В Москве 20–22 октября в конгресс-холле ВЦ «Крокус Экспо» прошла IX Национальная ветеринарная конференция (NVC). Состоялась она в очном формате — к огромной радости ветеринарных специалистов, профильных массмедиа и представителей зообизнеса.
Организаторы: Национальная ветеринарная палата и Коллегия ветеринарных специалистов
Генеральный спонсор конференции — Purina Pro Plan
Официальный партнёр конференции — Royal Canin
Спонсоры — GE Healthcare, Boehringer Ingelheim, «Ветпродакс», KRKA, «Мосзооветснаб», ООО «ТК ЯрВет», «Эланко Рус», Crave, Farmina, Monge Vet Solution, Nutro
Генеральный информационный партнёр конференции — ИИЦ «Зооинформ»
«В прошлом году ковид заставил нас перейти в интернет. За это время мы пресытились вебинарами и общением в Zoom. Пора возвращаться к нормальному человеческому общению!» — под этим воззванием руководителей секции «Менеджмент» словно подписались все поклонники NVC. Ветзообизнес в целом не понёс значительных потерь ни от вируса, ни от административной борьбы с ним. Как отметили на секции менеджмента, «Несмотря на пандемию и ожидание спада, на российском ветеринарном рынке произошло много событий, демонстрирующих его развитие — открылись новые, большие клиники в Москве, Санкт-Петербурге, пришла крупная иностранная сеть, произошли изменения в правовом регулировании отрасли». А вот основные образовательные мероприятия и отраслевые выставки пострадали, хотя и переместились частично на интернет-площадки.

Несмотря на поднимающуюся третью коронавирусную волну и постоянное напряжение (запретят / не запретят!), конференция состоялась офлайн, и её посетили 6200 человек. Только зарегистрированных участников, включая лекторов, было 4480. И ещё 1720 — оргкомитет, сотрудники на площадке, представители компаний-экспонентов и гости выставки, которая ничуть не уступала экспозиции 2019 года, более того, она увеличилась на три стенда. Доступ на выставку, кстати, был для гостей бесплатным.
Участниками NVC традиционно стали лучшие российские и зарубежные ветеринарные специалисты, руководители и сотрудники ведущих ветеринарных клиник и лабораторий. Для них работали 24 секции по всем клиническим направлениям ветеринарии мелких домашних животных, а также по менеджменту, службе интерфейса и работе ассистентов, и выступали 258 лекторов (237 российских и 21 из Франции, Швеции, Финляндии, США, Канады, Германии, Испании, Норвегии, Португалии и Украины). И для них были представлены на выставке лечебно-диагностическое и лабораторное оборудование, современные фармацевтические препараты, лучшие корма от ведущих компаний ветеринарного и медицинского бизнеса.
NVC – возможность приручить специалиста
Выставку NVC традиционно открывали два мощных стенда кормовых гигантов — генерального спонсора и официального партнёра конференции. В этом году они переместились поближе к дверям конгресс-холла, примерно на длину лекционного зала, и встречали всех входящих. Остальные спонсоры разместились на второй, третьей и четвёртой линиях. Рядом с лидерами стояли только необъёмные столы с прессой. Экспозиция хоть и вытянулась в длину, но осталась заключённой среди лекционных залов. И, несмотря на увеличение количества стендов и то, что некоторые слегка прибавили в размерах, народ свободно перемещался вокруг стендов и между залами.

Всего на выставке работали 116 экспонентов. Как они распределились по специализации?
Симптоматично, что кормовых компаний прибавилось, причём предлагающих не только лечебные диеты или профилактические, но и премиальные полнорационные корма для здоровых животных. Всего их стало восемь, из них шесть являются спонсорами. Конкуренция среди кормовых брендов высока, и дальновидные компании спешат завоевать симпатию ветеринарных врачей, чтобы рассчитывать на их рекомендации в будущем.
Присутствовали на NVC и крупные дистрибьюторы широкого профиля — пять компаний со смешанным ассортиментом: всевозможная продукция и для ветеринарии, и для содержания здоровых животных (корма, аксессуары, средства и инструменты для груминга и др.). Конечно, здесь они представляли в первую очередь товары ветеринарного назначения.
Ветпрепараты, вакцины, гигиенические средства предлагали 30 компаний, из них 23 сами занимались разработкой и производством, семь — только поставками.

