайте о том, как составить команду из разных людей: с разными типами мышления, темпераментами, культурными различиями, лидеров и исполнителей, то есть полностью диверсифицированный штат сотрудников. Обращайте особое внимание на персональные качества каждого участника процесса, обращайте эти качества в достоинства и используйте их. Природа создала энергетические (пищевые) цепочки, состоящие из разных организмов, являющиеся отдельными экосистемами.
3. Наладить взаимодействие между всеми звеньями делового процесса от производства до конкурентов. Не соперничать, а сотрудничать с ними. В природе мы можем найти пример подобного взаимодействия в жизни океана: множество мелких рыб «предоставляют услуги» потенциальным врагам, например, по очистке их тела от вредных бактерий, и вместо риска быть съеденными получают защиту «сильных мира сего».
4. Иметь некий избыток, запас — это всегда выгодно. И речь не только и не столько о товаре. Все бизнес-процессы должны быть чуть более избыточными, чем просто средством достижения поставленной задачи. Пример из природы — у акулы гораздо больше зубов, чем ей нужно для того, чтобы поймать и съесть добычу, а каждый зуб имеет ещё несколько зазубрин. Это и есть резерв, позволяющий ей доминировать.
5. Важно учиться на успехах (природа никогда не учится на ошибках, только на удачах, это и есть эволюция) и развиваться.
Одной из интереснейших частей программы стала дискуссия с участием директоров трёх крупных розничных сетей, лидеров в своих регионах. В обсуждении тем, касающихся особенностей и развития розницы, а также вопросов, которые интересовали слушателей, приняли участие Джим Майерс (Petco, США, CEO), Питер Притчард (Pets at Home, Великобритания, CEO), Дэвид Нг (Pet Lover’s Centre, Сингапур, CEO).
Между природными и бизнес-экосистемами, тем не менее, есть существенные различия. Во-первых, компании, в отличие от животных, могут планировать. Во-вторых, компании могут прогнозировать будущее. В-третьих, компании могут совершенствоваться, в отличие от живых организмов, которым хватает быть «достаточно сильными, чтобы выжить». Все эти различия вполне можно считать преимуществами сегодняшнего бизнеса.
Культура и стратегия
Любопытную лекцию о культурных особенностях и их влиянии на построение бизнеса прочитал участникам форума профессор Герт Ян Хофстеде. Без понимания культурных особенностей друг друга люди не могут жить в сообществе. Без знания культурных особенностей также невозможно ведение бизнеса, ведь в каждой стране, в каждой культуре есть свои ценности и свои «двигатели». На примере результатов опроса, проведённого в разных странах, Герт Ян показал, насколько разными они могут быть. Если для успешного руководителя в США наиболее важны рост, этические нормы и личное благосостояние человека, то в Германии главными ценностями являются социальная ответственность, ответственность сотрудников и создание чего-то нового. В то время как в Китае успешный лидер ставит во главу угла этические нормы, патриотизм и власть, а бразильцы более всего ценят дух соперничества (игры), власть и доходность.
Наиболее значимые и невероятные прорывы XXI века будут сделаны не благодаря технологиям, а благодаря всё более развивающейся концепции «быть человеком».
Джон Нейсбит, футуролог
Культура — это та среда, в которой люди выросли. На основе анализа поведения людей в своей среде можно судить об их культурных особенностях и учитывать результаты этого анализа в деловых отношениях. Специалисты отмечают шесть основных черт, которые лежат в основе разных культур.
Коллективизм (групповое сознание и поведение, главный принцип «не выделяться») — индивидуализм (каждый независим и выражает собственное мнение). К группе с максимально развитым коллективизмом относятся Монголия и многие африканские страны, также сильно развито коллективное сознание в Китае и других азиатских государствах. С противоположной, «индивидуалистической», стороны находятся США, страны Западной Европы, Скандинавии и Австралия. Россия располагается в середине шкалы.
Понимание этих аспектов важно для брендинга и маркетинга, потому что коллективная и индивидуальная модель влияют на то, как человек делает выбор, на лояльность к бренду, например. В странах, где в культурной основе лежит коллективное сознание, а значит, люди подвержены влиянию мнения «большинства», лояльность будет ниже, чем в странах, где человек независимо делает выбор в соответствии с собственными требованиями и желаниями.
Накануне форума компании Zoolux и Placek устроили для желающих поездку в два пригородных зоомагазина Варшавы.
Мы посетили сетевой Kakadu и небольшой магазин ZooZoo.
