20–22 сентября в «Крокус Экспо» проходила 12-я Международная выставка зооиндустрии «ПаркЗоо». Мероприятие показало, как зообизнес изменился за год, какие новые бренды появились на рынке, что происходит с производством кормов в России и что зоорынок стал интересен компаниям пищевой промышленности.
Масштаб. В этом году выставку посетили 12 219 человек, 93,5% – из России. На мероприятие приехали представители из 46 стран, среди которых Эквадор, Пакистан, Иран, Сингапур, Оман и Азават (бывший Мали).
Стенды экспонентов заняли почти 12 тысяч кв. м. В «ПаркЗоо» участвовали 215 компаний из России, Китая, Турции, Италии, Сербии и Японии. На выставку вернулись крупные игроки отрасли, которые пропускали «ПаркЗоо» последние два года.
Впервые на «ПаркЗоо» работал мегастенд площадью 530 кв. м. На нём разместились компании АПЗ «Триол». Стенд стал чемпионом выставки по посещаемости.
На мероприятие впервые приехали 34 экспонента из Китая. Они представили бюджетные зоотовары, интеллектуальные игрушки и технологичные продукты. Участников из Поднебесной было бы больше — порядка 30 заявок не удалось удовлетворить из-за отсутствия места в зале. В условиях санкций интерес производителей из Азии к российскому зообизнесу значительно вырос. Китай предлагает товары для питомцев, заводские площади, сырьевые ресурсы и технологии для выпуска продукции для животных.
На «ПаркЗоо» прошла встреча представителей Национальной ассоциации зооиндустрии и итальянской ассоциации зообизнеса. В марте 2023 года Россельхознадзор (РСХН) запретил ввоз кормов с ряда ведущих предприятий Италии. Заводам, с которых поставки не прекращались, в конце сентября РСХН продлил разрешения на ввоз продукции до 23 октября 2023 года. Зообизнес Италии хочет продолжить работу с российским рынком, представители ассоциации ищут возможности восстановления поставок и рассчитывают на поддержку Национальной ассоциации зооиндустрии.
Новые бренды, компании и заводы. 12-я выставка «ПаркЗоо» представила зоорынку много российских торговых марок и новых игроков отрасли.
В зоне новинок выставили 153 товара из России, Китая, Турции, Таиланда, Сербии, Италии, Франции, Южной Кореи и Аргентины. Из них 91 позиция – это корма и лакомства, в основном премиального класса.
Большинство представленных на выставке зоотоваров было российского производства.
Благодаря открытию новых заводов, как крупных, например, LIMKORM, так и небольших площадок, например, в Саратове, Астрахани или Краснодарском крае, угроза острого дефицита кормов отступила. По-прежнему сохраняется напряжение в сегменте ветеринарных диет, но с «физиологией» проблем почти нет. На подходе запуск большой фабрики «Петэксперта», строятся предприятия «РашнПетФуд», «Биотех», «РУСКОРМГРУПП» и ряд других. «Увелка» — компания из пищевой отрасли, которая выпускает крупы, хлопья, макароны — уже производит рационы для питомцев. И это не единственный пример прихода в отрасль фабрик пищевого сегмента. Увеличение числа производственных площадок для выпуска кормов, появление новых игроков в отрасли и выход на зоорынок производителей из других отраслей экономики – это основные тренды «ПаркЗоо» в 2023 году.
Дефицит кормов в 2022 году сменился насыщением розницы в 2023-м, возникла проблема с качеством продуктов. Эксперты уже говорят о санации рынка в ближайшие два года и неизбежном уходе компаний, которые не смогут отстоять качество своей продукции и не установят доверительные связи с конечными потребителями. Рынок сырья тоже ждёт немало испытаний: нестабильность характеристик ингредиентов не даёт производить в России диетические и ветеринарные продукты, потребность в которых высока.
Экспертиза «ПаркЗоо». В рамках деловой программы «ПаркЗоо» прошли две бизнес-экскурсии, организованные Академией зообизнеса «Валты». Их провели эксперты зоорынка — Юлия Долженкова («Зооинформ») и Елена Крупина («Валта»). Спонсорами экскурсий стали компании «Ас-Капитал», «Супрэмо», «Апиценна» и Human&business.
Порядка тысячи посетителей выставки послушали 10 бизнес-лекций на актуальные темы для зообизнеса: от поиска сотрудников до логистики и продаж. Круглый стол по работе с маркетплейсами, организованный «Зооинформом» и Национальной ассоциацией зооиндустрии, стал самым посещаемым мероприятием «Деловой программы». В нём участвовало около 130 человек.
Стенд «Зооинформа» – среди самых посещаемых площадок «ПаркЗоо». Гости выставки получили журнал «Зообизнес в России» и книги из серии «Мегапродажи в зоомагазине». На стенде работала топ-технолог по разработке рецептур кормов для животных Ольга Левцова, которая презентовала свою работу по созданию идеального аминокислотного профиля белка для кошек и собак.
«Очень часто при разработке кормов говорят: нужен белок высокого качества, – рассказала нам Ольга Левцова. – Что же это такое — качество? В питании человека есть параметр “биологическая ценность”, который показывает биологическую ценность аминокислотного профиля белка, его соответствие идеальному. Мы разработали аналогичный параметр для кошек и собак. Он позволяет оценивать качество белка и его необходимое количество в продукте».
Настроение и общение. В этом году многие участники «ПаркЗоо» отметили, что растерянность и непонимание перспектив, которые присутствовали в отрасли в 2022 году, исчезли. Настрой у компаний стал позитивным, появились планы для развития производства и продаж.
«ПаркЗоо» подтвердила статус самой большой и авторитетной выставки зообизнеса в России, площадки нетворкинга для новых игроков зоорынка и индикатора делового настроения отрасли.
Подробный редакционный материал об экспонентах и итогах «ПаркЗоо 2023» читайте в ближайшее время.