Такой крупной выставки, как в 2023 году, в истории «ПаркЗоо» ещё не было: стенды 215 компаний из России, Китая, Турции, Беларуси, Италии, Сербии и Японии расположились в двух павильонах Международного выставочного центра «Крокус Экспо» и заняли 11 900 кв. м. Было представлено 230 известных и новых брендов зоотоваров. Посетители увидели настоящее нашествие российских марок, смогли оценить перспективы локального производства и подумать над возможностями «нового времени».
Книга рекордов и достижений «ПаркЗоо»
Многое на «ПаркЗоо 2023» произошло впервые. Площадь выставки достигла размеров двух футбольных полей, и её не хватило. Самое крупное и авторитетное мероприятие в зооиндустрии России посетили 12,3 тысячи человек (на 12% больше по сравнению с прошлым годом), включая гостей из Эквадора, Пакистана, Ирана, Сингапура, Омана, Азавата (бывший Мали) и других стран.
На «ПаркЗоо 2023» построили мегастенд площадью 532 кв. м (АПЗ «Триол»), который стал чемпионом по посещаемости. Почётное место среди ассортимента компаний здесь занял недавно локализованный в России BRIT CARE.
К сожалению, впервые экспозицию «ПаркЗоо» достраивали всё утро первого выставочного дня: у «БилдЭкспо» (генеральный застройщик МВЦ «Крокус Экспо») не хватило рабочих — эта проблема сейчас есть во всех сферах экономики. Но «временные трудности» никого не смутили и лишь добавили мотивации экспонентам «быть круче и выглядеть на все 100%».
Первый раз на «ПаркЗоо» приехали 34 китайские компании. Было бы больше, но 30 заявок удовлетворить не удалось — не хватило выставочных мест. Вообще на мероприятии ещё никогда не было так много новых участников — порядка 20% от общего числа — и особенно представителей заводов по производству кормов для животных. На российский зоорынок в этом году вышли компании из других сфер бизнеса. Пожалуй, это один из трендов в зооиндустрии, который продемонстрировала «ПаркЗоо»: отрасль обновляется, трансформируется и обогащается опытом из смежных областей экономики.
Зона новинок – точка притяжения на «ПаркЗоо», с неё начиналась выставка. Здесь все три дня было многолюдно. Компании презентовали 170 новых продуктов, из которых 91 позиция – это корма и лакомства для питомцев, в основном премиального класса российского производства. Вообще большинство представленных на мероприятии зоотоваров выпускается локально – также тренд в зооиндустрии России, который показала выставка.
Помимо количественных достижений, «ПаркЗоо» выросла качественно: у стендов был интересный дизайн с хорошим представлением продуктов, продуманные event-ходы, работало много менеджеров, на стендах не было очередей – всем хватало места и уделялось достаточно времени. Экспоненты дарили подарки: от мерча до скидок.
На стенде «Зооинформа» прошли переговоры представителей Национальной ассоциации зооиндустрии (НАЗ) и итальянской ассоциации зообизнеса. В марте 2023 года Россельхознадзор запретил ввоз кормов с ряда предприятий Италии. Зообизнес этой страны хочет продолжить работу с российским рынком, ассоциации ищут возможности восстановления поставок.
Впервые в рамках деловой программы «ПаркЗоо» прошёл круглый стол, на котором обсуждались вопросы по работе с маркетплейсами (организаторы – НАЗ и «Зооинформ»). Представители зообизнеса озвучил свои пожелания по сотрудничеству с площадками. На мероприятии присутствовали 130 человек.
Жить по-новому: главный тренд
Кормовые новинки на «ПаркЗоо 2023» представили «Валта» (AWARD, CRAFTIA, «Ферма кота Фёдора»), «СУПРЭМО» (ENSO, Dog&Dog, Chat&Chat), «ДЕ НОВО ГРУПП» (BOWL WOW), «ПроРацион» (Meat Garden), AlphaPet (AlphaPet Menu), Pet Food Planet (DEZZIE), «Симбио» (Wellement), «Компания АКАНА» (Banditos), «Технология успеха» (SULTAN), «Евро-Продукт-К» (P.E.P.P.O., PROTEMIX), «ГЛОБАЛ ВЕТ» («Фарш»), «Гранд-Альфа» (Edel), Саратовский кормовой завод (Salute migliore, «Хвостик.Гав»), «Ультана» (PRO-NUTRITION – ребрендинг марки FLATAZOR), «Лилас ПЕТФУД» (Buddy&Sol), «Красные баррикады» (AMIGO, DeltaPet), «Мясная гатчинская компания» (1STNature), «Нэйтив Групп» (Blue Native, Eco Native), «Мек-медикал» (Eravida). И это не полный список.
Рынок может уже не опасаться дефицита кормов для кошек и собак, который возник из-за проблем с импортом. Произошло его насыщение, и грядёт перенасыщение. Однако увеличение количества торговых марок не повлияло на рост популярности российских рационов: рознице трудно сделать выбор, не имея данных о месте производства, сырьевой базе и технологиях, составе корма и репутации завода, истории и миссии бренда. Компаниям придётся преодолевать недоверие к российским продуктам, которое усугубилось в связи с расширением «гаражного производства». Главная задача новых брендов — качественное информирование партнёров и конечных потребителей о себе и выстраивание доверительных отношений с ними.
Генеральный директор «ДЕ НОВО ГРУПП» Рустам Рахманкулов считает, что в ближайшие два года произойдёт санация (оздоровление) на рынке кормов, в результате которой останутся компании, выигрывающие за счёт качества продукции, работы с ветеринарным и научным сообществом. «Основная проблема — сырьё, – считает Рахманкулов. – Например, ветеринарные диеты невозможно производить, если качество сырья “скачет”, поэтому российских линеек этой продукции пока мало. С сырьём в России придётся поработать: нужны кадры, научные исследования. Нам необходимо получить опыт, который мы потеряли за время доминирования на нашем рынке импортных продуктов».