Индекс восприятия власти. Это то, как менее влиятельные члены общества, компании (или семьи, например) воспринимают своё неравенство по сравнению с людьми, наделёнными большей властью. В странах с высоким индексом действует принцип «лидируй или подчиняйся», смирись со своей участью. В странах с низким индексом люди считают всех равными, живут по принципу переговоров, сами строят свою жизнь. Знание степени «иерархичности» в обществе всегда находит отражение в том, на каких «струнах» играет реклама, например.
Женственность (заботиться и прощать) и мужественность (быть жёстким, мужчины воюют, женщины заботятся). В этом культурном аспекте речь идёт о прощении, взаимопомощи в одних культурах и бескомпромиссности и твёрдости в других. Также может влиять на особенности и методы продвижения товаров и рекламы.
Следующий культурный аспект — это отношение ко всему незнакомому. Здесь существует два полюса: избегать неизвестного, это обусловлено боязнью нового и приводит к усилению роли ритуалов и внутренних традиций, и принимать неизвестное, в таких странах незнакомое воспринимают как что-то любопытное и толерантно относятся к «непохожести» других. Пример из бизнеса: в странах первой группы, явный представитель которой — Россия, люди более склонны к употреблению лекарств, об этом свидетельствует гигантское число аптек в этих странах, а также количество рекламы медицинских препаратов. Это объясняется боязнью людей быть подверженными неизвестным заболеваниям, желанием оградиться от чего-то, что может нанести вред их здоровью и благополучию.
Ориентация на ближайшее будущее и на долгосрочный период. Первый полюс характеризуется монументальностью, значимостью собственного достоинства, исторической базой, в сознании людей то, что они однажды создали, хорошо и не требует изменений, особенно если это эффективно работает. Противоположный полюс отличается подвижностью, гибкостью, постоянной работой и склонностью к развитию. Большинство инноваций, изобретений, создание новых трендов случаются в странах с ориентированностью на глобальный период времени.
Раскрепощённость и сдержанность — два культурных аспекта, влияющих на поведение. Жизнь прекрасна, работа важна, человек свободен — приоритеты первой категории с высоким уровнем раскрепощённости. Жизнь — это тяжёлая работа, человек движим обязанностями и долгом — черты противоположной культуры. Эти черты находят отражение в разных аспектах бизнеса: от создания иерархии в компании до главного посыла в рекламных кампаниях всех видов товаров.
Путём долгого анализа с использованием различных таблиц и методик м-р Хофстеде проанализировал вышеприведённые аспекты и получил четыре различных вида социального ландшафта.
Германские страны (Германия, Нидерланды, Австрия, Люксембург, а также Израиль и Коста-Рика) находятся на той части социальной картины, где общество рассматривается как «механизм»: если его составные части работают по правилам, то всё идёт гладко. В Великобритании общество является неким «рынком», где вы можете продавать что-то, торговаться, если в одном месте не продаётся, можно попробовать сделать это другими путями или в другом месте, это очень свободное и импровизирующее общество. Следующая разновидность общества — пирамида, где сила всегда права, где есть босс, который заправляет всеми делами и при этом отвергается неизвестное. К таким странам относятся Россия, большинство стран Латинской Америки, несколько восточноевропейских государств. А если при подобной модели с сильным руководителем общество толерантно к чему-то новому и незнакомому, то оно может рассматриваться как «семья». В этой части схемы — Китай, Индия, Сингапур, Кения, Нигерия. Это страны с быстроразвивающейся экономикой, где много семейных бизнесов.
Зачем это нужно знать, спросите вы. Очень просто — чтобы применять в бизнесе. Если вам нужно качественное производство, обращайтесь к странам-машинам. Если вы хотите получить хороший маркетинг — найдите партнёра на «рынке». И даже если сейчас кажется, что эти знания пока не совсем актуальны для вашего бизнеса, никогда не стоит недооценивать важность влияния культурных особенностей на построение взаимоотношений, в том числе деловых.
С точки зрения построения бизнес-отношений нынешний Global Pets Forum снова оправдал ожидания и дал участникам возможность знакомиться, общаться, укреплять существующее бизнес-партнёрство и устанавливать новые контакты. За эти два дня произошло и было сказано и увидено столько всего интересного, чего не объять в статье, какой бы пространной она ни была. Да и не нужно, ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому приглашаем вас в следующий раз принять участие в этом самом воодушевляющем мероприятии нашей отрасли. «Зооинформ» организует синхронный перевод всех лекций, поэтому вам не нужно волноваться, если ваш уровень знания английского недостаточно высок. Запланируйте заранее на будущий год — Global Pets Forum 2018 состоится в Венеции (Италия) 24–26 января. Присоединяйтесь к мировому сообществу!