Оборудование для ветклиник (аппаратура для визуальной диагностики, мониторинга, оборудование для оперблоков и ОРИТ, инструментарий, расходные материалы) — 34 участника. Большинство из этих компаний предлагает высокотехнологичную продукцию, но есть по одной фирме, специализирующейся на средствах фиксации животных или послеоперационной одежде для них.
Всё для ветлабораторий (анализаторы, реактивы, тесты, ёмкости, системы забора крови и др. расходные материалы) — 12 компаний.
Лабораторные услуги предлагали четыре экспонента (два международных гиганта и две отечественных лаборатории).
Ветклиник было четыре. Две небольших наших сети и крупная европейская сеть ветеринарных больниц и клиник, плюс российский центр для лечения и реабилитации диких животных.
Образовательные услуги (конференции, онлайн-курсы с вебинарами) — пять экспонентов.
Четыре компании специализировались на груминге (две производят только машинки для стрижки, а две предлагают оборудование для салонного и домашнего груминга, из них одна – даже хирургические столы и немного другого оборудования для ветеринарии).
Программное обеспечение (системы автоматизации медучреждений и аптек, поиск лекарств) — одна фирма.
Пресса — семь экспонентов.
Книжное издательство (научные, учебные и справочные издания, освещающие все направления в ветеринарии) – одно.
И, наконец, первый в мире телеканал для ветврачей и всех любителей животных — один.
Экспоненты приготовили для участников конференции и гостей выставки викторины, розыгрыши, мастер-классы по работе с представляемой продукцией, специальные акции и скидки.
А врач-то в бизнесе разбирается!
Это естественный отбор: частные клиники, руководство которых не разбирается в бизнесе, долго не живут. Поэтому как только у нас стали популярны конференции для врачей, работающих с домашними любимцами, на них появились доклады по менеджменту во всех его проявлениях. На NVC секция «Менеджмент» каждый раз собирает полный зал все три дня и вынужденно переселилась за пределы конгресс-холла. В этом году — на… понтон на Москве-реке. Тут можно помянуть китайскую премудрость и то, что стихия воды всем денежным делам весьма благоприятствует, но хорошая программа помогает в делах ещё больше!
Кубатбек Маматкулов, директор Ветеринарного статуарного органа Кургызской республики; Диана Насырова, директор Национальной ветеринарной палаты; Сергей Медоса-Истратов, основатель сети клиник «Белый клык»
Современный взгляд на управление невозможен без soft skills, или «мягких навыков». Благодаря выходу на российский рынок группы AniCura (около 400 клиник в Европе) секция получила двух зарубежных лекторов. Также на эту тему выступили с лекциями представители бизнес-школы SRC и Академии зообизнеса «Валты».
За три дня спикеры и слушатели успели поговорить ещё о контроле качества ветеринарных услуг в клиниках и о формировании справедливых цен на ветеринарные услуги, о тонкостях направления пациентов в другие клиники и взаимодействии между клиниками, привлечении инвестиций, выживании в условиях растущей налоговой нагрузки, об организации учёта и контроля, судебной ветеринарной экспертизе при спорах с клиентами и о многом другом.
Весьма содержательными оказались и три панельные дискуссии (темы говорят сами за себя):
-
- «Как изменится рынок ветеринарии в РФ в ближайшие годы? Что нас ждёт с приходом новых игроков в отрасль и как подготовиться к усилению конкуренции»;
- «Перспективы развития ветеринарной отрасли – лицензирование, саморегулирование и другие возможные пути. Нужно ли лицензировать ветеринарную деятельность?»;
- «Этика в ветеринарии. Какие шаги нам надо делать, чтобы внедрить соблюдение этики ветеринарными врачами и клиниками».
Продолжить обучение желающие смогли на мастер-классе «Финансы моей компании. Что должен знать собственник и СЕО» в Образовательном центре Коллегии специалистов. Он был ориентирован на владельцев и управляющих малым и средним бизнесом и предназначен для получения базовых знаний в области управления финансами компании. Вела мастер-класс Наталья Баранова, бизнес-коуч, эксперт по управлению финансами и рисками.
К организации работы клиники непосредственное отношение имела и секция «Служба интерфейса».
* * *
Ветеринарные специалисты не только лечат. Они управляют клиникой (или целой сетью клиник), лабораторией, аптекой. Ветаптеки и магазины сопутствующих зоотоваров работают при многих клиниках. Одни врачи устраиваются в компании по продаже лечебного и диагностического оборудования, другие — закупают его для своих клиник. Наконец, они участвуют в формировании предпочтений огромного числа розничных покупателей — владельцев домашних животных. Компания, предлагающая продукцию для ветеринарии или корма и средства ухода для домашних животных, и ветеринарный специалист тесно связаны и так или иначе работают друг на друга. Им необходимы встречи на такой площадке, как NVC, идеально подходящей для ветзообизнеса. Как ёмко и коротко её описали сотрудники компании АВЗ: «Ярко! Масштабно! Продуктивно!»
Десятая, юбилейная Национальная ветеринарная конференция ждёт вас в 2022 году.
Слушайте по теме: подкаст «Будь в курсе – Специальный выпуск NVC»
Текст: Екатерина Савицкая
Перейти на страницу автора
Подпишитесь на наш телеграм-канал и получайте важные отраслевые новости в удобном для вас формате.