Поиск

Фармкомпании из России теряют долю на рынке ветлекарств

Как сообщает аналитическая компания RNC Pharma, по итогам I-II кварталов 2021 года объём розничного рынка ветеринарных препаратов в России составил 11 млрд рублей (в розничных ценах, включая НДС). Динамика продаж у фармкомпаний относительно аналогичного периода 2020 года выглядит скромно, всего 3,8% при проведении расчётов в рублях. Это существенно ниже уровня инфляции, которая за рассматриваемый период достигла 8,3%. Натуральные показатели несколько уступают денежным, динамика в минимальных единицах дозирования (МЕД) составила 3,1%, всего с начала года в рознице было реализовано 93 млн МЕД ветпрепаратов.

После бурного роста рынка в апреле и мае 2021 года в июне наступило ожидаемое затишье, наступил «низкий» сезон, в рамках которого спрос на наиболее востребованные фармакотерапевтические группы закономерно сократился. Относительно июня 2020 года рублёвая динамика продаж осталась в плюсе (1,8%), а вот натуральные показатели продаж заметно сократились (–11,8%). Это не худший результат в рамках первого полугодия 2021 года, поскольку в феврале и марте продажи упали ещё сильнее, но это объяснялось нетипичными климатическими условиями. Сейчас же на спрос в большей степени оказывает влияние экономическая ситуация.

В текущем году свою продукцию на рынке представляли 29 стран-производителей, абсолютными лидерами являются США, по итогам I-II кварталов 2021 года на долю американских компаний приходилось суммарно 38,1% от денежного и порядка 17,4% натурального объёма рынка. Интересно, что за минувший год их доля заметно выросла как в рублях (+1,6%), так и в МЕД (+0,6%). Абсолютным лидером с точки зрения объёма розничных продаж выступает «МСД», при этом компания в рамках анализируемого периода показывает относительно скромную динамику в 3,2% (в рублях) и почти нулевой прирост в МЕД (–0,3%).

Максимальную динамику же продемонстрировал «Зоэтис» – за год компания смогла увеличить денежный объём продаж на 23%, продажи в МЕД при этом также выросли (+10,3%). Прирост обеспечивали в основном два бренда, в частности, инсектоакарицид для домашних животных «Симпарика» (+39% в рублях) и антибиотик «Синулокс» (+34%). Максимальный же показатель прироста по итогам I-II кварталов 2021 года из числа зарубежных компаний по-прежнему у немецкой «Евракон Фарма», продажи в рублёвом выражении за год выросли в 14 раз, в текущем году компания реализовывала в рознице только один продукт – противогельминтный препарат «Каниквантел».

Российские производители ветпрепаратов доминируют по объёмам натуральных продаж, на них по итогам первых двух кварталов приходилось 65,5% рынка, если проводить расчёты в МЕД. При этом суммарная доля отечественных компаний относительно показателей первого полугодия 2020 года сокращалась. В натуральных показателях российские компании потеряли 0,3%, а рублёвая доля за год уменьшилась на 1,8% (до 32%).

Здесь из числа топовых компаний (в рамках топ-15 с точки зрения денежного объёма продаж) положительной динамикой характеризовались всего шесть производителей, максимальные темпы роста продаж показали компании «Агробиопром» (+23% в рублях) и «Асконт +» (+17%). В первом случае максимальный вклад в динамику продаж демонстрировали ушные капли «Отидез» (+30%), а также инсектоакарицид «Бинакар» (25%). По компании «Асконт +» отметим препараты «Габивит-SE» (рост в 2,2 раза), «Бутастим» (в 2 раза) и «Элеовит» (+35%).