Поиск

Поймай волну. Global Pets Forum 2013

Юлия Долженкова
24–25 января в Праге прошёл Global Pets Forum 2013. Несколько лет назад он «глобализировался» и перестал быть узкоспециализированным pet-форумом. Теперь это мероприятие, на котором деловые люди обсуждают самый широкий круг вопросов — актуальные тенденции развития экономики и торговли, индустрии и бизнеса, общества и культуры. Не ищите в этой статье практических советов о том, как увеличить продажи, как победить конкурента или найти хорошего сотрудника — Global Pets Forum посещают не столько для получения новых знаний, сколько для вдохновения.

 

В этом году форум собрал 200 участников — владельцев и топ-менеджеров компаний со всего мира. Россию представляли Анатолий и Ирина Головченко («Валта Пет Продактс»), Татьяна Катасонова и Юлия Долженкова («Зооинформ»), Екатерина Шляхтина («Иванко»), Андрей Салманов («Лебёдушка»), Александр Олейников и Светлана Бирюкова («Пет Ритейл»), Борис Жлобек («Хаген Рус») и Наринэ Багманян (ASTI GROUP).

Темунынешнего форума «Anything, anywhere, anytime» («Всё, везде, в любое время»), можно расшифровать так: что бы вы ни захотели сделать/купить/узнать, вы можете сделать это где угодно и когда угодно. Это имеет прямое отношение к тому, как мы покупаем и продаём, как общаемся и взаимодействуем друг с другом и, главное, как используемзнания и технологии. Коснёмся некоторых глобальных тенденций, которые могут вдохновить вас на внедрение новых эффективных методов работы и новых стратегий развития.

 

Зри в корень

Почему одни компании более успешные и инновационные, чем другие? Почему у этих хорошо покупают, а у тех не очень? Саймон Синек, автор книги «Как выдающиеся лидеры вдохновляют действовать», описал модель мышления и работы, которую используют все неординарные компании и бизнес-лидеры. Он назвал эту модель «золотым кольцом».

Каждому человеку, каждой компании известно, что они делают. Многие знают, как они это делают, и лишь немногие люди и организации знают, зачем. Под вопросом «зачем?» подразумевается не «получение прибыли», т. к. это всегда результат, а «какова причина?» — зачем я встаю ни свет ни заря, для чего существует моя компания, почему моя работа должна быть кому-то интересна?

Подавляющим большинством людей — тем, как они мыслят, действуют и общаются — движет обычная логика: от простого к сложному («снаружи — внутрь»). Так строится и большинство маркетинговых кампаний. Однако самые выдающиеся организации вне зависимости от их размера и сферы деятельности, самые неординарные личности мыслят, действуют и передают информацию, исходя из принципа «изнутри — наружу» (от сложного к простому). Вотпоказательный пример. Если бы Apple была обычной компанией, её рекламное предложение звучало бы так: «Мы делаем отличные компьютеры, они красивые и удобные в использовании». Захотели купить? Вряд ли. Но Apple необычная компания и поэтому обращается к своим покупателям иначе: «Мы верим, что всё, что мы делаем, бросает вызов существующему положению вещей, мы верим в то, что можно мыслить по-другому. Поэтому мы делаем компьютеры красивого дизайна и удобные в использовании. Так вышло, что мы делаем отличные компьютеры». Хотите купить? Уже да.

Этот пример доказывает, что люди покупают не то, что вы делаете, а то, зачем вы это делаете, и ваш товар лишь доказывает то, во что вы верите. Именно поэтому люди также с большим удовольствием покупают mp3-плееры Apple, телефоны Apple и любые другие товары этой (компьютерной!) компании, ведь они покупают её «идею» и её ценности.
Цель бизнеса заключается не в том, чтобы делать товары для тех, кому они нужны, а в том, чтобы делать товары для тех, кто верит в то же, во что верите вы.

 

Обнажённый мир и экономика внимания

В современном мире, опутанном социальными сетями, всё труднее хранить секреты. Все могут узнать всё про всех (привет Асанжу и Навальному). Вы не можете позволить себе иметь двойное дно, двойные стандарты, вести нечестную игру — тайное рано или поздно обязательно станет явным. Это означает, что репутация брендов и компаний как никогда уязвима. Поэтому им следует внимательно работать над своими системами ценностей и определённым образом транслировать эту информацию обществу.

С этим тезисом соседствует ещё один: никогда в истории внимание потребителей не было так востребовано. К каким только ухищрениям не прибегают компании, чтобы привлечь к себе взоры покупателей. И в то же время мы наблюдаем беспрецедентный дефицит внимания. Оно стало валютой, на нём можно построить целую экономику. Но внимание современного покупателя можно привлечь только взаимностью. Почему Леди Гага меньше других теряет от пиратских скачиваний и большую часть своих дисков продаёт? Потому что относится к поклонникам как к своим друзьям и всеми силами пытается вызвать в них ответное чувство… и вызывает. Кто же будет красть у друга?!