На «ПаркЗоо 2023» были представлены корма из Турции, Италии, Аргентины и Сербии. Акцент в поставках переносится с Европы на Азию и Латинскую Америку. Однако условия импорта изменились: цены на рационы выросли, рознице придётся делать серьёзные вложения в продвижение и узнаваемость торговых марок. Дистрибьюторам сейчас важно установить надёжную связь с продавцами продукта и обеспечить поддержку своих брендов и клиентов.
Производство: выпускают все!
В России открываются как крупные заводы по производству кормов для питомцев, например, LIMKORM (площадка в г. Губкин), так и небольшие, например, в Саратове, Астрахани или Краснодарском крае. На подходе запуск фабрики «Петэксперта», строятся предприятия «РашнПетФуд», «Биотех», «РУСКОРМГРУПП» и ряд других. В зообизнес активно приходят компании из пищевой промышленности. Например, «Увелка», которая выпускает крупы, хлопья, макароны, уже изготавливает рационы для домашних животных.
Увеличение числа производственных площадок для выпуска кормов, появление новых игроков в отрасли и выход на зоорынок производителей из других отраслей экономики – также стали трендами, которые показала «ПаркЗоо» в 2023 году.
Тофу – всему голова
Второй по численности категорией зоотоваров, представленных на «ПаркЗоо 2023», стали наполнители для кошачьих туалетов. А самым «модным» среди материалов, из которых их делают, — тофу. Про него писали и говорили почти на каждом стенде, где была представлена эта продукция. Появились даже российские производители наполнителя из тофу для кошачьих туалетов. Они были обозначены как «наполнители четвёртого поколения». Правда, каким было второе или третье поколение – узнать не удалось, как и секретную технологию изготовления наполнителей четвёртого поколения.
Бентонит своих позиций не сдаёт: по-прежнему это один из самых популярных материалов, и продукты из него были широко представлены на «ПаркЗоо 2023». Например, «СУПРЭМО» презентовала новые марки из Турции — Cat Grey, Sandy, Cat’s White.
Интересный тренд: производители кормов и лакомств начинают выпускать наполнители и делают кормовые бренды зонтичными. Так, на «ПаркЗоо 2023» свои продукты для кошачьих туалетов представили кормовые марки Zooring («ВсемМиром»), Banditos («Компания АКАНА»). Производитель лакомств Tavela выпустил бренды OK-LOCK и Catpix. На рынок наполнителей выходят и производители ветпрепаратов: «Апиценна» презентовала наполнитель из соевых волокон (снова тофу!) Brizberry.
Возвращение китайцев в Россию
Китайские компании вернулись в Россию после долгого отсутствия, которое началось с эпидемии COVID-19. На «ПаркЗоо 2023» они представили недорогие товары для животных, которые, вполне вероятно, будут востребованы, когда владельцы питомцев сокращают расходы на аксессуары и продукты не первой необходимости. Были интересные предложения, например, общее спальное место для хозяина и собаки в виде огромной лежанки. Но таких «товаров будущего» было мало. В основном внимание привлекали китайские интеллектуальные игрушки и технологичные товары, вроде электронных кормушек.
Экспертный центр выставки
Стенд «Зооинформа» стал экспертным центром «ПаркЗоо 2023». Он в топе самых посещаемых площадок выставки. Гости мероприятия получили 9374 экземпляра журнала «Зообизнес в России» и около 1600 экземпляров книг из серии «Мегапродажи в зоомагазине», консультации от Татьяны Катасоновой, Юлии Долженковой и Александра Колчина.
На стенде «Зооинформа» работала топ-технолог по разработке кормов для животных Ольга Левцова, которая презентовала свою работу по созданию идеального аминокислотного профиля белка для домашних животных. «Очень часто при разработке кормов говорят: нужен белок высокого качества, – рассказала нам Ольга. – Что же это такое — качество? В питании человека есть параметр “биологическая ценность”, который показывает качество аминокислотного профиля белка, его соответствие идеальному. Мы разработали аналогичный параметр для кошек и собак. Это биологическая ценность аминокислотного профиля, которая позволяет оценивать качество белка и его необходимое количество в продукте». Производители кормов и владельцы СТМ могли пообщаться с Ольгой Левцовой и начать сотрудничество.
Перспективы и хорошее настроение
«ПаркЗоо» вновь выросла в масштабе, подтвердила статус самой большой и авторитетной выставки зооиндустрии в России, площадки нетворкинга для новых игроков рынка и индикатора делового настроения отрасли.
«“ПаркЗоо 2023” стала “выставкой открытий”, – сообщила нам Наталья Моргунова, директор мероприятия и “АРТИС Экспо”. – Она открыла рынку новые имена, бренды и страны, представила новых производителей. Появилось много компаний, которые стали предлагать не только продукты, но и сервис для своих клиентов.
В 2023 году экспоненты стали креативнее, а стенды и полиграфия – ярче и качественнее. Многим удалось соединить в своих конструкциях кулуарность с open space пространством.
Меня порадовал общий настрой компаний на этой выставке: по поведению и действиям ясно, что, несмотря на ситуацию, компании пишут новые сценарии своего развития и готовы их воплощать в жизнь, в том числе и через работу на выставке».
Следующая выставка состоится 25–27 сентября 2024 года в «Крокус Экспо». Бронирование стендов на «ПаркЗоо 2024» открыто.
Далее читайте подробнее о том, что представляли компании зооиндустрии на «ПаркЗоо 2023». Фоторепортаж с выставки в конце материала.
[slide-anything id=”121101″]
[slide-anything id=”121121″]