Чтобы продать покупателю что-либо, уже не достаточно предложить «лучший товар по низкой цене», теперь покупатель хочет индивидуального отношения к себе. Он ждёт не скидок, потому что скидка для всех и совсем не означает внимания лично к нему, он хочет видеть, слышать и чувствовать вашу компанию, он должен быть уверен, что вы рядом, что вы живые и настоящие, в конце концов, он хочет быть частью вашего бизнеса.

Вот пример «взаимного внимания» с применением современных технологий. Парк аттракционов «Волшебный мир Гарри Поттера» очень быстро «раскрутился» с помощью простого и радикально дешёвого рекламного хода. Семерым самым преданным фанатам персонажа Джоан Роулинг, ведущим блоги и активным в социальных сетях, «по секрету» сообщили новость о скором открытии этого грандиозного парка, каждому индивидуальным письмом. В этой рассылке семи писем и состояла вся рекламная кампания. Через 24 часа 350 млн человек по всему миру обсуждали открытие парка.

Будущее вашего продукта зависит от количества внимания, которое он заработает. Пусть внимание к покупателям станет вашей главной инвестицией и тогда коэффициент окупаемости этих инвестиций будет сказочно высоким, поскольку вы будете уже не столько продавать, сколько привносить ценность в жизнь людей. За это они отплатят вам сторицей — будут рекомендовать вашу компанию/ваш продукт всем, с кем общаются, они будут продавать за вас.

Из примера с «Волшебным миром Гарри Поттера» следует ещё один тезис, звучавший на форуме в Праге: привлекайте на свою сторону лидеров мнений. Человек, которого уважают и к чьему мнению прислушиваются, став вашим сторонником, будет ретранслятором ваших идей и предложений. Найдите таких людей и уделите им самое пристальное внимание.

И наконец, нужно формировать армию сторонников и поклонников, постоянно рекрутируя в неё всё новых и новых людей. Задав своим клиентам простой вопрос: «Порекомендуете ли вы нашу компанию своим друзьям?» — можно легко определить число ваших поклонников. Как увеличить их число? Думайте нестандартно. Модераторы форума сайта компании Zappos, торгующей обувью через интернет, не только отвечают на вопросы, но ещё и отслеживают покупателей, у которых возникли проблемы с заказом, и… организуют доставку им бесплатной пиццы. Таким образом, недовольный клиент, оставивший негативный отзыв, переводится в состояние довольного клиента, готового транслировать своё удовлетворение далее. Чем внимательнее вы будете к своему покупателю, тем более высокий коэффициент окупаемости инвестиций получите.

 

На гребне волны

Выражение «поймать волну», используемое в заголовке, означает не только предвидение того, как будут развиваться события, и талант оказываться в нужном месте и в нужное время; это, прежде всего, особое состояние души. Описать его довольно трудно, слишком тонкая материя. Когда приближается ураган, один строит убежище, второй ветряную мельницу. Этот второй — на гребне волны. Почему? У него позитивный настрой, он хочет изменить свою жизнь и окружающий мир, у него есть сверхзадача, и он точно знает, чего хочет и как этого добиться. А ещё у него сознание «включено» и голова работает нестандартно. Можно ли такой настрой привнести в свою личность, если его нет? Можно, и Global Pets Forum в этом помогает.

 

Сделаем всё сами!

В эпоху экономических кризисов, банкротства компаний, технологий и идей, когда растёт недоверие к государственным деятелям, которые закрывают глаза на проблемы здравоохранения, образования и т. д., возникает новая волна — население «обнажённой планеты», заряженное энтузиазмом и вооружённое технологиями, берёт решение этих и многих других проблем на себя. Следовательно, всё больше сокращается поле деятельности для посредников всех мастей, особенно информационных.

 

За пределами браузера

Все самые значимые и многообещающие инновации будут сделаны в области интерактивного общения и использования различных мобильных гаджетов. И процесс этот уже активно идёт.

Во время форума традиционно была вручена награда Global Pets Award за значительный вклад в развитие зообизнеса и за наиболее полное соответствие теме форума. В этом году награду получила компания Pet Lovers Centre — сеть зоомагазинов в Сингапуре и Малайзии. Мы подробно рассказывали о ней в журнале «Зообизнес в России» №… Также в октябре 2011 года в рамках деловой поездки группа российских предпринимателей посетила эту компанию, читайте о той поездке в №….

Global Pets Forum всегда был полезным мероприятием для установления новых контактов и делового общения — организаторы предпринимают для этого особые усилия. Однако если раньше форум собирал 70–80 человек и за два дня можно было познакомиться практически со всеми участниками, то когда их число перевалило за 200, это стало затруднительно, нужно было что-то придумать. Организаторы начали использовать технологию Networking: каждому участнику выдавался бейдж с несколькими цифрами, которые обозначали номера столов, люди всякий раз пересаживались согласно своему бейджу и таким образом знакомились. Организаторы форума продолжают экспериментировать — в этом году все участники заранее заполнили подробные анкеты, где указали, с кем конкретно они хотели бы познакомиться, а также какие направления деятельности их интересуют. Благодаря этой информации участников форума рассаживали по определённой схеме. В результате мы приобрели много действительно полезных контактов — именно таких, какие искали.